Дело №5-59/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Село Верхний Услон 03 ноября 2016 года
Судья Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан О.М.Тюфтина, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Татарстанские зерновые технологии» (ИНН 1655064511),
Установил:
При проведении внеплановой документарной проверки АО «Татарстанские зерновые технологии» на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью проверки мероприятий, указанных в акте расследования аварии от ДД.ММ.ГГГГ на опасном производственном объекте - отдельно стоящем сушильном участке зерна (<адрес>) рег№, и необходимости принятия неотложных мер в целях предупреждения повторения угрозы возникновения инцидентов, аварий и как следствие, угрозы окружающей природной среде, выявление, пресечение и предупреждение нарушений при осуществлении технологических процессов, приведших к аварии на опасном производственном объекте - отдельно стоящем сушильном участке зерна (<адрес>-) филиала <адрес> АО «Татарстанские зерновые технологии» рег.№, на предмет соответствия деятельности предприятия нормативным правовым актам Российской Федерации в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах в отношении АО «Татарстанские зерновые технологии»
Результаты зафиксированы в Акте и предписании проверки Приволжского Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
АО «Татарстанские зерновые технологии» эксплуатирует 15 опасных производственных объекта, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов (Свидетельство о регистрации опасных производственных объектов № от ДД.ММ.ГГГГ, выдано Приволжским Управлением Ростехнадзора).
АО «Татарстанские зерновые технологии» осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности на основании лицензии «Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов» № (ЗС) с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, с истекшим сроком. По результатам проверки комиссией Приволжского управления Ростехнадзора установлено, что действиями (бездействием) юридического лица АО «Татарстанские зерновые технологии» допущены грубые нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации - Отдельно стоящего сушильного участка зерна, рег.№, <данные изъяты>
1. На АО «Татарстанские зерновые технологии» допускаются к работе руководители и специалисты, не прошедшие обучение и внеочередную аттестацию в области промышленной безопасности в центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в аттестационной комиссии Приволжского управления Ростехнадзора), на основании акта технического расследования аварии, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ на территории опасного производственного объекта - отдельно стоящего сушильного участка зерна (<адрес>) рег.№ филиала <адрес> АО «Татарстанские зерновые технологии», а именно: ... С.Н. -генеральный директор, ... Л.Р. - главный инженер-начальник инженерно-эксплутационной службы, ... С.Н. - директор-главный инженер филиала <адрес>.
Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального Закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
Раздел III, П. 10, 12 "Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору " Зарегистрированого в Минюсте РФ 22.03.2007 года, N 9133, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 года №37.
П. 19 «Правил безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденных приказом Федеральной Службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 21.11.2013 года №560;
2. На отдельно стоящем сушильном участке зерна <адрес>) рег.№ филиала <адрес> АО «Татарстанские зерновые технологии», отсутствуют средства оповещения обаварийных ситуациях (не установлены сигнализаторы задымленности) в механизированных складах №1(12) инв.№
Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
П.33, 34, 458 абз.19), 465 «Правил безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв.приказом Федеральной Службы от 21.11.2013 года №560; : Г
3. Отсутствуют средства взрывопредупреждения <данные изъяты>
Чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями),
<данные изъяты>
4. Отсутствуют средства взрывозащиты <данные изъяты>
Чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
П.42, 43. «Правил безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв.приказом Федеральной Службы от 21.11.2013 года №560;
5. На отдельно стоящем сушильном участке зерна <данные изъяты> не проведена противопожарная обработкадеревянных конструкций механизированных складов <данные изъяты>
Чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
<данные изъяты>
6. На опасных производственных объектах отдельно стоящего сушильного участка зерна <данные изъяты> не переработан с учетом произошедшей 29.10.2016 аварии, «План ликвидацииаварий и защиты производственного персонала на взрывопожароопасных производственных объектах...».
Чем нарушены требования части 4 статьи 8, части 1 статьи 9, статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
П.1.З., 1.4. «Инструкции по составлению Плана ликвидации аварий и защиты персонал а на взрывопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.03 N 96,
П.757. «Правил безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв.приказом Федеральной Службы от 21.11.2013 года №560;
7. Не проведена экспертиза промышленной безопасности зданий (сооружений складов) отдельно стоящего сушильного участка зерна <данные изъяты> а именно на сооружения механизированных складов <данные изъяты> с признаками износа.
Чем нарушены требования части 1 статьи 9, статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
П<данные изъяты>
8. На АО «Татарстанские зерновые технологии», отсутствуют:
- проектная документация на строительство отдельно стоящего сушильного участка зернам; <данные изъяты>
- акт ввода в эксплуатацию отдельно стоящего сушильного участка зерна <данные изъяты>
Чем нарушены требования части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.199*7 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
П.6 «Правил безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утв.приказом Федеральной Службы от 21.11.2013 года №560;
9. На АО «Татарстанские зерновые технологии» не обеспечено осуществление мероприятий по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий инцидентов (аварий) на опасных производственных объектах (<данные изъяты>
отсутствует акт обследования опасных производственных объектов на отдельно стоящем сушильном участке зерна <данные изъяты>
отсутствует график проведения совместных с ПАСФ учебно-тренировочных учений с производственным персоналом отдельно стоящего сушильного участка зерна <данные изъяты>
договор на аварийно-спасательное обслуживание опасных производственных объектов на отдельно стоящем сушильном участке зерна <данные изъяты>
отсутствует разработанный и согласованный с ПАСФ «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий» на АО «Татарстанские зерновые технологии», <данные изъяты>
отсутствует утвержденные руководителем АО «Татарстанские зерновые технологии» акт оценки фактических данных о наличии и техническом состоянии средств пожаротушения, систем пожарной, производственной и аварийной сигнализации, а так же мероприятия по контролю, за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- отсутствуют совместные учебно-тренировочные занятия и учебные тревоги по отработке действий производственного персонала совместно с ПАСФ согласно ПЛА и «Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий» на опасных производственных объектах отдельно стоящего сушильного участка зерна <данные изъяты>
Чем нарушены требования статьи 9, статьи 10 Федерального Закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», П. 12, 760, 761 «Правил безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденных приказом ФедеральнойСлужбы по экологическому технологическому и атомному надзору от 21.11.2013 года №560, П. 2, 4, 9, 10, 10 ж, 10в, 10д постановления Правительства РФ от 26.08.2013 №730, П. 1.8. «Инструкции по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала навзрывопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья», утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.03 N96;
10. Отсутствуют мероприятия регламентирующие хранение и применение легко воспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) на опасных производственных объектах - отдельно стоящего сушильного участка зерна (с.Печищи) <данные изъяты>
Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
П. 13 8,616 «Правил безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденных приказом Федеральной Службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 21.11.2013 года №560.
Поскольку вышеуказанные грубые нарушения требований промышленной безопасности, допущенные АО «Татарстанские зерновые технологии», влекут за собой непосредственную угрозу жизни и здоровью работников предприятия эксплуатирующих - отдельно стоящий сушильный участок зерна (<адрес>) №, III класса опасности, в составе линии <данные изъяты> при возникновении взрыва, хлопка, возгорания и как следствие, угроза причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, и.о. руководителя Приволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.Т.Гимадиев обратился в суд с заявлением, в котором просит привлечь АО «Татарстанские зерновые технологии» к административной ответственности по ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации АО «Татарстанские зерновые технологии» отдельно стоящего сушильного участка (<адрес>), <данные изъяты> по месту фактического осуществления деятельности: <адрес> на срок 90 суток, и решить вопрос о необходимости применения мер, предусмотренных частью 2 статьи 32.12 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель АО «Татарстанские зерновые технологии» – вину признал, с нарушением согласился, просил назначить наказание виде административного приостановления деятельности на срок 30 суток.
Представитель Приволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в совеем заявлении просил дело рассмотреть в их отсутствии, настаивал на административном приостановлении деятельности.
Выслушав представителя АО «Татарстанские зерновые технологии», изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, судья приходит к выводу о виновности АО «Татарстанские зерновые технологии» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ.
Вина АО «Татарстанские зерновые технологии» подтверждается протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом о временном запрете деятельности <адрес>, актом технического расследования причин аварии, происшедшей ДД.ММ.ГГГГ на территории АО «Татарстанские зерновые технологии» Печищинского филиала.
Нарушений процессуального законодательства, установленного Кодексом об административных правонарушениях РФ, к содержанию протокола об административном правонарушении, судом не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В ч. 2 ст. 2.1 данного Кодекса указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом выше приведенных обстоятельств, действия АО «Татарстанские зерновые технологии» следует квалифицировать по ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
При назначении административного наказания юридическому лицу - АО «Татарстанские зерновые технологии» суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающего административную ответственность, суд в отношении данного юридического лица учитывает то, что ранее оно к административной ответственности не привлекалось.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Вместе с тем, поскольку вышеуказанные нарушения требований промышленной безопасности, допущенные АО «Татарстанские зерновые технологии», влекут за собой непосредственную угрозу жизни и здоровью работников предприятия эксплуатирующих отдельно стоящий сушильный участок зерна (<адрес>) при возникновении взрыва, хлопка, возгорания и как следствие, угроза причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, с учетом всех обстоятельств дела, а также, принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений необходимо определенное время, финансовые затраты, суд приходит к выводу, что наказание юридическому лицу должно быть назначено в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации АО «Татарстанские зерновые технологии» отдельно стоящего сушильного участка (<адрес>), № в составе механизированного склада инв. <данные изъяты> по месту фактического осуществления деятельности: <адрес> сроком на 90 суток.
Время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности - с ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в общий срок административного приостановления деятельности.
Применение же других видов административного наказания, по мнению суда, не будет способствовать достижению цели привлечения юридического лица к административной ответственности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в пункте 23.2. определено, что в постановлении суда не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32.12 КоАП РФ и частью 2 статьи 109 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно.
С учетом вышеуказанного, довод Ростехнадзора о применении мер, предусмотренных частью 2 статьи 32.12 КоАП РФ, подлежит отклонению.
Довод представителя АО «Татарстанские зерновые технологии» о возможности административного приостановления деятельности сроком лишь 30 суток с учетом производственной необходимости и защиты трудовых прав рабочих, также подлежит отклонению, поскольку согласно 3 ст. 3.12 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.7.,29.9.,29.10.,29.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать АО «Татарстанские зерновые технологии» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации АО «Татарстанские зерновые технологии» отдельно стоящего сушильного участка (<адрес>), рег № в составе механизированного склада инв. <данные изъяты> по месту фактического осуществления деятельности: <адрес>, на срок 90 (девяносто) суток.
Включить в общий срок административного приостановления деятельности время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности - с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Копию настоящего постановления выдать лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и направить должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: О.М.Тюфтина