К делу №.
РЈРР” 01RS0в„–-в„–
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
ДД.ММ.ГГГГ а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Шепель В.В.
РџСЂРё секретаре Лебедевой Р.Рђ.
с участием представителя административного истца Натхо А.Ч., действующего на основании доверенности №-№ от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Якубовой Л. Р. к администрации МО «Тахтамукайский район» о признании незаконным отказа органа местного самоуправления,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Административный истец Якубова Л.Р. обратилась в суд с административным иском к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в изменении вида разрешенного использования земельного участка. В обоснование заявленных требований административный истец сослалась на то, что она является собственником земельного участка площадью 382 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенного по адресу: РА, <адрес>, <адрес>», <адрес>, на основании Свидетельства о государственной регистрации права собственности серия № №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №.
Учитывая, что земельный участок расположен в непосредственной близости к автомобильной дороге «Тургеневское шоссе», вести садоводство и использовать земельный участок для дачи и отдыха стало невозможно (постоянный шум от проезжающих автомобилей, пыль и грязь от строительной техники, токсичное воздействие выхлопных газов), она, с учетом пожеланий садоводов ДНТ «Кубань», испытывающих неудобства, вызванные нехваткой магазинов в ДНТ и их отдалённостью, решила возвести на данном земельном участке магазин, для обеспечения лиц, проживающих в данном дачном товариществе, продовольственными и непродовольственными товарами.
В связи с тем, что действующее законодательство не позволяет размещение магазина на земельном участке, не предназначенном для этих целей, в апреле 2019 г. она обратилась в администрацию МО «Тахтамукайский район» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения садоводства» на «для эксплуатации магазина».
Однако администрация МО «Тахтамукайский район» ответила отказом на заявление административного истца, в котором мотивом отказа был тот факт, что земля относится к категории - земли сельскохозяйственного назначения, в связи, с чем он должен использоваться только для ведения садоводства, при этом ссылок на какие-либо нормы закона, прямо запрещающие изменение вида разрешенного использования земельного участка административным ответчиком приведено не было.
Административный истец считает данный отказ, незаконным, необоснованным, немотивированным, существенно нарушающим её права и законные интересы как собственника указанного земельного участка, просит признать отказ незаконным и обязать администрацию МО «Тахтамукайский район» изменить вид разрешенного использования земельного участка с «для ведения садоводства» на «для эксплуатации магазина» и изменить вид разрешенного использования объекта капитального строительства с «дачный дом» на «магазин».
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело в отсутствие не явившегося административного истца рассмотрено в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца – Натхо А.Ч., действующий на основании доверенности №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание административный ответчик администрация МО «Тахтамукайский район», извещенный надлежащим образом о времени и дате судебного заседания, не явился, направил заявление о том, что не возражает против удовлетворения иска и при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
РР· материалов дела усматривается, что административный истец оспаривает отказ администрации РњРћ «Тахтамукайский район» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. РЎСЂРѕРє обращения РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј РЅРµ пропущен.
Как установлено в судебном заседании, административный истец является собственником земельного участка площадью 382 кв.м., с кадастровым номером 01:05:2902009:222, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенного по адресу: РА, <адрес>, <адрес>, <адрес>, на основании Свидетельства о государственной регистрации права собственности серия № №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №.
Учитывая, что земельный участок расположен в непосредственной близости к автомобильной дороге «<адрес>», вести садоводство и использовать земельный участок для дачи и отдыха стало невозможно (постоянный шум от проезжающих автомобилей, пыль и грязь от строительной техники, токсичное воздействие выхлопных газов), она, с учетом пожеланий садоводов ДНТ «Кубань», испытывающих неудобства, вызванные нехваткой магазинов в ДНТ и их отдалённостью, решила возвести на данном земельном участке магазин, для обеспечения лиц, проживающих в данном дачном товариществе, продовольственными и непродовольственными товарами.
В связи с тем, что действующее законодательство не позволяет размещение магазина на земельном участке, не предназначенном для этих целей, в июле 2017 г. она обратилась в администрацию МО «Тахтамукайский район» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения садоводства» на «для эксплуатации магазина».
Однако администрация МО «<адрес>» ответила отказом на заявление административного истца, в котором мотивом отказа был тот факт, что земля относится к категории - земли сельскохозяйственного назначения, в связи, с чем он должен использоваться только для ведения садоводства, при этом ссылок на какие-либо нормы закона, прямо запрещающие изменение вида разрешенного использования земельного участка административным ответчиком приведено не было.
Административный истец считает данный отказ, незаконным, необоснованным, немотивированным, существенно нарушающим ее права и законные интересы как собственника данного земельного участка, просит признать отказ незаконным и обязать администрацию МО «Тахтамукайский район» изменить вид разрешенного использования земельного участка с «для ведения садоводства» на «для эксплуатации магазина».
Необходимо отметить, что действующее законодательство допускает нахождение на территории дачного товарищества объектов социального и коммунально-бытового назначения (к которым относится и магазин).
По смыслу ст. 209 ГК РФ, ст. 40, 43 ЗК РФ собственник земельного участка вправе использовать свой земельный участок по своему усмотрению, если это не нарушает права и интересы третьих лиц.
В соответствии ч.3 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении работ по строительству и ремонту дорог, линий электропередачи, систем водоснабжения и канализации, газоснабжения, связи или по подключению к действующим линиям электропередачи, системам водоснабжения и канализации; организации машинно-технических станций, фондов проката, магазинов посредством принятия решений о заключении договоров на выполнение соответствующих работ государственными и муниципальными предприятиями, об организации и о проведении конкурсов программ и инвестиционных проектов развития инфраструктур территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, об осуществлении совместных проектов развития инфраструктур территорий таких объединений, оплаты доли затрат на содержание инфраструктур в случае, если данные инфраструктуры предназначены для обслуживания населения соответствующих территорий или если объекты инженерной инфраструктуры таких объединений приняты в установленном порядке на баланс органов местного самоуправления и организаций.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 ЗК РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков, используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основные виды, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С учетом данных правовых норм, процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства различна в зависимости от того, является ли выбранный предполагаемый вид использования основным, вспомогательным, либо условно разрешенным для территориальной зоны, в которой он расположен.
Правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правил землепользования и застройки муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» (далее - ПЗЗ).
Согласно Выписке из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий мне земельный участок входит в зону «ТР601. Зона автомобильного транспорта и инженерной инфраструктуры». В числе прочих, к допустимым видам разрешенного использования данной зоны относятся объекты оптовой и розничной торговли, что не согласуется с отказом предоставленным административным ответчиком (выписка и правил землепользования и застройки прилагается).
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 29 раздела «Порядок применения и внесения изменений в правила землепользования муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» и внесения в них изменений» правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства осуществляют изменения видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства без дополнительных согласований и разрешений в случаях когда один из указанных в градостроительном регламенте основных видов разрешённого использования земельного участка, объекта капитального строительства заменяется другим основным видом.
Таким образом, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 29 раздела «Порядок применения и внесения изменений в правила землепользования муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Поскольку согласно правил землепользования и застройки муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» зона «ТР601. Зона автомобильного транспорта и инженерной инфраструктуры», в которой расположен принадлежащий мне участок, предусматривает среди видов разрешенного использования объекты оптовой и розничной торговли, администрация МО «Тахтамукайский район» обязана была принять ненормативный правовой акт, фиксирующий самостоятельно выбранный мной основной вид разрешенного использования принадлежащего мне на праве собственности земельного участка.
Отказывая в изменении одного основного вида разрешенного использования земельного участка на другой основной вид разрешенного использования администрация МО «Тахтамукайский район» не обосновала свой отказ нарушениями градостроительного регламента, не привела правового обоснования своего отказа, то есть, по сути, отказ не мотивирован и безоснователен.
Поскольку действующее законодательство допускает нахождение на территории дачного товарищества объектов социального и коммунально-бытового назначения (куда входят и торговые объекты), а также согласно правил землепользования и застройки муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение» зона «ТР601. Зона автомобильного транспорта и инженерной инфраструктуры», в которой расположен принадлежащий мне участок, предусматривает среди видов разрешенного использования объекты оптовой и розничной торговли, у администрации не было законных оснований для отказа мне в изменении вида разрешенного использования принадлежащего мне земельного участка.
Произвольный отказ от изменения вида разрешенного использования, принадлежащего мне на праве собственности земельного участка, существенно нарушает мои права как собственника данного участка, препятствуя мне в реализации всех правомочий, предусмотренных ст. 209 ГК РФ.
РР· пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что РІ случае удовлетворения административного РёСЃРєР° РѕР± оспаривании решения, действия (бездействия) Рё необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий РІ целях устранения нарушений прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца либо препятствий Рє РёС… осуществлению СЃСѓРґ указывает РЅР° необходимость принятия решения РїРѕ конкретному РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ, совершения определенного действия либо РЅР° необходимость устранения иным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј допущенных нарушений прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца Рё РЅР° СЃСЂРѕРє устранения таких нарушений, Р° также РЅР° необходимость сообщения РѕР± исполнении решения РїРѕ административному делу РѕР± оспаривании решения, действия (бездействия) РІ СЃСѓРґ Рё лицу, которое являлось административным истцом РїРѕ этому административному делу, РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу, если РёРЅРѕР№ СЃСЂРѕРє РЅРµ установлен СЃСѓРґРѕРј.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Якубовой Л.Р.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление Якубовой Л.Р. к Администрации МО «Тахтамукайский район» о признании незаконным отказа органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации МО «Тахтамукайский район» в изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес>.
Обязать администрацию МО «Тахтамукайский район» изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 01:05:2902009:222, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, с «для ведения садоводства» на «для эксплуатации магазина».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.В. Шепель