УИД 11RS0001-01-2021-020882-61 Дело № 2а- 2310/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Новиковой И.В.,
при секретаре Ляховой Т.Т.
с участием административного истца Кочеткова Н.В.,
представителей административных ответчиков Крюковой А.П.,
рассмотрев открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 14 марта 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Кочеткова Николая Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, УФСИН по РК, о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Кочетков Н.В. обратился в суд с административным иском (с учетом дополнений) к ФКУ ИК -1 УФСИН России по РК о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-1 в сумме 4 000 000 руб. В обоснование заявленных требований указал, что по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми., где нарушаются его условия содержания выразившееся в ненадлежащим санитарно - эпидемиологическим состоянии помещений в исправительном учреждении, отсутствии необходимого количества сантехнического оборудования, не соответствии площадей помещений карантинного отделения, отсутствие принудительной вентиляции, низком качестве пищи, наличии грызунов, не соответствии банно-прачечного комплекса, в связи с чем, на протяжении всего времени его содержания он находился в бесчеловечных и невыносимых условиях, унижающих его человеческое достоинство, не соответствующих ст. 3 Конвенции и испытывает физические и нравственные страдания.
Определениями суда к участию в деле привлечены: УФСИН по РК, ФСИН России.
Административный истец в судебном заседании требования административного иска и уточнений к нему и доводы в его обоснование поддержал.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании с административным иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении.
Иные стороны участия в судебном заседании не приняли, извещались надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 27.01.2020 введена в действие ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Статьей 5 Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано, что в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Таким образом, учитывая, что нарушения в отношении административного истца носят длящийся характер, установленный законом срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В силу статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2).
Данным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с ч.1 ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Частью 2 статьи 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Как следует из разъяснений пункта 2 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018чрда № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничении (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закреплённые Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного правя, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьёй 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Положениями частей 1, 2, 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом сезона и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 99).
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 хода № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512).
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; утвержденной приказом -Министерства юстиции Российской Федерации от ** ** ** года №...- ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует прёдусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 205 Инструкции).
В силу пунктов 19:2.1, 19:2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454 пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам; требующим обёспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и.т.п.).
Согласно части 3 статьи 1.01 УИК РФ администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с пунктом 126, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований.
Согласно п. 9.4 «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр) режимная, жилая, изолированная жилая, производственная зоны ИУ (кроме производственной зоны КП) разделяются на локальные изолированные участки и территорию вне локальных изолированных участков. По границе локального изолированного участка устанавливаются ограждения
Согласно п. 9.13 вышеуказанного свода правил, при новом строительстве на территории каждого локального изолированного участка со зданием для содержания осужденных, следует предусматривать размещение спортивной площадки, служащей одновременно площадкой для построения и территорией для прогулок, из расчета 2,0 м2 на одного осужденного, и место для курения.
В действующем законодательстве нормы площади и количество санитарных узлов определено Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, которым утвержден «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» (далее – Свод правил).
Данный приказ распространяет свое действие на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений (п. 1.1).
Согласно примечаний № 8 к пункту 29 таблицы 14.2 Свода правил, следует оборудовать одним унитазом на 15 осужденных.
Согласно примечаний № 7 к пункту 28 таблицы 14.2 Свода правил, следует оборудовать одной ножной ванной и одним умывальником на 15 осужденных.
Аналогичная нормы содержалась в Приказе МЮ РФ от ** ** ** №... –ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
Установлено, Кочетков Н.В. отбывает меру уголовного наказания в ИК-1 с ** ** ** по настоящее время.
По прибытии в ФКУ ИК-1 Кочетков Н.В. помещен в карантинное отделение, располагающееся на 1 этаже здания «Медсанчасть». ** ** ** переведен в отряд №..., расположенный в общежитие ...; ** ** ** переведен в отряд №..., расположенный в общежитие 4; ** ** ** помещен в карантинное отделение, ** ** ** г. переведен в отряд №..., расположенный в общежитие ...; ** ** ** г. переведен в отряд №..., расположенный в общежитие ...; ** ** ** переведен в отряд №..., расположенный в общежитие 5, где содержится по настоящее время.
Карантинное отделение в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми располагается на первом этаже здания «Медсанчасти». Согласно технического паспорта здания, карантинное отделение имеет общею площадь 97,7 кв.м. и состоит из следующих помещений: спальное помещение №... площадью 10,4 кв.м. (9 спальных мест) №... в экспликации; спальное помещение №... площадью 16,3 кв.м. (8 спальных мест) №... в экспликации; спальное помещение №... площадью 12,8 кв.м. (9 спальных мест) №... в экспликации; комната приема пищи площадью 11 кв.м. №... в экспликации; комната дневного пребывания и просмотра телепередач площадью (ПВР) 32,7 кв.м. № ... в экспликации ; тамбур перед санитарным узлом площадью 5,8 кв.м. №... в экспликации; санитарный узел (туалет) площадью 3,3 кв.м. №... в экспликации; душевая площадью 5,4 кв.м. №... в экспликации.
Имеется локальный участок (прогулочный двор) 6*7 метров, в котором оборудовано место для курения. Доступ в прогулочный двор открыт в течении всего дня с 5.30 до 21.30 часов.
В период нахождения истца в карантинном отделении, согласно суточным ведомостям с ** ** ** по ** ** ** в карантинном отделении содержалось: ** ** ** - 24 человек, ** ** ** - 27 человек, 06.09.2020 - 39 человек, ** ** ** - 20 человек, ** ** ** - 37 человек, ** ** ** - 22 человек, ** ** ** - 22 человек, ** ** ** - 29 человек, ** ** ** - 34 человек, 13.09.2020 - 34 человек; ** ** ** - 37 человек; ** ** ** - 33 человек; ** ** ** – 38 человек., с ** ** ** по ** ** ** в ** ** ** - 6 человек, ** ** ** - 9 человек, 03.07.2021 - 12 человека, ** ** ** - 12 человек, ** ** ** - 12 человек, ** ** ** - 12 человек.
Комната приема пищи имеет площадь 11 кв.м. Оборудована раковиной, обеденным столом для приема пищи, 10 табуретами и навесными шкафами для хранения посуды. При наличии в карантинном помещении осужденных, превышающих количество посадочных мест для приема пищи, прием пищи осуществляется поочередно.
Прием пищи осужденными осуществляется согласно распорядка дня. Для этого в карантинное отделение доставляется пища в специальных пищевых баках - термосах, выдаются столовые приборы (ложки, вилки, тарелки). После приема пищи, столовые принадлежности забираются для мытья в специально оборудованное для этих целей помещение, где имеется посудомоечная машина на 2000 приборов. Мыть посуду осужденным самостоятельно не надо.
В санитарном узле предусмотрена душевая на одно место, 1 унитаз и одна ножная ванна, умывальная - на 1 раковину, оборудована подводом горячей и холодной воды. Время посещения душевой осужденными помещенными в карантинное отделение не ограничено, имеется свободный доступ в течение всего дня.
Санитарное состояние в карантинном отделении поддерживается в удовлетворительном состоянии. Ежедневно медицинскими работниками МСЧ-1 проводит обход всех помещений, в том числе карантинного отделения, контролируется санитарное состояние. Ежедневно, дважды в день проводится влажная уборка с применением дезсредств (раствор «Аминоцид»). Работает приточно-вытяжная вентиляция.
Карантинное отделение обеспечено холодным и горячим водоснабжением.
Исходя из представленных административным ответчиком сведений, в период содержания Кочеткова Н.В. в карантинном отделении имелись незначительные отклонения от нормы количества унитазов и раковин.
Согласно справки ОКБИиХО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми наполняемость карантинного отделения составляет 18 осужденных. Санитарный узел оборудован двумя раковинами со смесителями, душевой сеткой и унитазом, все оборудование исправном состоянии. В карантинном отделении находится три спальных помещения, на каждого осужденного оборудовано спальное место (кровать), табурет и прикроватная тумбочка на двоих осужденных. Комната хранения продуктов питания и приема пищи оборудована обеденными столами, холодильником, навесными шкафами и столовыми стульями в соответствии с фактическим содержанием осужденных в карантине. Прием пищи осуществляется согласно распорядка дня, пища доставляется в термосах с выдачей столовых приборов. В комнате дневного пребывания карантинного отделения имеется телевизор, журнальный столик, стулья на количество содержащихся осужденных. В настоящее время в карантинном отделении подведена система горячего и холодного водоснабжения, функционирует бесперебойно в исправном состоянии.
В карантинном отделении имеется локальный участок (прогулочный двор) 6*7 метров (42 кв.м.), в котором оборудовано место для курения. Доступ в прогулочный двор открыт в течении всего дня с 5.30 до 21.30 часов.
Локальный участок карантинного отделения составляет 42 кв.м. Согласно представленной административным ответчиком таблице в период содержания Кочеткова Н.В. норма площади локального участка на одного осужденного соответствовала действующему законодательству.
Согласно акту проверки Филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 от 13-24 июля 2020 № 50, в помещениях карантина ** ** ** выполнены ремонтные работы. Имеются три спальных помещения, комната приема пищи, санузел, помещение для хранения личных вещей. Все помещения находятся в удовлетворительном санитарном состоянии.
Условия содержания Кочеткова Н.В. в отряде №..., расположенном в общежития №... (период с ** ** ** но ** ** **) были следующими.
Общежитие №... - двухэтажное здание в кирпичном исполнении 1970 года постройки. Общая площадь здания составляет 896,3 кв.м. Согласно техническому паспорта здания, экспликации к нему, площадь 2 этажа по внутреннему обмеру составляет: основные жилые 242,7 кв.м., вспомогательных: 89,6 кв.м. Итого всего: 332,3 кв.м.
Спальные помещения располагаются в помещениях №№..., 3, 5 (см. экспликацию к тех.паспорту здания), общая площадь составляет 242,7 кв.м., из них: №...,87 кв.м., №...,5, №...,4 кв.м.
Так же, на этаже располагаются ПВР №... (см. экспликация к тех.паспорту здания), площадь составляет 35,4 кв.м., помещение для хранения личных вещей (каптерка) №... экспликации площадью 6,4 кв.м., комната для хранения продуктов питания (№...), площадью 19,9 кв.м., сушилка №... площадью 12,7кв.м.
Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в отряде №... в период с ** ** ** по ** ** **, содержалось: от 92 до 98 человек, из них периодически отсутствовали в отряде: от 1 до 61 человек отсутствовали в отряде в связи с привлечением к труду, 1 в связи с помещением в медицинскую часть.
Таким образом, на одного человека приходится 2 кв.м, санитарной площади, что соответствует требованиям ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Санитарный узел отряда №... общежития №..., располагается между 1 и вторым этажом, оборудован: 7 унитазами, 3 писсуарами, 9 раковинами, 1 раковиной для мойки ног. Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводятся уборка с применением дезинфицирующих средств. Посторонние запахи в санитарном узле отсутствуют. Для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверями, при выходе из строя дверей или задвижек своевременно производится ремонт. Все задвижные механизмы находятся в исправном состоянии.
Норма раковин на 1 человека соответствовала действующему законодательству и даже превышала норматив.
Условия содержания Кочеткова Н.В. в отряде №..., расположенном в общежития М 4 (период с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** **) были следующими.
Общежитие №... - двухэтажное здание в кирпичном исполнении 1978 года постройки. Общая площадь здания составляет 719,9 кв.м., в том числе жилая площадь составляет 655,0 кв.м. Согласно техническому паспорту здания, экспликации к нему, площадь 1 этажа по внутреннему обмеру составляет: основные жилые 241,8 кв.м., вспомогательных: 98,5 кв.м. Итого всего: 340,3 кв.м.
Спальные помещения располагаются в помещениях №№... (см. экспликацию к тех.паспорту здания), общая площадь составляет 237,3 кв.м., из них: №... (спальное помещение №...) - 69,3 кв.м., №... (спальное помещение №...) - 83,8, №... (спальное помещение №...) - 84,2 кв.м.
Согласно плану-схеме имеет 3 спальные секции, из которых две секции имеют площадь 83,8 кв. м., одна - 61,6 кв.м., так же имеется гладильное помещение площадью 10 кв.м., сушилка, площадь 10,4 кв.м., санузел площадь которого составляет 26,52 кв.м., умывальник площадью 33,75 кв.м., так же имеется комната приема пищи, площадь - 24,8 и комната приготовления пищи, площадь - 16 кв.м., имеется комната начальника отряда, площадь которой 13,02 кв.м., таксофонная площадь 8 кв.м., так же на первом этаже расположена комната ПВР, площадь которой - 38,1 кв.м., вещкаптерка площадью 12,8 кв.м.
Согласно сведений из журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных в период с ** ** ** по ** ** ** в отряде 3 содержалось от ... до ... человек. Периодически отсутствовали в отряде от 1 до 8 человек в связи с привлечением к труду, в связи с водворением в ШИЗО 1 человек, в связи с нахождением на свидании 1 человек.
Согласно сведений из журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных в период с ** ** ** по ** ** ** в отряде 3 содержалось от ... до ... человек. Периодически отсутствовали в отряде от 1 до 14 человек в связи с привлечением к труду, в связи с водворением в ШИЗО 1 человек, в связи с нахождением на свидании 1 человек.
Таким образом, при делении площади отряда на количество содержащихся в нем человек, выходит, что на одного человека приходится не менее 2 кв.м, что соответствует требованиям ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Санитарный узел общежития №..., отряд №... имеет площадь 26,5 кв.м., оборудован: унитазами в количестве 8 штук, 10 раковинами для мытья рук.
Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводятся уборка с применением дезинфицирующих средств. Посторонние запахи в санитарном узле отсутствуют. Для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверями, при выходе из строя дверей или задвижек своевременно производится ремонт. Все задвижные механизмы находятся в исправном состоянии.
Комнаты для хранения продуктов питания и приема пищи оборудованы 3 чайниками, 1 двухкомфорочной, 1 однокомфорочной плиткой, 1 холодильником, имеются 2 стола, табуреты на 12 мест, вдоль стен располагаются подвесные шкафчики для хранения продуктов питания, под шкафчиками стоят столы с рабочими поверхностями с закрытыми полками, в которых также хранятся продукты питания
Помещение воспитательной работы (ПВР) имеет площадь составляет 38,1 кв.м. и оборудована: письменным столом - 1 шт., стулом - 1 щт., для работы с письмами, телевизором, занавесками с карнизом для каждого окна, стеллажом для книг, скамейками - 12 шт., тумбочкой в соответствии с приказом №....
Площадь локального участка (прогулочный двор) общежития №... составляет 360 кв.м. Локальный участок общежития №... разделен на две части, локальный участок отряда №... составляет 130 кв.м., локальный участок отряда №... составляет 230 кв.м.
Согласно представленной административным ответчиком таблице норма площади прогулочного двора не соответствовала действующему законодательству.
Условия содержания Кочеткова Н.В. в отряде №..., расположенном на 1 и 2 этаже общежития №... (период с ** ** ** по ** ** **) были следующими.
С января 2019 года отряды в общежитии №... располагались следующим образом: на первом этаже, в помещении №... по экспликации к техническому плану, площадью 82,7 кв.м, располагается спальное помещение отряда №... «А» (инвалиды), помещения №... и 6 по экспликации также находятся а их пользовании. В помещении №... по экспликации располагается кабинет начальника отряда.
Отряд №... оборудован следующими помещениями: ПВР площадью 82,8 кв.м. (№... экспликации), комната для хранения личных вещей площадь 25,9 кв.м, (часть помещения №... экспликации), комната для хранения продуктов питания и разогрева пищи площадью 40 кв.м, (часть помещения №... экспликации), №... площадью 10,5 кв.м. - умывальник, №... площадью 21,3 кв.м. - санитарный узел (туалет). На втором этаже располагаются спальные помещения - №№..., 2, 4, 5 (см. экспликацию к тех.паспорту здания), общая площадь составляет 297,9 кв.м., из них: №...,1 кв.м., №...,8 кв.м., №...,3 кв.м., №...,7 кв.м. Также сохранена комната для хранения продуктов питания и разогрева пищи площадью 14,3 кв.м. (№№..., 9 экспликации). Кабинет психологической лаборатории площадью 11,7 кв.м. (№... экспликации).
Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в отряде №... в период с ** ** ** по ** ** ** содержалось от 76 до 85 человек. Из них: периодически отсутствовали, в связи с убытием в комнату длительного свидания от 1 человек, в связи с выдворением в ШИЗО от 2 до 6 человек.
Санитарный узел имеет площадь 21,3 кв.м.. Оборудован: унитазами в количестве 10 штук, 10 раковинами.
Площадь локального участка (прогулочный двор) общежития №... составляет 346,5 кв.м. В период содержания административного истца площадь локального участка соответствовала действующему законодательству.
Условия содержания в отряде №..., расположенном в общежития М 5 (период с ** ** ** по настоящее время) были следующими.
Общежитие №... - двухэтажное здание в кирпичном исполнении 1972 года постройки. Общая площадь здания составляет 854,3 кв.м. Согласно техническому паспорта здания, экспликации к нему площадь 2 этажа по внутреннему обмеру составляет: основные жилые 303,2 кв.м., вспомогательных: 83,6 кв.м., всего 386,8 кв.м., а также коридоры 30,3 кв.м. (10, 11 экспликации). Итого всего: 417,1 кв.м. Помещение воспитательной работы (ПВР) помещение №... на экспликации ко 2 этажу, площадь составляет 52,1 кв.м. Сушильное помещение, помещение №... на экспликации ко 2 этажу, площадь составляет 9,4 кв.м. Помещения для хранения личных вещей, помещение №... экспликации 2 этажа, площадь составляет 27,3 кв.м. Комната для хранения и разогрева продуктов питания №№..., 7 экспликации, площадь 37,3 кв.м. Спальные помещения располагаются в помещениях №№..., 8. 9 (см. экспликацию к тех.паспорту здания), общая площадь составляла 251,1 кв.м., из них: №...,4, №...,6 кв.м., №...,1 кв.м.
Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в отряде №... в период с ** ** ** по настоящее время содержалось от 88 до 93 человек. Из них: периодически отсутствовали, в связи с убытием в комнату длительного свидания 1 человек, в связи с привлечением к труду от 1 до 18 человек.
При делении общей жилой площади со вспомогательными помещениями на количество содержащихся в отряде осужденных выходит, что на одного осужденного приходилось около 3,6 кв.м, площади.
Металлические кровати в отрядах расположены вдоль стены и установлены в один или два яруса с соблюдением строго равнения. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место. Кровати устанавливаются так чтобы, между рядами было свободное место для тумбочки, каждый осужденный обеспечен табуретом на одного человека и тумбочкой на двух человек.
Санитарный узел общежития №... имеет площадь 49,95 кв.м., оборудован: 4 унитазами, 4 чашами генуя, 10 раковинами, 1 раковиной для мойки ног. Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводятся уборка с применением дезинфицирующих средств. Посторонние запахи в санитарном узле отсутствуют. Для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверями, при выходе из строя дверей или задвижек своевременно производится ремонт. Все задвижные механизмы находятся в исправном состоянии.
На основании приказа ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от 30.05.2018 г. № 280 «О создании отрядов» произошло переименование отрядов, на 1 этаже общежития №... располагался отряд №..., на втором - отряд №.... Локальные участки при общежитии №... были объедены, общая площадь локального участка составила 440 кв.м.
Согласно акта проверки ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России №... от ** ** ** года проведена проверка общежития отрядов №№ .... Санитарное состояние помещений удовлетворительное. Уровень искусственной освещенности, параметры микроклимата в жилых помещениях отрядов соответствуют гигиеническим требованиям. К раковинам в санитарных узлах общежитий подведено горячее водоснабжение.
Согласно акта проверки ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России №... от ** ** ** года проведена проверка В ходе надзорных мероприятий проверены общежития отрядов №...). В общежитиях проведён ремонт кровли. Следы протечек, признаки поражения грибком отсутствуют. К раковинам в санитарных узлах общежитий подведено горячее водоснабжение. Санитарное состояние помещений удовлетворительное.
Общежитие №.... Списочный состав ... осужденных. В санитарных узлах имеется девять кранов, ножная ванна.
Помещение банно-прачечного комбината (далее - БПК) расположено в жилой зоне учреждения и состоит из следующих помещений: моечное отделение, площадью 128,1 кв.м., оснащено 9 (девятью) лейками- смесителями, 4 кранами, и 10 тазами, вдоль стен стоят бетонные скамьи для помывки; парикмахерская; прачечная (по экспликации машинный зал), площадью 47,7 кв.м., оборудована 2 стиральными машинами, гладильным оборудованием, ванной для дезинфекции (замачивания); сушилкой, площадью 24, 7 кв.м., санитарным узлом, помещение для ремонта вещевого имущества.
Согласно п. 21 ПВР ИУ не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Помывка осужденных осуществляется поотрядно, согласно утвержденному начальником графику (Приказ ИК-1 №... от ** ** ** «Об утверждении распорядка дня»).
Перебои с подачей горячей воды в баню при помывке осужденных отсутствуют.
После каждой помывки осужденных производиться дезинфекция моечного отделения и раздевального помещения. Тазы выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами, находятся в удовлетворительном виде, без ржавчин и протечек. При ежедневном обходе БПК проверяется исправность оборудования и санитарное состояние помещений. Следов плесени, грибка, грязи и плиточного налета на стенах и полах не обнаружено.
Согласно акту проверки ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России №... от 13-** ** ** проведена проверка банно-прачечного комплекса, согласно данной проверки начальником учреждения. Для проведения уборки и дезинфекции между отрядами моющихся предусмотрены перерывы не менее 0,5 часа. Пропускная способность бани позволяет обеспечить помывку всего спецконтингента по установленному графику. В моечном отделении установлено 9 душевых леек. Стены покрыты кафельной плиткой. Освещение представлено светодиодными лампами. В парикмахерской оборудовано 1 рабочее место. Покрытие стен представлено краской, пола - линолеумом. Имеется три комплекта для стрижки волос. Санитарное состояние помещения удовлетворительное. В прачечной установлены 2 стиральные машины, центрифуга, ванная для обработки инфекционного белья. Оборудование - исправное, в достаточном количестве. Санитарное состояние помещения удовлетворительное. Дезкамера в рабочем состоянии. В прачечной ВПК приняты меры для предотвращения пересечения потоков грязного и чистого белья: для разборки грязного белья оборудовано помещение, изолированное от стирального цеха. Схема передвижения в режиме санпропускника потоков грязного и чистого белья, лиц до санитарной обработки и после учреждением согласована с ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ** ** **.
Согласно акту проверки ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России №... от 17-** ** ** проведена проверка банно-прачечного комплекса, согласно данной проверки помывка осужденных осуществляется по графику, утвержденному начальником учреждения. Для проведения уборки и дезинфекции между отрядами моющихся предусмотрены перерывы не менее 0,5 часа. Пропускная способность бани позволяет обеспечить помывку всего спецконтингента по установленному графику. В соответствии п.8.5.5. СП ** ** **-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а так же условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее - СП ** ** **-20) для отделки помещений бань используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств. В моечном отделении установлено девять душевых леек. Имеется 15 тазов для мытья тела, десять тазов для мытья ног.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными административными ответчиками доказательствами (письменными справками, актами, фотоматериалами, техническим паспортом здания и экспликацией помещений и т.п.).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ** ** ** N 2-П Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
С учетом приведенного правового подхода Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, суд принимает во внимание, что, как в Конституции Российской Федерации, так и в международном праве действует общая презумпция добросовестности в поведении органов государственной власти и государственных служащих.
Поскольку государственные служащие лишены какого-либо скрытого умысла в правоотношениях, участником которых являются, следовательно, лишены целесообразности умышленные и целенаправленные ограничения прав граждан. Преодоление действия данной презумпции в каждом конкретном случае не исключено, но допустимо только при представлении веских и убедительных доказательств тому, что действия органа государственной власти (должностного лица) расходятся с понимаемым добросовестным поведением.
В рамках настоящего административного дела административным истцом не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о недобросовестности действий должностных лиц ФКУ ИК-1 при подготовке представленных в дело доказательств.
Вместе с тем, следующие доводы административного иска заслуживают внимания в силу следующего.
По настоящему административному делу получены и другие доказательства, а именно представление Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ** ** **, согласно которому в общежитиях в которых содержался административный истец санитарные помещения общежитий не соответствовали нормам обеспечения санитарными приборами.
Согласно представлению от ** ** ** в отряде №... площадь изолированного локального участка составлял менее 2 кв. м. на человека.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено судом и не оспаривалось представителем административных ответчиков имелись незначительнее нарушения в норме обеспечения санитарным оборудованием и отклонения от нормы площади локального участка, приведенные обстоятельства свидетельствуют о допущенном исправительным учреждением бездействии, непосредственно нарушающем права административного истца на надлежащее обеспечение вещевым санитарным оборудованием и право административного истца на свободное перемещение в локальном участке во время прогулок.
Согласно ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Проанализировав приведенные выше нормы права, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельства, установленные Европейским Судом по правам человека в Постановлении от 08.02.2018, оценив установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела и доказательства, в том числе представление прокурора, суд приходит к выводу, что имело место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания лишенных свободы лиц в исправительном учреждении – ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, что с учетом режима места принудительного содержания выражается в бездействии ФКУ ИК-1 в полном обеспечении надлежащих условий содержания и ограничении прав административного истца на обеспечение надлежащих жилищно-бытовых, санитарно-гигиенических условий, в период его содержания.
В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свободы лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в
частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
В данном случае факт нахождения в ФКУ ИК-1 в условиях, не соответствующих установленным нормам, сам по себе является достаточным подтверждением причинения им страданий или переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий лишению свободы.
Довод административных ответчиков о том, что административный истец не доказал ни одного обстоятельства, на которых основаны требования административных исков, является несостоятельным, так как не соответствует положениям ст. 226 КАС РФ, распределяющей бремя доказывания по административным делам.
В остальной части, с учетом изложенного выше, условия содержания Кочеткова Н.В., в том числе в период нахождения его в карантинных отделениях, не являлись бесчеловечными и унижающими достоинство человека. Другие доводы административного истца, касающиеся ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении, являются безосновательными, ничем объективно не подтверждены, в том числе представлением прокурора, оспариваются административным ответчиком ФКУ ИК-1 и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Доказательств, свидетельствующих об ухудшении состояния здоровья истца, в том числе об ухудшении зрения, потере веса, в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, не имеется.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Указанная совокупность оснований, влекущая удовлетворение иска, по делу установлена.
Бездействие ФКУ ИК-1, выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Кочеткова Н.В. в исправительном учреждении, установленных законодательством Российской Федерации, является незаконным, нарушающим права административного истца, а требование административного иска в данной части подлежат удовлетворению.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.
При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Принимая во внимание требования Кочеткова Н.В., фактические обстоятельства настоящего дела, наличие ненадлежащих условий содержания в ФКУ ИК-1 и обстоятельств, частично восполняющих допущенные нарушения и улучшающие положение истца, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца и значимость последствий для него, отсутствие доказательств каких-либо вредных последствий у истца из-за нахождения в исправительном учреждении, а также требования разумности и справедливости, суд считает, что требуемая административным истцом сумма компенсации за ненадлежащие условия содержания является чрезмерной, необоснованной и не отвечающей последствиям допущенных нарушений, и определяет размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении равным: 12000 рублей, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации. Указанные размеры компенсации являются вполне обоснованными, пропорциональными, отвечающими принципам разумности и справедливости.
При этом суд, учитывая принципы разумности и справедливости, исходит из того, что соблюдение предусмотренных законом требований разумности и справедливости должно обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.
В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, не установлено, суд полагает, что в остальной части требования о признании незаконными действий ФКУ ИК-1, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в большем размере, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 138, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Кочеткова Николая Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, УФСИН по РК о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Кочеткова Николая Владимировича в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», установленных законодательством Российской Федерации.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кочеткова Николая Владимировича в счет компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении 12 000 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Кочеткова Николая Владимировича – отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение составлено 06.05.2022.
Судья И.В. Новикова