Решение по делу № 2-796/2023 от 05.05.2023

Дело № 2-796/2023

УИД 21RS0006-01-2023-000720-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2023 года                                                                                                             г. Канаш

                                                                                            

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Софроновой С.В.,

с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Карлиной О.В.,

при секретаре судебного заседания Шмелевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем,

у с т а н о в и л :

Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (далее по тексту - МБОУ «Малобикшихская СОШ») о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем, а именно: лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) в количестве 10 пар.

В обоснование иска указано, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в МБОУ «Малобикшихская СОШ». По результатам проверки установлено, что в нарушение требований законодательства об образовании МБОУ «Малобикшихская СОШ» оснащено спортивным инвентарем, а именно: лыжами и лыжными ботинками в недостаточном количестве, вследствие чего обучающиеся вынуждены на уроках физической культуры использовать свой личный спортивный инвентарь. Согласно информации администрации Канашского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении имеется потребность в приобретении спортивного инвентаря в количестве 10 лыжных комплектов. При этом на момент проверки при наличии необходимости дополнительного финансирования руководством МБОУ «Малобикшихская СОШ» обращения о выделении финансовых средств для приобретения спортивного инвентаря его учредителю не направлялись. По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ «Малобикшихская СОШ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Из ответа МБОУ «Малобикшихская СОШ» на названное представление от ДД.ММ.ГГГГ за исх. следует, что образовательное учреждение выявленные нарушения законодательства об образовании не устранило, 10 лыжных комплектов будут приобретены в ДД.ММ.ГГГГ учебном году. Допущенные образовательным учреждением нарушения требований законодательства об образовании нарушают конституционные права неопределенного круга лиц, а именно обучающихся МБОУ «Малобикшихская СОШ», круг которых постоянно изменяется, на общедоступность и бесплатность дошкольного и основного общего образования в муниципальных образовательных учреждениях, препятствуют надлежащей реализации установленных федеральных государственных образовательных стандартов, чем в свою очередь нарушают права обучающихся на получение качественного и полного образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов.

В судебном заседании помощник Канашского межрайоного прокурора Чувашской Республики Карлина О.В. поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик - представитель МБОУ «Малобикшихская СОШ», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, указал, что исковые требования признает (л.д. ).

Третьи лица - представители администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения помощника Канашского межрайоного прокурора Чувашской Республики Карлиной О.В., исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно пункту 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу требований пунктов 2 и 16 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя: 1) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ; 2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физическому развитию и физической подготовке обучающихся; 3) формирование у обучающихся двигательных навыков, знаний о физической культуре с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом; 4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных и внеучебных занятий; 5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания; 6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию; 7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся; 8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся; 9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта; 10) участие обучающихся в международных спортивных мероприятиях, в том числе во Всемирных универсиадах и официальных спортивных соревнованиях.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № ВП-П16-6917 Министерство образования и науки Российской Федерации разработало примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - перечень).

Указанный перечень разработан Министерством образования и науки Российской Федерации и одобрен экспертным советом по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации и согласован с всероссийскими спортивными федерациями, Ассоциацией предприятий спортивной индустрии и отраслевым объедением национальных производителей в сфере физической культуры и спорта «Промспорт» (Письмо Минобрнауки России от 16 мая 2012 года № МД-520/19).

В соответствии с пунктом 24 Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» материально-технические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в общеобразовательных организациях.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства об образовании в МБОУ «Малобикшихская СОШ». Согласно справке помощника Канашского межрайоного прокурора Чувашской Республики Л. от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Малобикшихская СОШ» оснащено спортивным инвентарем, а именно: лыжами и лыжными ботинками в недостаточном количестве, вследствие чего обучающиеся вынуждены на уроках физической культуры использовать свой личный спортивный инвентарь. При этом на момент проверки при наличии необходимости дополнительного финансирования руководством МБОУ «Малобикшихская СОШ» обращения о выделении финансовых средств для приобретения спортивного инвентаря его учредителю не направлялись (л.д. ).

Согласно письму Управления образования и молодежной политики администрации Канашского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении МБОУ «Малобикшихская СОШ» имеется потребность в приобретении спортивного инвентаря в количестве 10 лыжных комплектов (л.д. ).

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в адрес директора МБОУ «Малобикшихская СОШ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. ).

Согласно письму МБОУ «Малобикшихская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному заместителю Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, при наличии в бюджете Канашского муниципального округа Чувашской Республики денежных средств лыжи в количестве 10 комплектов к следующему зимнему сезону будут приобретены; С. - заместитель директора по УВР привлечена к дисциплинарной ответственности (л.д. ).

Из сообщения директора МБОУ «Малобикшихская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в МБОУ «Малобикшихская СОШ» обучаются 138 обучающихся, на данное время организация имеет в наличии спортивный инвентарь в количестве 20 лыжных комплектов, необходимо 10 лыжных комплектов (л.д. ).

Отсутствие в МБОУ «Малобикшихская СОШ» достаточного количества спортивного инвентаря, в частности, лыжных комплектов для занятия физической культурой приводит к нарушению прав на охрану здоровья не только несовершеннолетних обучающихся в данном образовательном учреждении, но и неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что отсутствие достаточного количества спортивного инвентаря - лыжных комплектов для занятия физической культурой влечет нарушение прав несовершеннолетних обучающихся и затрудняет выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», в связи с чем суд полагает требования прокурора законными и обоснованными.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд считает, что МБОУ «Малобикшихская СОШ» для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки, с учетом объема материальных затрат разумно определить шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поскольку прокурор при подаче иска в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ОГРН ) в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем, а именно: лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) в количестве 10 пар.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ОГРН ) государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» в размере 300 (триста) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                                                                               С.В. Софронова

Мотивированное решение составлено 16 июня 2023 года.

Дело № 2-796/2023

УИД 21RS0006-01-2023-000720-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2023 года                                                                                                             г. Канаш

                                                                                            

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Софроновой С.В.,

с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Карлиной О.В.,

при секретаре судебного заседания Шмелевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем,

у с т а н о в и л :

Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (далее по тексту - МБОУ «Малобикшихская СОШ») о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем, а именно: лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) в количестве 10 пар.

В обоснование иска указано, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в МБОУ «Малобикшихская СОШ». По результатам проверки установлено, что в нарушение требований законодательства об образовании МБОУ «Малобикшихская СОШ» оснащено спортивным инвентарем, а именно: лыжами и лыжными ботинками в недостаточном количестве, вследствие чего обучающиеся вынуждены на уроках физической культуры использовать свой личный спортивный инвентарь. Согласно информации администрации Канашского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении имеется потребность в приобретении спортивного инвентаря в количестве 10 лыжных комплектов. При этом на момент проверки при наличии необходимости дополнительного финансирования руководством МБОУ «Малобикшихская СОШ» обращения о выделении финансовых средств для приобретения спортивного инвентаря его учредителю не направлялись. По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ «Малобикшихская СОШ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Из ответа МБОУ «Малобикшихская СОШ» на названное представление от ДД.ММ.ГГГГ за исх. следует, что образовательное учреждение выявленные нарушения законодательства об образовании не устранило, 10 лыжных комплектов будут приобретены в ДД.ММ.ГГГГ учебном году. Допущенные образовательным учреждением нарушения требований законодательства об образовании нарушают конституционные права неопределенного круга лиц, а именно обучающихся МБОУ «Малобикшихская СОШ», круг которых постоянно изменяется, на общедоступность и бесплатность дошкольного и основного общего образования в муниципальных образовательных учреждениях, препятствуют надлежащей реализации установленных федеральных государственных образовательных стандартов, чем в свою очередь нарушают права обучающихся на получение качественного и полного образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов.

В судебном заседании помощник Канашского межрайоного прокурора Чувашской Республики Карлина О.В. поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик - представитель МБОУ «Малобикшихская СОШ», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, указал, что исковые требования признает (л.д. ).

Третьи лица - представители администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения помощника Канашского межрайоного прокурора Чувашской Республики Карлиной О.В., исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно пункту 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу требований пунктов 2 и 16 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя: 1) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ; 2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физическому развитию и физической подготовке обучающихся; 3) формирование у обучающихся двигательных навыков, знаний о физической культуре с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом; 4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных и внеучебных занятий; 5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания; 6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию; 7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся; 8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся; 9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта; 10) участие обучающихся в международных спортивных мероприятиях, в том числе во Всемирных универсиадах и официальных спортивных соревнованиях.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № ВП-П16-6917 Министерство образования и науки Российской Федерации разработало примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - перечень).

Указанный перечень разработан Министерством образования и науки Российской Федерации и одобрен экспертным советом по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации и согласован с всероссийскими спортивными федерациями, Ассоциацией предприятий спортивной индустрии и отраслевым объедением национальных производителей в сфере физической культуры и спорта «Промспорт» (Письмо Минобрнауки России от 16 мая 2012 года № МД-520/19).

В соответствии с пунктом 24 Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» материально-технические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в общеобразовательных организациях.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства об образовании в МБОУ «Малобикшихская СОШ». Согласно справке помощника Канашского межрайоного прокурора Чувашской Республики Л. от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Малобикшихская СОШ» оснащено спортивным инвентарем, а именно: лыжами и лыжными ботинками в недостаточном количестве, вследствие чего обучающиеся вынуждены на уроках физической культуры использовать свой личный спортивный инвентарь. При этом на момент проверки при наличии необходимости дополнительного финансирования руководством МБОУ «Малобикшихская СОШ» обращения о выделении финансовых средств для приобретения спортивного инвентаря его учредителю не направлялись (л.д. ).

Согласно письму Управления образования и молодежной политики администрации Канашского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении МБОУ «Малобикшихская СОШ» имеется потребность в приобретении спортивного инвентаря в количестве 10 лыжных комплектов (л.д. ).

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в адрес директора МБОУ «Малобикшихская СОШ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. ).

Согласно письму МБОУ «Малобикшихская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному заместителю Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, при наличии в бюджете Канашского муниципального округа Чувашской Республики денежных средств лыжи в количестве 10 комплектов к следующему зимнему сезону будут приобретены; С. - заместитель директора по УВР привлечена к дисциплинарной ответственности (л.д. ).

Из сообщения директора МБОУ «Малобикшихская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в МБОУ «Малобикшихская СОШ» обучаются 138 обучающихся, на данное время организация имеет в наличии спортивный инвентарь в количестве 20 лыжных комплектов, необходимо 10 лыжных комплектов (л.д. ).

Отсутствие в МБОУ «Малобикшихская СОШ» достаточного количества спортивного инвентаря, в частности, лыжных комплектов для занятия физической культурой приводит к нарушению прав на охрану здоровья не только несовершеннолетних обучающихся в данном образовательном учреждении, но и неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что отсутствие достаточного количества спортивного инвентаря - лыжных комплектов для занятия физической культурой влечет нарушение прав несовершеннолетних обучающихся и затрудняет выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», в связи с чем суд полагает требования прокурора законными и обоснованными.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд считает, что МБОУ «Малобикшихская СОШ» для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки, с учетом объема материальных затрат разумно определить шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поскольку прокурор при подаче иска в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ОГРН ) в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем, а именно: лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) в количестве 10 пар.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ОГРН ) государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» в размере 300 (триста) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                                                                               С.В. Софронова

Мотивированное решение составлено 16 июня 2023 года.

Дело № 2-796/2023

УИД 21RS0006-01-2023-000720-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2023 года                                                                                                             г. Канаш

                                                                                            

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Софроновой С.В.,

с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Карлиной О.В.,

при секретаре судебного заседания Шмелевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем,

у с т а н о в и л :

Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (далее по тексту - МБОУ «Малобикшихская СОШ») о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем, а именно: лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) в количестве 10 пар.

В обоснование иска указано, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в МБОУ «Малобикшихская СОШ». По результатам проверки установлено, что в нарушение требований законодательства об образовании МБОУ «Малобикшихская СОШ» оснащено спортивным инвентарем, а именно: лыжами и лыжными ботинками в недостаточном количестве, вследствие чего обучающиеся вынуждены на уроках физической культуры использовать свой личный спортивный инвентарь. Согласно информации администрации Канашского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении имеется потребность в приобретении спортивного инвентаря в количестве 10 лыжных комплектов. При этом на момент проверки при наличии необходимости дополнительного финансирования руководством МБОУ «Малобикшихская СОШ» обращения о выделении финансовых средств для приобретения спортивного инвентаря его учредителю не направлялись. По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ «Малобикшихская СОШ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Из ответа МБОУ «Малобикшихская СОШ» на названное представление от ДД.ММ.ГГГГ за исх. следует, что образовательное учреждение выявленные нарушения законодательства об образовании не устранило, 10 лыжных комплектов будут приобретены в ДД.ММ.ГГГГ учебном году. Допущенные образовательным учреждением нарушения требований законодательства об образовании нарушают конституционные права неопределенного круга лиц, а именно обучающихся МБОУ «Малобикшихская СОШ», круг которых постоянно изменяется, на общедоступность и бесплатность дошкольного и основного общего образования в муниципальных образовательных учреждениях, препятствуют надлежащей реализации установленных федеральных государственных образовательных стандартов, чем в свою очередь нарушают права обучающихся на получение качественного и полного образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов.

В судебном заседании помощник Канашского межрайоного прокурора Чувашской Республики Карлина О.В. поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик - представитель МБОУ «Малобикшихская СОШ», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, указал, что исковые требования признает (л.д. ).

Третьи лица - представители администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения помощника Канашского межрайоного прокурора Чувашской Республики Карлиной О.В., исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно пункту 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу требований пунктов 2 и 16 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя: 1) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ; 2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физическому развитию и физической подготовке обучающихся; 3) формирование у обучающихся двигательных навыков, знаний о физической культуре с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом; 4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных и внеучебных занятий; 5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания; 6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию; 7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся; 8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся; 9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта; 10) участие обучающихся в международных спортивных мероприятиях, в том числе во Всемирных универсиадах и официальных спортивных соревнованиях.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № ВП-П16-6917 Министерство образования и науки Российской Федерации разработало примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - перечень).

Указанный перечень разработан Министерством образования и науки Российской Федерации и одобрен экспертным советом по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации и согласован с всероссийскими спортивными федерациями, Ассоциацией предприятий спортивной индустрии и отраслевым объедением национальных производителей в сфере физической культуры и спорта «Промспорт» (Письмо Минобрнауки России от 16 мая 2012 года № МД-520/19).

В соответствии с пунктом 24 Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» материально-технические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в общеобразовательных организациях.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства об образовании в МБОУ «Малобикшихская СОШ». Согласно справке помощника Канашского межрайоного прокурора Чувашской Республики Л. от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Малобикшихская СОШ» оснащено спортивным инвентарем, а именно: лыжами и лыжными ботинками в недостаточном количестве, вследствие чего обучающиеся вынуждены на уроках физической культуры использовать свой личный спортивный инвентарь. При этом на момент проверки при наличии необходимости дополнительного финансирования руководством МБОУ «Малобикшихская СОШ» обращения о выделении финансовых средств для приобретения спортивного инвентаря его учредителю не направлялись (л.д. ).

Согласно письму Управления образования и молодежной политики администрации Канашского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ в образовательном учреждении МБОУ «Малобикшихская СОШ» имеется потребность в приобретении спортивного инвентаря в количестве 10 лыжных комплектов (л.д. ).

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в адрес директора МБОУ «Малобикшихская СОШ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. ).

Согласно письму МБОУ «Малобикшихская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному заместителю Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, при наличии в бюджете Канашского муниципального округа Чувашской Республики денежных средств лыжи в количестве 10 комплектов к следующему зимнему сезону будут приобретены; С. - заместитель директора по УВР привлечена к дисциплинарной ответственности (л.д. ).

Из сообщения директора МБОУ «Малобикшихская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в МБОУ «Малобикшихская СОШ» обучаются 138 обучающихся, на данное время организация имеет в наличии спортивный инвентарь в количестве 20 лыжных комплектов, необходимо 10 лыжных комплектов (л.д. ).

Отсутствие в МБОУ «Малобикшихская СОШ» достаточного количества спортивного инвентаря, в частности, лыжных комплектов для занятия физической культурой приводит к нарушению прав на охрану здоровья не только несовершеннолетних обучающихся в данном образовательном учреждении, но и неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что отсутствие достаточного количества спортивного инвентаря - лыжных комплектов для занятия физической культурой влечет нарушение прав несовершеннолетних обучающихся и затрудняет выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», в связи с чем суд полагает требования прокурора законными и обоснованными.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд считает, что МБОУ «Малобикшихская СОШ» для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки, с учетом объема материальных затрат разумно определить шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поскольку прокурор при подаче иска в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ОГРН ) в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем, а именно: лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) в количестве 10 пар.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ОГРН ) государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» в размере 300 (триста) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                                                                               С.В. Софронова

Мотивированное решение составлено 16 июня 2023 года.

2-796/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики
Ответчики
МБОУ "Малобикшихская СОШ" Канашского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
Администрация Канашского муниципального округа Чувашской Республики
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Судья
Софронова Светлана Васильевна
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2023Передача материалов судье
11.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее