Дело № 2а-2959/2022
УИД 33RS0002-01-2022-003939-57
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Владимир 7 сентября 2022 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего Крыжановского К.С.,
при секретаре Шумилиной А.К.,
с участием административного истца помощника
прокурора <...> ФИО6,
представителя административного ответчика администрации <...>, заинтересованного лица Управления архитектуры и строительства администрации <...> ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <...>, действующего в интересах Тархеевой Татьяны Владимировны, ФИО2, Тархеева Данилы Петровича, ФИО4, к администрации <...> об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку,
у с т а н о в и л:
прокурор <...> обратился в суд с административным иском в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах Тархеевой Т.В., ФИО2, Тархеева Д.П., ФИО4, к администрации <...> об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ### расположенному по адресу: <...>, <...> кв. м.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки установлено, что постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### многодетной семье Тархеевой Т.В. в общую долевую собственность, бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: Российская Федерация, <...> кв. м, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Семья планировала осуществить строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, однако до настоящего времени к земельному участку не подведена необходимая для эксплуатации индивидуального жилого дома инженерная (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортная (дороги, тротуары) инфраструктура, в связи с чем, реализовать право на жилище в полном объеме не представилось возможным. Согласно постановлению администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуально жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, на территории муниципального образования <...>» и признании утратившими силу некоторых постановлений администрации <...>» 58 семей получили участки в мкр. Юрьевец. В нарушение указанных требований законодательства земельные участки, предоставленные администрацией <...> многодетным семьям, расположенные на территории жилого района Юрьевец <...>, на момент предоставления (2018 год) не были оснащены объектами инженерной и транспортной и инфраструктуры, организация которой возложена законом на органы местного самоуправления. Фактически семьи до настоящего времени не могут приступить к строительству, поскольку к указанным земельным участкам не подведена необходимая для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома инженерная и транспортная инфраструктура. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности для истцов реализовать свое право на жилище путем возведения пригодного для постоянного проживания индивидуального жилого дома, обеспеченного необходимым уровнем благоустройства, не позволяет семье истцов жить комфортной и полноценной жизнью. Бездействие администрации <...> привело к тому, что проектно-сметная документация на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории не разработана, инженерная и транспортная инфраструктура не сооружена. Прокуратурой <...> ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации <...> по факту длительного необеспечения земельных участков, выделенных многодетным семьям в мкр. Юрьевец, внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Наличие либо отсутствие в муниципальном и областном бюджетах денежных средств на строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры на земельном участке истцов, не является основанием для отказа в реализации гарантированного права и не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанности по организации обеспечения строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент архитектуры и строительства Владимирской области, АО «Газпром газораспределение Владимира», МУП «Владимирводоканал», МКУ «Благоустройство».
В судебном заседании административный истец помощник прокурора <...> ФИО6, действующая на основании доверенности, административный иск поддержала по изложенным в нем доводам.
Административные истцы Тархеева Т.В., ФИО2, Тархеев Д.П., ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика администрации <...> ФИО7, действующий на основании доверенности, административный иск не признал, в обоснование возражений представил письменный отзыв, в котором указал, что обеспечение земельных участков многодетных семей инженерной и транспортной инфраструктурой осуществляется в рамках муниципальной программы «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, на территории муниципального образования <...>», утвержденной постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###. Возможность подключения (технологического присоединения) к сетям электроснабжения указанного выше земельного участка многодетной семьи, расположенного в 10 квартале имеется в рамках договора технологического присоединения (далее - договор). Для заключения договора правообладателям земельных участков необходимо направить заявку на заключение договора технологического присоединения к электрическим сетям в электронном виде через сервис «Личный кабинет» на официальном сайте АО «ОРЭС-<...>» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». С целью обеспечения сетями водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и дорогами участков многодетных семей на территории 10 квартала в мкр. Юрьевец в АО «Газпром газораспределение Владимир» направлено письмо о рассмотрении возможности включения в сводный план - график догазификации мероприятий по строительству газопровода высокого давления, ПРГ, распределительных газопроводов низкого давления и газопроводов для обеспечения сетевым природным газом индивидуальных жилых домов многодетных семей на указанной территории по схеме размещения объектов. Строительство сетей водоснабжения и канализации планируется осуществить в 2024 году в рамках мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющих троих и более детей в возрасте до 18 лет, государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», утвержденной постановлением <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###. В департамент архитектуры и строительства Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### направлена заявка на выделение областных средств на софинансирование строительства сетей водоснабжения, канализации и газоснабжения по <...>у в квартале 10 мкр. Юрьевец <...>. Строительство дороги по <...>у планируется осуществить в 2025 году в рамках федерального проекта «Жилье» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### с привлечением средств областного и федерального бюджетов. В департамент архитектуры и строительства Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### направлена заявка на выделение федеральных и областных средств на софинансирование строительства дороги по <...>у в квартале 10 мкр. Юрьевец <...>. До настоящего времени информации об обеспечения денежными средствами указанных выше заявок и обращений от департамента архитектуры и строительства Владимирской области в адрес Управления архитектуры и строительства администрации <...> не поступало. Таким образом, администрацией <...> в настоящее время приняты все возможные меры по обеспечению строительства инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, в том числе с кадастровым номером ###. Учитывая сезонный характер осуществления строительства, с учетом проведения конкурсных процедур, а также осуществления строительно-монтажных работ, следует отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и строительства Владимирской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ранее, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что одним из обязательных условий предоставления субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков является направление муниципальным образованием в Департамент заявки. Законом Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» на создание инфраструктуры к земельным участкам для семей, имеющих троих и более детей в возрасте до 18 лет, <...> предусмотрено в 2022 году 22,8 млн. рублей, в 2023 году - 32,7 млн. рублей, в 2024 году - 34,1 млн. рублей. Перечень объектов капитального строительства на 2023-2024 годы утвержден постановлением <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области». Администрацией Владимирской области, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### в Минстрой России направлена заявка на участие в федеральном проекте «Жилье». Решение об удовлетворении требований прокурора необходимо принимать исходя из анализа норм действующего законодательства.
Представители заинтересованных лиц АО «Газпром газораспределение Владимир», МКУ «Благоустройство», МУП «Владимирводоканал» <...>, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, сведений о причинах неявки в суд не представили.
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и строительства администрации <...> ФИО7, действующий на основании доверенности, с требованиями прокурора не согласился, сославшись на доводы, изложенные в отзыве административного ответчика администрации <...>.
На основании ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в отсутствие административных истцов, заинтересованных лиц, извещавшихся о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Статьей 39.5 ЗК РФ предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
В соответствии с п.п. 7, 38, 39 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», установленная Земельным кодексом РФ льгота в форме бесплатного предоставления земельных участков направлена на социальную поддержку многодетных семей. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков. До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ###-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 16 Закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Владимирской области ###-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними.
В силу статьи 3 названного Закона субъекта предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в случаях, установленных статьёй 2 настоящего Закона, в собственность бесплатно однократно осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области (далее - орган местного самоуправления), обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (часть 1).
Решение о предоставлении земельного участка принимается органами местного самоуправления в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет (часть 3).
Формирование земельных участков, предназначенных для предоставления в соответствии с настоящей статьей, осуществляется в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией (часть 4).
Перечень сформированных земельных участков для предоставления в соответствии с настоящей статьей (далее - перечень) утверждается органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, и размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления. Внесение изменений в перечень осуществляется не позднее двух недель со дня формирования земельных участков или предоставления земельных участков из перечня в соответствии с настоящей статьей (часть 5).
Граждане, обладающие правом на предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1-4 части 1 статьи 2 настоящего Закона, обращаются в орган местного самоуправления по месту своего жительства с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по форме, установленной органами местного самоуправления (часть 6).
Решение о предоставлении земельного участка принимается органами местного самоуправления в течение 30 дней со дня регистрации заявления, за исключением случаев, установленных частью 12 настоящей статьи (часть 11).
При отсутствии сформированных земельных участков на дату регистрации заявления либо в случае, когда количество заявлений превышает количество сформированных земельных участков, решение о предоставлении земельного участка принимается в течение 30 дней после формирования земельного участка. Формирование земельных участков осуществляется органами местного самоуправления в срок, не превышающий 6 месяцев со дня регистрации заявления (часть 12).
Как следует из материалов дела, Тархеева Т.В. является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Тархеева Д.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### многодетной семье Тархеевой Т.В. в общую долевую собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером ### категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью 813 кв. метров, расположенный по адресу: <...>, <...>, в границах согласно приложению, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства; доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, передаваемая Тархеевой Т.В. составляет 204/813, передаваемая ФИО2, Тархееву Д.П., ФИО4 составляет 203/813 каждому.
Данный земельный участок семье Тархеевой Т.В., являющейся многодетной матерью, выделен на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку она относится к категории граждан имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Тархеевой Т.В., ФИО2, Тархеевым Д.П., ФИО4 зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 33:22:000000:5696, расположенный по адресу: <...>, МО <...> (городской округ), <...>, мкр. Юрьевец, <...>, площадью 813 кв.м.
Вместе с тем, с момента предоставления земельного участка многодетной семье Тархеевой Т.В. и до настоящего времени, административным ответчиком обязанность по обеспечению земельного участка объектами необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, организация которой возложена на органы местного самоуправления, не выполнена, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от ДД.ММ.ГГГГ ###-О «По жалобе администрации <...> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Таким образом, на стадии предоставления земельных участков, администрация <...> должна была принять меры по организации инженерной и транспортной инфраструктуры; гражданам, получившим земельные участки, должна быть обеспечена возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям.
Учитывая, что администрацией <...> не приняты меры, направленные на обеспечение земельных участков, выделенных многодетным семьям материальных истцов инженерной и транспортной инфраструктурой, что препятствует реализации их прав по использованию предоставленного земельного участка по назначению, в том числе строительству жилого дома, суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика не соответствует требованиям закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства. Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие инженерной и транспортной инфраструктуры на спорном земельном участке, выделенном многодетной семье Тархеевой Т.В., и бездействие администрации <...> по созданию сетей водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, дорожной инфраструктуры в отношении земельного участка, суд считает незаконными, поскольку данное бездействие нарушает социальные и жилищные права многодетной семьи Тархеевой Т.В.
При таких обстоятельствах, имеются все основания для удовлетворения административного иска прокурора <...> по возложению на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав административных истцов.
По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Организация и обеспечение указанных выше требований предусматривает выделение из бюджета денежных средств на указанные цели, а также требует соблюдения положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и временных затрат, связанных с непосредственным производством необходимых работ.
С учетом изложенного, суд признает необходимым установить администрации <...> срок для исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования прокурора <...>, действующего в интересах Тархеевой Татьяны Владимировны, ФИО2, Тархеева Данилы Петровича, ФИО4, к администрации <...> об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку удовлетворить.
Обязать администрацию <...> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ###, расположенному по адресу: <...> <...> кв. м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий К.С. Крыжановский
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.