Решение по делу № 2а-1082/2019 от 08.05.2019

К делу №.

УИД 01RS0№-№

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи Шепель В.В.

РџСЂРё секретаре     Лебедевой И.Рђ.

с участием представителя административного истца Натхо А.Ч., действующего на основании доверенности №-№ от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Якубовой Л. Р. к администрации МО «Тахтамукайский район» о признании незаконным отказа органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Якубова Л.Р. обратилась в суд с административным иском к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в изменении вида разрешенного использования земельного участка. В обоснование заявленных требований административный истец сослалась на то, что она является собственником земельного участка площадью 382 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенного по адресу: РА, <адрес>, <адрес>», <адрес>, на основании Свидетельства о государственной регистрации права собственности серия № №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №.

    РЈС‡РёС‚ывая, что земельный участок расположен РІ непосредственной близости Рє автомобильной РґРѕСЂРѕРіРµ «Тургеневское шоссе», вести садоводство Рё использовать земельный участок для дачи Рё отдыха стало невозможно (постоянный шум РѕС‚ проезжающих автомобилей, пыль Рё РіСЂСЏР·СЊ РѕС‚ строительной техники, токсичное воздействие выхлопных газов), РѕРЅР°, СЃ учетом пожеланий садоводов ДНТ «Кубань», испытывающих неудобства, вызванные нехваткой магазинов РІ ДНТ Рё РёС… отдалённостью, решила возвести РЅР° данном земельном участке магазин, для обеспечения лиц, проживающих РІ данном дачном товариществе, продовольственными Рё непродовольственными товарами.

    Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что действующее законодательство РЅРµ позволяет размещение магазина РЅР° земельном участке, РЅРµ предназначенном для этих целей, РІ апреле 2019 Рі. РѕРЅР° обратилась РІ администрацию РњРћ «Тахтамукайский район» СЃ заявлением РѕР± изменении РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ «для ведения садоводства» РЅР° «для эксплуатации магазина».

    РћРґРЅР°РєРѕ администрация РњРћ «Тахтамукайский район» ответила отказом РЅР° заявление административного истца, РІ котором мотивом отказа был тот факт, что земля относится Рє категории - земли сельскохозяйственного назначения, РІ СЃРІСЏР·Рё, СЃ чем РѕРЅ должен использоваться только для ведения садоводства, РїСЂРё этом ссылок РЅР° какие-либо РЅРѕСЂРјС‹ закона, РїСЂСЏРјРѕ запрещающие изменение РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка административным ответчиком приведено РЅРµ было.

Административный истец считает данный отказ, незаконным, необоснованным, немотивированным, существенно нарушающим её права и законные интересы как собственника указанного земельного участка, просит признать отказ незаконным и обязать администрацию МО «Тахтамукайский район» изменить вид разрешенного использования земельного участка с «для ведения садоводства» на «для эксплуатации магазина» и изменить вид разрешенного использования объекта капитального строительства с «дачный дом» на «магазин».

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело в отсутствие не явившегося административного истца рассмотрено в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца – Натхо А.Ч., действующий на основании доверенности №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.

В судебное заседание административный ответчик администрация МО «Тахтамукайский район», извещенный надлежащим образом о времени и дате судебного заседания, не явился, направил заявление о том, что не возражает против удовлетворения иска и при вынесении решения полагается на усмотрение суда.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Из материалов дела усматривается, что административный истец оспаривает отказ администрации МО «Тахтамукайский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Срок обращения в суд с административным иском не пропущен.

Как установлено в судебном заседании, административный истец является собственником земельного участка площадью 382 кв.м., с кадастровым номером 01:05:2902009:222, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенного по адресу: РА, <адрес>, <адрес>, <адрес>, на основании Свидетельства о государственной регистрации права собственности серия № №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №.

Учитывая, что земельный участок расположен в непосредственной близости к автомобильной дороге «<адрес>», вести садоводство и использовать земельный участок для дачи и отдыха стало невозможно (постоянный шум от проезжающих автомобилей, пыль и грязь от строительной техники, токсичное воздействие выхлопных газов), она, с учетом пожеланий садоводов ДНТ «Кубань», испытывающих неудобства, вызванные нехваткой магазинов в ДНТ и их отдалённостью, решила возвести на данном земельном участке магазин, для обеспечения лиц, проживающих в данном дачном товариществе, продовольственными и непродовольственными товарами.

     Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что действующее законодательство РЅРµ позволяет размещение магазина РЅР° земельном участке, РЅРµ предназначенном для этих целей, РІ июле 2017 Рі. РѕРЅР° обратилась РІ администрацию РњРћ «Тахтамукайский район» СЃ заявлением РѕР± изменении РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ «для ведения садоводства» РЅР° «для эксплуатации магазина».

     Однако администрация РњРћ В«<адрес>В» ответила отказом РЅР° заявление административного истца, РІ котором мотивом отказа был тот факт, что земля относится Рє категории - земли сельскохозяйственного назначения, РІ СЃРІСЏР·Рё, СЃ чем РѕРЅ должен использоваться только для ведения садоводства, РїСЂРё этом ссылок РЅР° какие-либо РЅРѕСЂРјС‹ закона, РїСЂСЏРјРѕ запрещающие изменение РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка административным ответчиком приведено РЅРµ было.

Административный истец считает данный отказ, незаконным, необоснованным, немотивированным, существенно нарушающим ее права и законные интересы как собственника данного земельного участка, просит признать отказ незаконным и обязать администрацию МО «Тахтамукайский район» изменить вид разрешенного использования земельного участка с «для ведения садоводства» на «для эксплуатации магазина».

Необходимо отметить, что действующее законодательство допускает нахождение на территории дачного товарищества объектов социального и коммунально-бытового назначения (к которым относится и магазин).

По смыслу ст. 209 ГК РФ, ст. 40, 43 ЗК РФ собственник земельного участка вправе использовать свой земельный участок по своему усмотрению, если это не нарушает права и интересы третьих лиц.

В соответствии ч.3 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении работ по строительству и ремонту дорог, линий электропередачи, систем водоснабжения и канализации, газоснабжения, связи или по подключению к действующим линиям электропередачи, системам водоснабжения и канализации; организации машинно-технических станций, фондов проката, магазинов посредством принятия решений о заключении договоров на выполнение соответствующих работ государственными и муниципальными предприятиями, об организации и о проведении конкурсов программ и инвестиционных проектов развития инфраструктур территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, об осуществлении совместных проектов развития инфраструктур территорий таких объединений, оплаты доли затрат на содержание инфраструктур в случае, если данные инфраструктуры предназначены для обслуживания населения соответствующих территорий или если объекты инженерной инфраструктуры таких объединений приняты в установленном порядке на баланс органов местного самоуправления и организаций.

    РЎРѕРіР»Р°СЃРЅРѕ части 1 статьи 218 РљРђРЎ Р Р¤ гражданин, организация, иные лица РјРѕРіСѓС‚ обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ требованиями РѕР± оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, РёРЅРѕРіРѕ органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены РёС… права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы, созданы препятствия Рє осуществлению РёС… прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё реализации законных интересов или РЅР° РЅРёС… незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 ЗК РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    Р’ соответствии СЃ пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІРёРґС‹ разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

     Р’ силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, пункта 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над Рё РїРѕРґ поверхностью земельных участков, используется РІ процессе РёС… застройки Рё последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

    Р’РёРґС‹ разрешенного использования земельных участков Рё объектов капитального строительства подразделяются РІ части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° основные РІРёРґС‹, условно разрешенные Рё вспомогательные РІРёРґС‹ разрешенного использования.

    РЎРѕРіР»Р°СЃРЅРѕ части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации изменение РѕРґРЅРѕРіРѕ РІРёРґР° разрешенного использования земельных участков Рё объектов капитального строительства РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№ РІРёРґ такого использования осуществляется РІ соответствии СЃ градостроительным регламентом.

    РћСЃРЅРѕРІРЅС‹Рµ Рё вспомогательные РІРёРґС‹ разрешенного использования земельных участков Рё объектов капитального строительства правообладателями земельных участков Рё объектов капитального строительства, Р·Р° исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных Рё муниципальных учреждений, государственных Рё муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений Рё согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации).

С учетом данных правовых норм, процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства различна в зависимости от того, является ли выбранный предполагаемый вид использования основным, вспомогательным, либо условно разрешенным для территориальной зоны, в которой он расположен.

Правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правил землепользования и застройки муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» (далее - ПЗЗ).

Согласно Выписке из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий мне земельный участок входит в зону «ТР 601. Зона автомобильного транспорта и инженерной инфраструктуры». В числе прочих, к допустимым видам разрешенного использования данной зоны относятся объекты оптовой и розничной торговли, что не согласуется с отказом предоставленным административным ответчиком (выписка и правил землепользования и застройки прилагается).

В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 29 раздела «Порядок применения и внесения изменений в правила землепользования муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» и внесения в них изменений» правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства осуществляют изменения видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства без дополнительных согласований и разрешений в случаях когда один из указанных в градостроительном регламенте основных видов разрешённого использования земельного участка, объекта капитального строительства заменяется другим основным видом.

Таким образом, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 29 раздела «Порядок применения и внесения изменений в правила землепользования муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Поскольку согласно правил землепользования и застройки муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» зона «ТР 601. Зона автомобильного транспорта и инженерной инфраструктуры», в которой расположен принадлежащий мне участок, предусматривает среди видов разрешенного использования объекты оптовой и розничной торговли, администрация МО «Тахтамукайский район» обязана была принять ненормативный правовой акт, фиксирующий самостоятельно выбранный мной основной вид разрешенного использования принадлежащего мне на праве собственности земельного участка.

Отказывая в изменении одного основного вида разрешенного использования земельного участка на другой основной вид разрешенного использования администрация МО «Тахтамукайский район» не обосновала свой отказ нарушениями градостроительного регламента, не привела правового обоснования своего отказа, то есть, по сути, отказ не мотивирован и безоснователен.

Поскольку действующее законодательство допускает нахождение на территории дачного товарищества объектов социального и коммунально-бытового назначения (куда входят и торговые объекты), а также согласно правил землепользования и застройки муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» зона «ТР 601. Зона автомобильного транспорта и инженерной инфраструктуры», в которой расположен принадлежащий мне участок, предусматривает среди видов разрешенного использования объекты оптовой и розничной торговли, у администрации не было законных оснований для отказа мне в изменении вида разрешенного использования принадлежащего мне земельного участка.

Произвольный отказ от изменения вида разрешенного использования, принадлежащего мне на праве собственности земельного участка, существенно нарушает мои права как собственника данного участка, препятствуя мне в реализации всех правомочий, предусмотренных ст. 209 ГК РФ.

Из пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Якубовой Л.Р.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

    Р Р•ШИЛ:    

Административное исковое заявление Якубовой Л.Р. к Администрации МО «Тахтамукайский район» о признании незаконным отказа органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации МО «Тахтамукайский район» в изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес>.

Обязать администрацию МО «Тахтамукайский район» изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 01:05:2902009:222, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, с «для ведения садоводства» на «для эксплуатации магазина».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья В.В. Шепель

2а-1082/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Якубова Л.Р.
Ответчики
Администрация МО "Тахтамукайский район"
Другие
Натхо А.Ч.
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Шепель В.В.
Дело на странице суда
tahtamukaysky.adg.sudrf.ru
08.05.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.05.2019[Адм.] Передача материалов судье
13.05.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
21.05.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2019[Адм.] Судебное заседание
21.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее