Дело № 2-3946/2024
УИД: 34RS0004-01-2024-005813-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2024 года г.Волгоград
Красноармейский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Савокиной О.С.,
при секретаре судебного заседания Миусском Д.А.,
помощника прокурора Красноармейского района Волгограда Федоровой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г.Волгограда, действующего в интересах Ткачук Татьяны Юрьевны к администрации Волгограда, администрации Красноармейского района Волгограда о взыскании компенсации морального вреда, возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Помощник прокурора Красноармейского района г.Волгограда, действующий в интересах Ткачук Т.Ю. обратился в суд с иском к администрации Красноармейского района Волгограда о компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса безнадзорной собакой 23 мая 2024 года примерно в 7 часов, следуя из дома на работу в АО «Северсталь канаты» в сквере, расположенном напротив дома 12 по улице Бахтурова в г.Волгограде, на нее напали безнадзорные собаки в количестве 6 штук. В тот же день ей была оказана медицинская помощь при обращении в ГУЗ «Больница №16» и назначено амбулаторное лечение. Просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Помощник прокурора Кировского района г.Волгограда Федорова Е.И., истец Ткачук Т.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Волгограда Астапова В.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что администрация Волгограда не является надлежащим ответчиком по делу.
Представители третьих лиц МБУ «Северное», Департамент городского хозяйства, Департамент финансов администрации Волгограда, Комитет ветеринарии Волгоградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив их доводы и возражения, заключение прокурора, изучив представленные в судебное заседание письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
В силу положений статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
В соответствии с установленными требованиями пункта 1789 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
При этом Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об ответственном обращении с животными) предусмотрены требования по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них, а также к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельца, под которой понимается деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Законом об ответственном обращении с животными (статья 3).
Частью 3 статьи 7 Закона об ответственном обращении с животными предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Закона об ответственном обращении с животными мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 18 Закона об ответственном обращении с животными возврату на прежние места обитания подлежат животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессивности, после проведения мероприятий по их стерилизации и вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 17 Закона об ответственном обращении с животными деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
Пунктом 7 статьи 18 Закона об ответственном обращении с животными порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 15 июля 2013 года N 94-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных" (далее по тексту - Закон Волгоградской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных), органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области передаются государственные полномочия Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных.
Постановлением правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 года N 776-п утвержден Порядок отлова, содержания и уничтожения безнадзорных животных на территории Волгоградской области, по условиям которого утверждается и публикуется ежегодный план отлова безнадзорных животных, а по обращениям (заявкам) физических и юридических лиц отлову подлежат безнадзорные животные, проявляющие агрессию к людям и животным, создающие опасность для дорожного движения, отлов которых производится немедленно, с момента поступления обращений (заявок) от граждан и организаций.
Статьей 1 Закона Волгоградской области № 94-ОД от 15 июля 2013 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочия Волгоградской области, в том числе по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
В соответствии со статьей 10 вышеуказанного Закона, органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области и в той мере, в которой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Волгоградской области финансовыми средствами.
Согласно пункту 1.5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом Комитета ветеринарии Волгоградской области от 27 декабря 2019 года № 600а, проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев организуется органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в области ветеринарии на территории Волгоградской области, или в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области в области обращения с животными без владельцев органами местного самоуправления, наделенными указанными государственными полномочиями (далее именуется - уполномоченный орган).
Постановлением Администрации Волгоградской области от 10 мая 2018 года № 197-п утвержден Порядок предоставления муниципальным образованиям Волгоградской области субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, который разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Волгоградской области от 15 июля 2013 года № 94-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» и определяет механизм предоставления муниципальным образованиям Волгоградской области субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее именуются - субвенции).
В силу пунктов 2 и 3 вышеназванного Порядка, предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных комитету ветеринарии Волгоградской области на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий приосуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Как судом установлено и следует из материалов дела, 23 мая 2024 года примерно в 7 часов, Ткачук Т.Ю. направляясь из дома на работу в АО «Северсталь канаты» в сквере, расположенном напротив дома 12 по улице Бахтурова в г.Волгограде, на нее напали безнадзорные собаки в количестве 6 штук.
23 мая 2024 года Ткачук Т.Ю. по факту укусов собаки обратился за медицинской помощью в ГУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи №15» и ей установлен диагноз: укушенные раны нижней трети левой голени (укус дворовой собаки), назначено лечение.
После Ткачук Т.Ю. наблюдалась в ГУЗ «Больница №16» в отделении гнойной хирургии, где ей были сделаны прививки от бешенства в количестве пять штук.
Согласно муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), МБУ «Северное» оказывает услуги по организации и проведению мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев.
Поскольку полномочия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных, должны исполняться муниципальным образованием в лице администрации Волгограда, однако ответчик допустил ненадлежащее исполнение указанных обязанностей, в результате чего стало возможным укус бездомной собаки ребенка и, как следствие, причинение морального вреда, имущественного вреда, лицом, ответственным за вред, является администрация Волгограда.
Принимая во внимание, что в связи с причинением вреда здоровью Ткачук Т.Ю. испытывала физические и нравственные страдания, учитывая степень и характер таких страданий, обусловленных болью, стрессовой ситуацией, необходимостью лечения, возраст, а также фактические обстоятельства причинения вреда, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу удовлетворить заявленные требования в полном объеме в размере 30 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красноармейского района г.Волгограда, действующего в интересах Ткачук Татьяны Юрьевны к администрации Волгограда, администрации Красноармейского района Волгограда о взыскании компенсации морального вреда, возмещении ущерба, удовлетворены.
Взыскать с администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822) в пользу Ткачук Татьяны Юрьевны (паспорт: №, выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) компенсацию моральный вред в размере 30 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд города Волгограда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья- О.С. Савокина