Решение по делу № 2а-1545/2021 от 06.08.2021

Дело № 2а-1545/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02.09.2021 года с. Вольно-Надеждинское

Надеждинский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Хрещатой С.Б.,

при секретаре Бондаренко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Надеждинского муниципального района Приморского края к судебному приставу-исполнителю ОСП Надеждинского района, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю об отмене постановления о взыскания исполнительского сбора, прекращении исполнительного производства,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Надеждинского муниципального района Приморского края обратилась в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере .... рублей по постановлению от .... и о возложении обязанности прекратить исполнительное производство ....-ИП от .....

В обоснование иска административный истец указал, что решением Надеждинского районного суда Приморского края от .... административное исковое заявление ФИО1 к администрации Надеждинского муниципального района удовлетворено. Признаны решение администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от ....г. .... о приостановлении рассмотрения заявления ФИО1 от .... о предварительном согласовании предоставления земельного участка; решение администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от ....г. .... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконными. Возложена на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от .... о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Решение суда вступило в законную силу ..... .... исх..... истцу направлен ответ, согласно которому администрация Надеждинского муниципального района Приморского края сообщила ФИО1 о том, что заявителем, обратившимся ранее на тот же земельный участок также обжалуется решение администрации Надеждинского муниципального района Приморского края об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. К рассмотрению заявления администрация сможет вернуться после вступления в силу решения суда.

Следовательно, истец полагает, что решение суда исполнено ...., путем подготовки и направления ответа заявителю, поэтому исполнительное производство должно быть прекращено. Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора является незаконным и подлежащим отмене.

Представитель администрации Надеждинского муниципального района Приморского края ФИО4 на иске настояла по доводам, изложенным в заявлении. Просила прекратить исполнительное производство, признать незаконным и возложить обязанность отменить постановление о взыскании исполнительного сбора, в связи с фактически исполнением администрацией Надеждинского муниципального района обязанности, возложенной решением Надеждинского районного суда Приморского края.

В судебное заседание представитель ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю и представитель УФССП России по Приморскому краю не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в суд не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО1 не явился, его представитель ФИО5 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, пояснила, что решение суда не исполнено. По этому поводу заявитель обращался в прокуратуру района. Обращения заявителя администрация Надеждинского муниципального района Приморского края игнорирует. Истцом пропущен срок обращения в суд с заявлением об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, суд считает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральным законом «О судебных приставах» на судебных приставов-исполнителей возлагаются задачи по принудительному исполнению судебных актов (статья 1).

Статьей 12 данного закона установлено, что в процессе принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу ст. 121 Федерального закона № 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности или оспорены в суде.

В соответствии со статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что решением Надеждинского районного суда Приморского края от .... административное исковое заявление ФИО1 к администрации Надеждинского муниципального района о признании незаконными решений и возложении обязанности удовлетворено. Признаны решение администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от ....г. .... о приостановлении рассмотрения заявления ФИО1 от .... о предварительном согласовании предоставления земельного участка; решение администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от ....г. .... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконными. Возложена на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от .... о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Решение суда вступило в законную силу .....

.... исх..... истцу направлен ответ, согласно которому администрация Надеждинского муниципального района Приморского края сообщила ФИО1 о том, что заявителем, обратившимся ранее на тот же земельный участок, также обжалуется решение администрации Надеждинского муниципального района ... об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. К рассмотрению заявления администрация сможет вернуться после вступления в силу решения суда.

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от ...., возбуждено исполнительное производство .... от .... на основании исполнительного листа .... от .... по делу .... вступившего в законную силу .... в пользу взыскателя ФИО1

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Федеральный закона "Об исполнительном производстве"), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.

Пунктом два постановления о возбуждении исполнительного производства администрации Надеждинского муниципального района установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Администрация Надеждинского муниципального района также была предупреждена, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000руб.

Пунктом седьмым постановления Администрация Надеждинского муниципального района также была предупреждена, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению по всей территории РФ.

Согласно отметке в постановлении от 26.04.2021, постановление направлено администрации Надеждинского муниципального района Приморского края посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг в день вынесения. Кроме того, в п.1 постановления от 26.04.2021 содержится информация, что на сайте судебного пристава в разделе информационные системы действует банк данных исполнительных производств, который позволяет узнать о наличии задолженности граждан и юридических лиц.

.... судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Надеждинского муниципального района ... исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи тем, что должником в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ не исполнен.

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от ...., должнику установлен новый срок для исполнения решения суда до ..... Однако .... администрация Надеждинского муниципального района Приморского края направляет ответ в ОСП Надеждинского района о том, что в исполнение решения Надеждинского районного суда ...., ФИО1 направлен ответ по результатам повторного рассмотрения от ...., тем самым решение суда исполнено.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

В силу п. 2 ст. 6 вышеуказанного закона в случае неисполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он принимает меры, предусмотренные настоящим законом.

Пунктом 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В пункте 7 указанной статьи указано, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательств суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Между тем, судом установлено, что администрация Надеждинского муниципального района Приморского края с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства каких-либо доказательств непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне ее контроля, при соблюдении ими той степени осмотрительности и заботливости, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанности, возложенной судебным приставом-исполнителем, не представила.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, .... судебным приставом-исполнителем правомерно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере .... руб.

Судом также установлено, что административным истцом постановление о возбуждении исполнительного производства от ...., не обжаловалось.

Ответ судебному приставу исполнителя в апреле 2021 года, а также по день рассмотрения данного иска не направлялся, учитывая, что исполнительное производство возбуждено по делу ....

Направленный ответ в ОСП от .... по делу .... об исполнении решения суда, к возбужденному исполнительному производству ....-ИП от ...., отношения не имеет.

Суд также не может расценить ответ от .... направленный в адрес ФИО1 о том, что администрация Надеждинского муниципального района ... вернуться к рассмотрению заявления заявителя от .... о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка после вступления в законную силу решения суда, как исполнение решения суда в силу того, что должностным лицом указано не на то решение, которое подлежит исполнению.

Кроме того, судом дана оценка действиям администрации в решении суда от .... в полном объеме, установлены фактические обстоятельства и отсутствие препятствий к рассмотрению заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка. Но несмотря на то, что вступившим в законную силу решением суда от .... установлено нарушение прав гражданина, администрация игнорирует судебный акт, тем самым совершая правонарушение в процессе исполнительного производства.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 13-П, сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Оценив по правилам представленные в дело доказательства, суд считает, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора соответствуют требованиям Закона об исполнительном производстве и направлено на реализацию закрепленного в статье 16 КАС Российской Федерации принципа обязательности судебных актов.

С учетом установленных по делу обстоятельства, вышеперечисленных норм права, учитывая, что доказательств наличия принятия исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа, вследствие которых исполнение требований исполнительного документа было невозможно, административным истцом не представлено, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Определяя условия и порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства, Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в статье 43 предусматривает основания прекращения исполнительного производства судом (часть 1) и судебным приставом-исполнителем (часть 2).

В силу части 1 статьи 43 данного Федерального закона исполнительное производство прекращается судом в случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства (пункт 1); утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) (пункт 2); отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю (пункт 3). Кроме этого, возбужденное исполнительное производство, согласно пункту 4 части 1 названной статьи, прекращается судом в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства. Соответственно, указанными положениями установлен перечень обстоятельств, наличие которых делает невозможным исполнение исполнительного документа.

При этом в силу части 5 статьи 44 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению, что означает окончательное завершение всех действий по исполнительному производству без возможности его возобновления в будущем.

Таким образом, пункт 4 части 1 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", предоставляющий суду полномочие прекратить исполнительное производство в случаях, предусмотренных федеральным законом, является по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной связи с иными положениями действующего законодательства.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, при рассмотрении заявления о прекращении исполнительного производства суд устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, перечисленных в статье 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", наступление которых влечет удовлетворение указанного заявления, не проверяя законность и обоснованность решения, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства (Определение от 25 апреля 2019 года N 891-О).

Между тем, административным истцом не приведено оснований, по которым суд должен вынести решение о прекращении исполнительного производства. При этом, исполнительное производство не окончено.

На основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (часть 3 статьи 47).

Согласно пункту 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.

Между тем, судебным приставом – исполнителем постановления об окончании исполнительного производства не выносилось.

Сведений о наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения, не имеется.

Оснований для прекращения исполнительного производства перечисленных в ст.43 Закона, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления администрации Надеждинского муниципального района Приморского края к судебному приставу-исполнителю ОСП Надеждинского района, Управлению ФССП России по Приморскому краю об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора ...., прекращении исполнительного производства .... от ...., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2021 г.

Судья:         С.Б. Хрещатая

2а-1545/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Надеждинского муниципального района
Ответчики
УФССП по Приморскому краю
ОСП по Надеждинскому муниципальному району
Другие
Сердюк Владислав Дмитриевич
Суд
Надеждинский районный суд Приморского края
Судья
Хрещатая С.Б.
Дело на странице суда
nadezhdinsky.prm.sudrf.ru
06.08.2021Регистрация административного искового заявления
06.08.2021Передача материалов судье
09.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2021Подготовка дела (собеседование)
30.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2021Судебное заседание
02.09.2021Судебное заседание
09.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее