Решение по делу № 2-4106/2022 от 11.10.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень                                             08 декабря 2022 года

    Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Берсеневой Н.В.,

при секретаре Арзановой А.П.,

с участием старшего помощника прокурора ФИО5, представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4106/2022 по иску прокурора Тюменского района в интересах ФИО2 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Тюменского района обратился в суд в интересах ФИО2 с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивирует тем, что в прокуратуру района поступило обращение ФИО4 о причинении вреда его матери – ФИО2<данные изъяты>, в результате укуса безнадзорной собаки. Прокуратурой района по данному обращению проведена проверка, в результате которой установлено следующее: ДД.ММ.ГГГГ после 19час. 00мин. вблизи дома <адрес> на ФИО2 напала бездомная собака, которая ее укусила, <данные изъяты>. Согласно справке об оказанной медицинской помощи, предоставленной ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница » от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 установлен диагноз: <данные изъяты> В ходе проверки установлено, что в период нанесения укуса между администрацией Тюменского района в лице МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» и ООО «Русский фермер» действовал муниципальный контракт на оказание услуги по отлову и транспортировке животных без владельцев на территории Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. Подпунктом 15 пункта 1.2 Распоряжения Администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ро «Об исполнении администрацией Тюменского муниципального района государственных полномочий» исполнение государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных возложено на Департамент градостроительства, имущественных отношений и жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ. Подпунктом 5 пункта 1 Распоряжения Администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ро «О внесении изменений в распоряжение Администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ро» обязанность по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возложена на Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Тюменского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ненадлежащее осуществление мероприятий по организации отлова безнадзорных животных и способствовало увеличению количества безнадзорных животных. Указанное обстоятельство создает условия для распространения инфекционных заболеваний и приводит к увеличению числа случаев нападения таких животных на людей, причинения вреда их жизни и здоровью. Помимо вреда здоровью получение травмы повлекло морально-нравственные страдания инвалида второй группы ФИО2, она испытывает психологическую травму, а также понесла материальные расходы для предотвращения последствий причинения вреда. Учитывая обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, индивидуальные особенности пострадавшей полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена Администрация Тюменского муниципального района.

В судебном заседании старший помощник прокурора Тюменского района ФИО5, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица - Администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, в представленных суду письменных возражениях просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Представители третьих лиц: Администрации Богандинского муниципального образования, ООО «Ялуторовский фермер» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено без их участия.

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Тюменского района проводилась проверка по обращению ФИО4, который указывал на то, что ДД.ММ.ГГГГ после 19.00 в <адрес> его мать ФИО2, которая является <данные изъяты>, укусила бродячая собака. Просил принять меры к администрации, убрать бездомных собак с территории поселения.

Из письменных объяснений ФИО2, данных ею ДД.ММ.ГГГГ помощнику прокурора Тюменского района, ДД.ММ.ГГГГ она вышла погулять по адресу: <адрес> совместно со своим котом, который был на шлейке. Увидела, что в ее сторону движется бездомная собака. Она не заметила на собаке ни бирки, ни ошейника. Указывает, что взяла кота на руки, собака подошла к ней и вцепилась в правую руку. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГБУЗ ТО «Областная больница », где была выдана справка, что ей нанесены <данные изъяты>

В соответствии со справкой об оказанной медицинской помощи ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница » от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен диагноз: <данные изъяты>

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ об оказании медицинской помощи, предоставленной ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница » ФИО7, установлен диагноз: <данные изъяты>

В силу ст.22.2 Закона Тюменской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Подпунктом 15 п.1.2 Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ ро «Об исполнении Администрацией Тюменского муниципального района государственных полномочий» исполнение государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных возложено на Департамент градостроительства, имущественных отношений и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Тюменского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ.

Подпунктом 5 п.1 Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ ро «О внесении изменений в распоряжение Администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ро» обязанность по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возложена на Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Тюменского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» и ООО «Ялуторовский фермер» был заключен муниципальный контракт на оказание услуги по отлову и транспортировке животных без владельцев на территории Тюменского муниципального района. Срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.3 ст.20, пп.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств; мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

Таким образом, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области наделено отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п.1 ст.1064 ГК РФ).

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», установленная пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Таким образом, требование о возмещении вреда, в том числе и морального, должно предъявляться и разрешаться с учетом положений статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Применительно к рассматриваемым правоотношениям возможность возмещения морального вреда связывается с необходимостью представления истцом доказательств причинения вреда, а также с наличием причинно-следственной связи между незаконными (виновными) действиями (бездействием) ответственного лица и наступившим вредом.

Принимая во внимание, что факт причинения вреда ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ доказан, при этом из материалов следует, что укусившая ее собака находилась без надзора, то именно Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, как лицо, на которое возложена обязанность по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, должно было доказать факт наличия у животного владельца.

Изложенные обстоятельства дают основание полагать, что принятых Управлением мер оказалось недостаточно, ФИО2 пострадала в результате ненадлежащего исполнения обязанностей по организации мероприятий по отлову собак, находящихся на улице и в иных общественных местах без сопровождающего лица, то есть бездействия со стороны Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, которое отсутствие своей вины не доказало.

В силу ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно п.32 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит размер компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Как следует из разъяснений, данных в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку истец в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Положениями статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из разъяснений, указанных в п.п. 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает, что ФИО2 является <данные изъяты>, принимает во внимание, что в результате нападения безнадзорной собаки ФИО2 получила <данные изъяты>

Таким образом, при определении размера компенсации морального вреда, причиненного ФИО2, судом принимается во внимание тяжесть причиненного ее здоровью вреда, характер и степень физических и нравственных страданий, выразившихся в необходимости прохождения лечения, связанного, в том числе, с физической болью,, страхе, изменении привычного образа жизни.

При установленных судом обстоятельствах, руководствуясь своим внутренним убеждением и требованиями закона, с учетом требований разумности и справедливости, суд считает необходимым определить ко взысканию с ответчика в пользу ФИО2 размер компенсации морального вреда, в сумме 40 000 рублей.

При этом, суд находит данную сумму соответствующей требованиям разумности и справедливости, считает, что данная сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, является соразмерной последствиям нарушения и компенсирует потерпевшему перенесенные им физические и нравственные страдания, сглаживая их остроту.

Руководствуясь ст.ст.3, 10, 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Тюменского района в интересах ФИО2 удовлетворить частично.

    Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области (ИНН в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., (паспорт ) компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей.

    В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд Тюменской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 23.12.2022.

Председательствующий        (подпись)                   Н.В. Берсенева

2-4106/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Тюменкого района в интересах: Удаловой Светланы Александровны
Ответчики
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района
Другие
Администрация Тюменского муниципального района
ООО "Ялуторовский фермер"
Администрация Богандинского Муниципального образования
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Берсенева Наталья Вячеславовна
Дело на сайте суда
tumensky.tum.sudrf.ru
11.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2022Передача материалов судье
14.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2022Подготовка дела (собеседование)
11.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2022Судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
23.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее