Решение по делу № 33-10642/2017 от 10.08.2017

Судья Айдова О.В. Дело № 33-10642

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

г. Н.Новгород 3 октября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сокуровой Ю.А., судей Козлова О.А., Старковой А.В.

при секретаре Шапошниковой А.В.

с участием истца Капранова В.В., его представителя Годзевич О.В. (по доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова О.А. дело по апелляционной жалобе Администрации Московского района г. Н.Новгорода на решение Московского районного суда г. Н.Новгорода от 5 июня 2017 года по делу по иску Капранова Валерия Викторовича к Администрации Московского района г.Н.Новгорода о признании незаконным распоряжения, восстановлении в очереди нуждающегося в жилых помещениях,

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Отменить решение Московского районного суда г. Н.Новгорода от 5 июня 2017 года, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Капранова В.В. отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

У С Т А Н О В И Л А:

Истец Капранов В.В. обратился в суд с иском к администрации Московского района г.Н.Новгорода с требованием признать незаконным распоряжение главы администрации Московского района г.Н.Новгорода от 18.08.2004г. № 1143-р в части снятия Капранова В.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановить истца с семьей в составе двух человек на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих запаса с даты первоначальной постановки на учет -02.04.1996г.

В обоснование иска указано, что он проходил военную службу с 05.08.1982г. в войсковой части 32193. Был уволен с военной службы в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» Приказом Главнокомандующего № 084 от 31.03.1995г. с зачислением в запас. 06 марта 1996г. на основании личного заявления был поставлен в Администрации Московского района г.Н.Новгорода в очередь нуждающихся в жилых помещениях по группе офицеров военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Впоследствии, для участия в Федеральной Программе по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы для участия в Президентской Программе «Государственные жилищные сертификаты», неоднократно предоставлял дополнительные документы по запросу Администрации Московского района г.Н.Новгорода.

До настоящего времени ни жилья, ни государственного жилищного сертификата, как военнослужащему, уволенному с военной службы, прослужившему 10 лет и более и не обеспеченному жильем, ему предоставлено не было.

Летом 2016 года он обратился в Администрацию Московского района г.Н.Новгорода с заявлением о предоставлении информации по обеспечению его жильем. Из ответа на его заявление он узнал, что Распоряжением главы администрации района от 18.08.2004г. № 1143-р, которое не было до него доведено ранее, он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по группе граждан, уволенных в запас или отставку в связи с выявлением в документах сведений, не соответствующих действительности.

Решением Московского районного суда г. Н.Новгорода от 5 июня 2017 года постановлено:

Исковые требования Капранова Валерия Викторовича удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение главы администрации Московского района г.Н.Новгорода от 18.08.2004г. № 1143-р в части снятия Капранова Валерия Викторовича с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Восстановить Капранова Валерия Викторовича с семьей в составе двух человек (Капранов Валерий Викторович и несовершеннолетний Капранов Даниил Валерьевич, 16.09.2009г.рождения) в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих запаса с даты первоначальной постановки на учет с 02 апреля 1996 года.

В апелляционной жалобе Администрация Московского района г. Н.Новгорода просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Капрановым В.В. исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что изначально Капрановым В.В. был подан неполный пакет документов, необходимых для ведения учетного дела: а именно в них отсутствуют копии паспортов Капранова В.В. и его жены, свидетельств о рождении детей, выписка из домовой книги на жилое помещение, которое занимает семья Капранова В.В., подтверждающая факт проживания семьи Капрановых на территории Московского района. Недостающий пакет документов Капранов по запросу Администрации не предоставил. Проверкой учетного дела было установлено, что по адресу <адрес> указанному в справке Московского районного военкомата как место жительства Капранова В.В.. он на регистрационном учете никогда не состоял. Суд обязал восстановить Капранова на учете с составом семьи 2 человека, в том числе его сына Капранова Д.В. 2009 г. рождения, однако, Капранов с заявлением о постановке на учет в качестве члена семьи своего сына не обращался.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации жилище бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами предоставляется не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

К категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений, относятся военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы.

Правовым основанием для предоставления жилых помещений этим гражданам являлся Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих", в настоящее время является Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

Пунктом 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и постановки истца на льготную очередь военнослужащих запаса для получения жилого помещения, устанавливалось, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади. При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах определяемых Правительством Российской Федерации.

В связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" признан утратившими силу.

С 01 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в статье 15 которого устанавливалось, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 14 статьи 15 указанного Федерального закона, в редакции действующей на момент вступления закона в силу, предусматривалось, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

После введения в действие Федерального закона "О статусе военнослужащих" Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Данными Правилами установлен единый порядок постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

Так, пунктом 6 Правил предусмотрено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении…уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья;

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

Из материалов дела усматривается, что Согласно выписке из Приказа Главнокомандующего ракетными войсками стратегического назначения № 084 по личному составу от 31 марта 1995 года в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе в мирное время капитан Капранов В.В. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 13 лет.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части 32193 № 108 от 05 июня 1995 года с 04 июня 1995 года Капранов В.В. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в Д-Константиновский РВК Нижегородской области. По избранному постоянному месту жительства (г. Н.Новгород Московский район) Капранов на воинский учет в Московском райвоенкомате г. Н.Новгорода в нарушение п.6 Правил не встал.

Согласно справке войсковой части 32193 от 05.06.1995г. Капранов В.В. во время прохождения службы в войсковой части 32193 жильем не обеспечивался.

Согласно удостоверению от 05.06.1995г., выданному Капранову В.В., последний 05.06.1995г. уволен с военной службы по состоянию здоровья.

06 марта 1996 года Капранов В.В. обратился с заявлением к военному комиссару Московского района о постановке на очередь для получения жилья в г.Н.Новгороде с составом семьи 5 человек (л.д.36), приложив к заявлению удостоверение о льготах (л.д.37), выписку из приказа об увольнении (л.д.38-39), справку о составе семьи (л.д.40), справку о необеспечении его жильем войсковой частью (л.д.41). В заявлении указано место жительства Капранова В.В. г. Н.Новгород <адрес>

Весь пакет документов из военкомата 6.03.1996 г был направлен главе администрации Московского района для постановки Капранова В.В. на очередь для получения жилья (л.д.35).

Как пояснил Капранов В.В. в суде апелляционной инстанции, квартиру по адресу г. Н.Новгород <адрес> ему предоставил во временное пользование его друг.

Согласно сообщению от 04.04.1996 г., решением районной жилищной комиссии от 02 апреля 1996 года истец поставлен на учет по улучшению жилищных условий по группе офицеров, уволенных в запас, с семьей 5 человек (л.д.33).

На основании распоряжения главы администрации Московского района г.Н.Новгорода, с учетом предложений общественной комиссии по жилищным вопросам от 10 августа 2004 года (протокол № 29) истец Капранов В.В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по группе граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку – в соответствии с п.26 «е» Постановления Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054.

Из письма Администрации Московского района от 27.05.2016 г следует, что в учетном деле Капранова В.В. имеется справка Московского районного военного комиссариата г. Н.Новгорода от 27.03.2002 г № 803 о том, что Капранов В.В. проживающий по <адрес> на воинском учете не состоит, а согласно справки военного комиссариата Дальне-Константиновского района Нижегородской области от 20.01.2003 г № 43 капитан запаса Капранов В.В. состоит на учете в военном комиссариате Д-Константиновского района с 14.12.1996 г и прописан по адресу Д-<адрес>, а проживает по адресу г. Н.Новгород <адрес> (л.д.6).

Указанные справки имеются в материалах настоящего дела (л.д.24,27).

Согласно п. 19 Правил военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления. Органам местного самоуправления предоставляется право запрашивать у командиров (начальников) воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы.

Из вышеприведенных правовых норм, следует, что обязанность по предоставлению сведений органам местного самоуправления законодательством о нуждающихся гражданах из числа уволенных военнослужащих возложена на командиров войсковых частей, должностных лиц военного комиссариата. Органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие с органами военного комиссариата при разрешении вопроса о предоставлении военнослужащему, уволенному в соответствии с законом, жилого помещения.

Таким образом, обязанность предоставить документы для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе соответствующее заявление, лежала на командире его войсковой части, должностных лицах военного комиссариата.

В пункте 26 Правил учета установлено, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Установлено, что снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

Из содержания указанного пункта Правил следует, что основанием для снятия с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета является выявление не соответствующих действительности сведений в документах, являющихся основанием для постановки военнослужащего на очередь, при этом данные обстоятельства должны быть установлены на момент принятия органом местного самоуправления решения о снятии с учета.

Удовлетворяя требования Капранова В.В., суд пришел к выводу, что доказательств законности принятого распоряжения ответчик суду не представил и не указал какие именно не соответствующие действительности сведения выявлены органом местного самоуправления в документах, послуживших основанием для принятия истца в 1996 г на учет по улучшению жилищных условий, могли ли эти сведения препятствовать постановке истца на очередь. В решении о снятии истца с учета орган местного самоуправления эти обстоятельства не указал.

С данным выводом суда согласиться нельзя.

Удовлетворяя требованиям на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по группе граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку с 1996 г по наличию льготы и по выслуге лет, Капранов В.В. сообщил о себе недостоверные сведения, указав адрес места жительства <адрес>27, в то время как на воинский учет в Московской райвоенкомате г. Н.Новгорода по избранному месту жительства он не встал, как этого требует вышеуказанный п.6 Правил, а продолжал состоять на воинском учете в Д-Константиновском военкомате, и был зарегистрирован в Д-Константиновском районе, но проживал в Нижегородском районе г. Н.Новгорода.

Данные основания являются достаточными для снятия Капранова В.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по п.п. «е» п.26 Правил, в связи с чем оснований для признания распоряжения главы Администрации района от 18.08.2004 г № 1143-р незаконным у суда не было.

С учетом изложенного основания для восстановления Капранова В.В. с семьей из двух человек в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий также не имелось.

Более того, судебная коллегия, проверив довод апелляционной жалобы о восстановлении Капранова в очереди с семьей из двух человек, находит его заслуживающим внимания.

Согласно п.1 Правил в настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, уволенных с военной службы в отставку, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

Как следует из п.3 Правил учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, распределение жилья осуществляются на основе принципов гласности и коллегиальности.

Контроль за ведением учета и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссии по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из заявления Капранова В.В. от 19.03.1996 г (л.д.34) он просил предоставить сертификат на приобретение жилья на семью из 5 человек. Из сопроводительного письма Московского районного военкомата от 16.03.96 г главе Администрации Московского района (л.д.35) следует, что материалы для постановки на очередь на получение жилплощади направлялись в отношении семьи Капранова В.В. из 5 человек.

Из приведенных нормативных положений следует, что изменение состава семьи для целей постановки на жилищный учет носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такую постановку, к которому прилагаются документы, подтверждающие статус лиц, как членов семьи заявителя. С заявлением об изменении состава семьи Капранов в Администрацию не обращался. Изменение состава семьи истца в учетных данных путем реализации судебного решения противоречит действующему законодательству. Восстановление в очередности предполагает восстановление в правах на тех же условиях, что существовали до нарушения существующего права.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Отменить решение Московского районного суда г. Н.Новгорода от 5 июня 2017 года, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Капранова В.В. отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-10642/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Капранов В.В.
Ответчики
Администрация Московского района г. ННовгорода
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Козлов Олег Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
12.09.2017Судебное заседание
03.10.2017Судебное заседание
09.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2017Передано в экспедицию
03.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее