Судья Алеева А.В. |
№21-361/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
22 октября 2019 г. |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Захарова М. С. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Карелия, заместителя начальника отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия от
07 мая 2019 г. и решение судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от
01 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Захарова М. С.,
установил:
постановлением уполномоченного должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Карелия от 07 мая 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Олонецкого районного суда РК от 01 августа 2019 г., директор ООО «(...)» Захаров М.С. был подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе Захаров М.С. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы отсутствием вины в совершении вменяемого административного правонарушения с учетом непринятия администрацией Олонецкого национального муниципального района, являющейся собственником скважин, требующихся для получения лицензии мероприятий, действиями юридического лица по использованию недр для водоснабжения населения в состоянии крайней необходимости и игнорированием административным органом заявленного в ходе производства по настоящему делу ходатайства о получении объяснений от представителя органа местного самоуправления.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).
Частью 1 ст.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных ст.7.5 настоящего Кодекса.
В силу ч.3 ст.9, ч.3 ст.43 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В соответствии со ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Исходя из положений ст.ст.23, 49 Закона РФ «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 30 января 2017 г. между муниципальным образованием «Олонецкий национальный муниципальный район» и ООО «(...)» было заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Олонецкого национального муниципального района, находящихся в муниципальной собственности, согласно которому концессионер принял на себя обязательства осуществлять с использованием принадлежащих концеденту объектов деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению.
Также установлено, что на основании поступивших в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия из отдела водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского Бассейнового Водного Управления сведений был установлен факт нарушения в процессе деятельности ООО «(...)» требований ст.11 Закона РФ «О недрах», выразившийся в использовании на территории г.Олонца РК с целью хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения населения подземных вод из природного источника - подземного водного объекта без лицензии на пользование этими недрами.
Выявленное нарушение норм специального законодательства повлекло вынесение
07 мая 2019 г. уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора по Республике Карелия постановления о привлечении ООО «(...)» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, которое вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26 июня 2019 г. по существу было оставлено без изменения.
За несоблюдение юридическим лицом требований действующего законодательства в сфере недропользования при приведенных выше обстоятельствах 26 марта 2019 г. в отношении законного представителя ООО «(...)» Захарова М.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, и постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Карелия, заместителя начальника отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Республике Карелия от 07 мая 2019 г. директор юридического лица признан виновным в совершении инкриминируемого противоправного деяния, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.
Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков состава вменяемого правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
Доводы автора жалобы, сводящиеся к недоказанности виновности в совершении вменяемого деяния по приведенным в ней мотивам, несостоятельные, так как постановление было вынесено должностным лицом после надлежащего установления всех необходимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, применительно к заложенной в данной норме диспозиции, сути выявленного нарушения, исполняемым привлекаемым лицом должностным обязанностям в процессе деятельности предприятия, осуществляющего хозяйственно-бытовое и питьевое водоснабжение граждан муниципального образования, и сфере специального нормативного регулирования.
Ссылка на наличие ряда объективных обстоятельств, препятствующих оформлению лицензии на право пользования недрами, освобождение ответственного за исполнение требований законодательства в затронутой сфере должностного лица от административной ответственности не влечет, так как обязанность получения требующегося на осуществление указанного вида предпринимательской деятельности документа прямо установлена законом и не может находиться в зависимости от каких-либо внешних факторов.
Исходя из фактических обстоятельств дела применительно к указанным в ст.2.7 КоАП РФ условиям, судья пришел к правильному выводу о том, что с учетом длительного периода пользования без лицензии недрами коммерческой организацией, целью которой является извлечение прибыли из результатов своей экономической деятельности, правовые основания для признания совершенного деяния в состоянии крайней необходимости не усматриваются.
Доводы жалобы, касающиеся нарушения прав привлекаемого к ответственности лица, выразившегося в несоблюдении порядка разрешения заявленного им в ходе производства по делу ходатайства о получении объяснений от представителя администрации Олонецкого национального муниципального района по интересующим вопросам, отмену постановления должностного лица не влекут, так как это обстоятельство было восполнено при разрешении дела в вышестоящем суде.
Вопрос о возможности применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ и замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение явился предметом исследования при пересмотре судьей постановления по делу об административном правонарушении и правомерно разрешен по приведенным в судебном акте мотивам.
Таким образом, обстоятельства совершения инкриминируемого должностному лицу правонарушения установлены и доказаны в процессе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке, несогласие с выводами субъектов административной юрисдикции и оценкой собранных по делу доказательств, с толкованием положений КоАП РФ и норм законодательства, подлежащих применению, отмену обжалуемых актов не влечет.
Поскольку при разрешении настоящего дела юридически значимые обстоятельства определены правильно и существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление должностного лица и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Карелия, заместителя начальника отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользованёия по Республике Карелия от 07 мая 2019 г. и решение судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 01 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Захарова М. С. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова