Дело № 33а-32/2021
В суде первой инстанции дело № 2а-1022/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Коноплевой И.А.,
судей: Савченко Е.А., Карбовского С.Р.,
при секретаре Безуглой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 января 2021 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Киселева Н.П. к Федеральному государственному казенному учреждению «Востокрегионжилье» о признании незаконным ответа, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного истца Киселева Н.П. на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 24 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., пояснения административного истца Киселева Н.П., его представителя Козлова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киселев Н.П. обратился в суд с административным иском к федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Востокрегионжилье») о признании незаконным решения от 18.06.2020 г. № 27/2/12123 об отказе в принятии на его учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности принять его на указанный учет.
В обоснование требований административный истец указал, что он проходил военную службу в период с 22.06.1992 года по 10.06.2019 года, его выслуга лет составила: календарная – 26 лет, общая 40 лет, был уволен с военной службы 10.06.2019 года в связи с признанием его ВВК ограниченно годным к военной службе. За период военной службы административный истец служебным жильем не обеспечивался, по договору социального найма жилье по линии Минобороны России либо органов местного самоуправления не получал, в собственность никакого жилья не приобретал.
В связи с внесением изменений в статью 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» о возможности обеспечения жильем военнослужащих граждан, в том числе обеспеченных в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, 26.05.2020 года и 02.06.2020 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на что решением административного ответчика от 18.06.2020г. № 27/2/12123 ему было отказано, так как ранее отцом административного истца был получен государственный жилищный сертификат на состав семьи из 4 человек, включая и административного истца.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 24 сентября 2020 года в удовлетворении административных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Киселев Н.П. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении административных требований, поскольку выводы суда фактическим обстоятельствам дела не соответствуют, а именно судом сделан ошибочный вывод о том, что обжалуемый отказ носит разъяснительный характер, в результате чего исковые требования по существу рассмотрены не были, правовая оценка мотивам обжалуемого отказа не дана. Считает, что административным ответчиком доказательств законности своих действий не предоставлено. Полагает, что в силу статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с учетом внесенных изменений, он имеет право на обеспечение его жилым помещением.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Киселев Н.П., его представитель Козлов В.В. апелляционную жалобу поддержали по доводам в ней изложенным, просили решение суда первой инстанции отменить.
Административный ответчик ФГКУ «Востокрегионжилье» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело при указанной явке.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такие требования при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.
Совокупность указанных условий по данному делу не была установлена судом первой инстанции, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов административного дела, Киселев Н.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 14.05.1995 года проходил военную службу по контракту в Минобороны России, уволен с военной службы 31.05.2019 года по подпункту «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе и с 10.06.2019 года исключен из списков личного состава войсковой части 46102. На дату увольнения календарная выслуга Киселева Н.П. составляла 26 лет, общая выслуга 40 лет.
20.05.2005 года Киселеву П.В. (отцу административного истца), его жене, дочери и сыну (административному истцу) из федерального бюджета предоставлена субсидия на приобретение жилья в размере 965088 рублей (государственный жилищный сертификат серия №).
26.05.2017 года Киселев Н.П. представил в адрес ФГКУ «Востокрегионжилье» заявление, в котором просил разъяснить ему и документы для признания его нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства (на состав семьи 1 человек).
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от 05.10.2017 г. № 2205 Киселеву Н.П. отказано в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Согласно ответу ФГКУ «Востокрегионжилье» № 27/2/25074 от 12.10.2017 года основанием для отказа послужил факт обеспечения административного истца в составе семьи отца Киселева П.В. государственным жилищным сертификатом (серия №) на состав семьи 4 человека с учётом Киселева Н.П. Данный сертификат реализован 03.05.2005 путём приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 65,6 кв.м., где до настоящего времени и проживает административный истец. Норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, устанавливается по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности 3 человека и более.
В указанном жилом помещении административный истец зарегистрирован и проживает по настоящее время.
26.05.2020 года и 03.06.2020 года административным истцом были поданы два идентичных обращения в адрес административного ответчика, в которых он просит сообщить ему, может ли он воспользоваться правом на обеспечение его жилыми помещениями либо денежными средствами в связи с изданием Федерального закона от 02.12.2019г. № 416-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Ответом ФГКУ «Востокрегионжилье» от 18.06.2020 № 27/2/12123 Киселеву Н.П. сообщено, что решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 05.10.2017 № 2205 ему было отказано в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и разъяснено, что, внесённые в ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» изменения, касающиеся признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан, ранее обеспеченных в качестве членов семьи других военнослужащих жилыми помещениями, вступившие в законную силу 13.12.2019г., распространяют своё действие, согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на граждан, имеющих статус военнослужащих.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что, поскольку обращение Киселева Н.П. от 26.05.2020 года в порядке статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрено и ему был дан ответ по существу поставленного в обращении вопроса в установленный законом срок, то на момент подачи обращения административному ответчику права административного истца нарушены не были, а действия административного ответчика по основаниям, приведенным истцом в административном исковом заявлении, не могут расцениваться как затрагивающие права и законные интересы административного истца.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Право военнослужащих на жилище установлено пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (здесь и далее Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в редакции действующей на 10.06.2019 года), согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу тринадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Военнослужащие при постановке на учет подают заявление с приложением к нему документов, позволяющих определить возможность не только постановки на учет, но и возможность дальнейшего обеспечения жильем от Министерства обороны РФ (часть 4 статьи 53 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30.09.1997 N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Из положений ст. ст. 15, 23 Закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Вместе с тем, предоставляя определенной Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, на момент возникновения спорных правоотношений законом предусмотрено не было.
При этом, если военнослужащий распорядился ранее занимаемым жилым помещением, предоставленным ему в связи с военной службой, в том числе и путем отказа от права пользования в пользу членов своей семьи, и не может его сдать в установленном порядке, то он, по общему правилу, не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий посредством предоставления жилого помещения Министерством обороны.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 2 статьи 27 Постановления от 29.05.2014 N 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что, если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Учитывая изложенное, если военнослужащий не сдал ранее полученное от Министерства обороны РФ жилье, то оснований требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма, в порядке определяемом ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", он не имеет.
На момент обращения Киселева Н.П. с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении (26.05.2017 года ), последний в составе семьи своего отца был обеспечен жильем, в связи с чем, не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Вопреки утверждениям, изложенным в административном исковом заявлении, обращения Киселева Н.П. от 26.05.2020 года и 03.06.2020 года просьб о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не содержат, а содержат просьбу о разъяснении ему норм Федерального закона от 02.12.2019г. № 416-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которые и были ему даны в обжалуемом ответе.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Киселева Н.П. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий: | И.А. Коноплева |
Судьи: | Е.А. Савченко |
С.Р. Карбовский |