УИД 74RS0007-01-2022-001790-73
Дело № 2-2232/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2022 года г. Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Мещерякова К.Н.,
при помощнике Басанец В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курчатовского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Челябинска, Комитету дорожного хозяйства города Челябинска о возложении обязанности произвести работы по восстановлению проезжей части автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Курчатовского района г. Челябинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, с учетом уточненных исковых требований, к Администрации города Челябинска, Комитету дорожного хозяйства г. Челябинска о возложении обязанности на Администрацию города Челябинска, Комитет дорожного хозяйства города Челябинска произвести работы по восстановлению дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги от нежилого помещения № 1 «Ж» по Свердловскому тракту до пересечения с ул. Черкасской в Курчатовском районе г. Челябинска, протяженностью 530 метров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путем восстановления асфальтобетонного покрытия, установления тротуаров, установления стационарного электрического освещения.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки по обращению жителей района установлено, что проезжая часть автомобильной дороги от нежилого помещения № 1 «Ж» по Свердловскому тракту до пересечения с ул. Черкасской в Курчатовском районе г. Челябинска, протяженностью 530 метров не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017, так как покрытие имеет ямы, выбоины, проломы, просадки, отсутствует тротуар и освещение.
Указывает, что допущенные нарушения являются существенными, поскольку надлежащее содержание и ремонт дорожного покрытия ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан (неопределенного круга лиц), их права и законные интересы, а также препятствует осуществлению государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Ссылаясь на Федеральный закон №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон №257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Решения Челябинской городской думы от 22.12.2015 № 16/32, от 24.02.2009 № 40/16, прокурор просил заявленные требования удовлетворить.
Старший помощник прокурора Курчатовского района г. Челябинска Жинжина Т.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, указала, что в соответствии с проведенной проверкой от 07 июля 2022 года дефекты дорожного покрытия не устранены, установить срок устранения недостатков – 6 месяцев.
Представитель ответчиков – Администрации г. Челябинска, Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска – Кузьменко А.В. просила отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что спорныц проезд не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования, утвержденный распоряжением Администрации города Челябинска, проезд отсутствует в реестре муниципальной собственности, представила письменный отзыв на исковое заявление (т. 1 л.д. 81-82).
Представители третьих лиц- ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску, Управление по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска, Администрации Курчатовского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав все материалы дела, суд считает исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности, установлено, что проезжая часть автомобильной дороги от нежилого помещения № 1 «Ж» по Свердловскому тракту до пересечения с ул. Черкасской в Курчатовском районе г. Челябинска, протяженностью 530 метров имеет многочисленные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длинной более 15 см, глубиной более 5 см, допущенные нарушения Администрацией г. Челябинска не устранены после вынесения представления, покрытие не приведено в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, тротуары отсутствуют, о чем 16 декабря 2021 года составлен акт проверки (т. 1 л.д. 10).
Согласно письма УМВД России по г. Челябинску вышеуказанная часть автомобильной дороги относится к IV категории автомобильных дорог, данный участок дороги распространяются требования ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля» (т. 1 л.д. 9).
По сведениям Администрации города Челябинска, в соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденного распоряжением Администрации города Челябинска от 30 декабря 2021 года № 14884 вышеуказанный проезд отсутствуют в реестре муниципального имущества.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В силу частей 1, 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта №1245-ст от 26.09.2017г., покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Согласно п.4.5 вышеназванного ГОСТ Р 50597-2017 для целей настоящего стандарта улицы подразделяют на группы по их значению в соответствии с таблицей 4.1., на основании которой улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные отнесены к категория «Д».
В силу п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Поскольку указанный проезд находятся в на территории Курчатовского района городского округа г. Челябинска, то данная проезжая часть должна быть приведена в соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному приказом Росстандарта от 26.09.2017г. № 1245-ст.
В силу ч. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ст. 36 Устава г. Челябинска администрация г. Челябинска является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения города Челябинска и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области.
К вопросам местного значения города Челябинска относятся, в том числе вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава г. Челябинска).
Таким образом, в силу вышеприведенных норм орган местного самоуправления городского округа в лице администрации г. Челябинска обязан решать вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска, в том числе и путем осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организацию освещения, в связи с чем на администрацию города Челябинска должна быть возложена обязанность по приведению проезжей части автомобильной дороги от нежилого помещения № 1 «Ж» по Свердловскому тракту до пересечения с ул. Черкасской в Курчатовском районе г. Челябинска, протяженностью 530 метров в соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно положению «О дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа, Комитет дорожного хозяйства является организатором дорожной деятельности.
При установленных обстоятельствах доводы представителя Администрации г. Челябинска, также представителя Комитета дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска, о том, что указанные лица не являются ненадлежащими ответчиками по делу, не могут быть признаны состоятельными, поскольку администрация г. Челябинска в силу Устава г. Челябинска является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, к числу которых относятся, в том числе, вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска, и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а Комитет осуществляет управленческие функции в области эффективного функционирования, сбалансированного развития дорожного хозяйства, автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных и инженерных сооружений в г. Челябинске.
Как установлено, и указывалось выше, спорный проезд находятся на территории Курчатовского района г. Челябинска.
Согласно ст. 3 Закона Челябинской области от 10.06.2014 № 706-ЗО «О статусе Челябинского городского округа и статусе и границах внутригородских районов в составе Челябинского городского округа» Курчатовский район города Челябинска наделен статусом внутригородского района.
К вопросам местного значения города Челябинска относятся, в том числе вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава г. Челябинска).
Доводы ответчиков о том, что указанные лица не являются ненадлежащими ответчиками по делу, не могут быть признаны состоятельными, поскольку администрация г. Челябинска в силу Устава г. Челябинска является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, к числу которых относятся, в том числе, вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска, и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а Комитет осуществляет управленческие функции в области эффективного функционирования, сбалансированного развития дорожного хозяйства, автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных и инженерных сооружений в г. Челябинске.
Согласно ст. 3 Закона Челябинской области от 10.06.2014 № 706-ЗО «О статусе Челябинского городского округа и статусе и границах внутригородских районов в составе Челябинского городского округа» Курчатовский район города Челябинска наделен статусом внутригородского района. Вместе с тем, уставом Администрации Курчатовского района в г. Челябинске, к вопросам местного значения не отнесены вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В ходе проведенной дополнительной проверки от 07 июля 2022 года, установлено, что дефекты проезжей части на спорном участке проезда не устранены (т. 1 л.д. 51-65).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что обязанность по приведению проезжей части автомобильной дороги от нежилого помещения № 1 «Ж» по Свердловскому тракту до пересечения с ул. Черкасской в Курчатовском районе г. Челябинска, протяженностью 530 метров в соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, должна быть возложена на администрацию г. Челябинска и Комитет дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска в течение десяти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Не подлежит удовлетворение требований истца в части способа восстановления качества покрытия с установлением тротуаров и освещения, поскольку дорожное покрытие подлежит восстановлению в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017, который полностью регламентирует содержание восстановления проезжей части, с учетом необходимсти установления освещения и тротуаров.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
иск прокурора Курчатовского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Челябинска, Комитету дорожного хозяйства города Челябинска о возложении обязанности произвести работы по восстановлению проезжей части автомобильной дороги удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Челябинска, Комитет дорожного хозяйства города Челябинска, в течение десяти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, произвести работы по восстановлению дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги от нежилого помещения № 1 «Ж» по Свердловскому тракту до пересечения с ул. Черкасской в Курчатовском районе г. Челябинска, протяженностью 530 метров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2022 года.