№ 2-1008/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2017 года г.Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Соловец Л.В.,
при секретаре судебного заседания Клименко Т.А.,
с участием истца Халепо В.А.,
представителя ответчика администрации г. Новозыбкова Кабовой И.П., действующей на основании доверенности № 5 от 22.03.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халепо В.А. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, администрации города Новозыбкова Брянской области о возложении обязанности по выделению субвенции для предоставления жилого помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Халепо В.А. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее отец Халепо А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать Халепо Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, распоряжением главы администрации г. Новозыбкова ей был назначен опекун ФИО6 На основании постановления администрации г. Новозыбкова Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №, она состоит на льготном учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Указала, что в собственности или по договору найма жилых помещений не имеет, проживает в жилом помещении опекуна.
Поскольку в настоящее время она постоянно проживает в г. Новозыбкове Брянской области, обязанность по обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, согласно п. 9.2 Постановления Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 года №58-п «Об утверждении порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», должна быть возложена на данное муниципальное образование.
Кроме того, считает, что на основании п. 9.3 данного постановления, Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области МО г. Новозыбков должна быть выделена субвенция для обеспечения ее жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Просит суд обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области выделить субвенцию муниципальному образованию г. Новозыбков, Брянской области, для предоставления ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и обязать муниципальное образование г.Новозыбкова Брянской области, предоставить ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Халепо В.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации города Новозыбкова Брянской области по доверенности Кабова И.П., не оспаривая прав Халепо В.А. на предоставление жилого помещения, пояснила, что в настоящее время администрация г. Новозыбкова не обладает по независящим от нее обстоятельствам возможностью предоставить жилье истцу, поскольку в бюджете г. Новозыбкова денежные средства на приобретение жилья для лиц данной категории не предусмотрены, а из областного и федерального бюджетов денежные средства на эти цели поступают в недостаточном объеме.
Представитель ответчика - Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области надлежащим образом извещенный о времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представив в суд отзыв на исковое заявление в котором содержится просьба о рассмотрении дела без его участия и принятии решения на усмотрение суда, указал на необходимость отказать истцу в удовлетворении требований в части касающейся возложения обязанности на Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области выделить субвенцию муниципальному образованию г. Новозыбков, Брянской области для предоставления истцу, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании п. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснение лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что родители истца (л.д.16): отец - Халепо А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), мать - Халепо Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15)
На основании постановления администрации г. Новозыбкова от 30.11.2011 года № над несовершеннолетней Халепо В.А. учреждено попечительство, попечителем назначена ФИО6 ( л.д.11,12).
Постановлением главы администрации г. Новозыбкова Брянской области от 29.06.2012 года №, истец была включена в список очередников для получения жилого помещения по договору социального найма по льготной очереди из числа детей-сирот ( л.д. 10).
Согласно справки органа опеки и попечительства отдела социальной политики администрации г. Новозыбкова Брянской области от 01.02.2017 года № 44 Халепо В.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на жилищном учете на основании постановления главы администрации г. Новозыбкова Брянской области от 29.06.2012 года № 475 (л.д.7).
Однако, до настоящего времени, Халепо В.А. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечена.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Согласно статьи 5 Федерального Закона от 24.07.1998 г. № 124 « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации, к которым, также относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 8 ФЗ № 159 -ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Часть 1 статьи 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. (в редакции ФЗ от 28.11.2015 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Условия реализации детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа прав на имущество и жилое помещение на территории Брянской области, а также полномочия государственных органов Брянской области по обеспечению реализации этих прав регулируется законом Брянской области от 29.12.2012 № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».
Согласно п. 4 ст. 4 вышеприведенного Закона предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 г. № 124-З « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.(Далее - Закон № 124-З)
В силу ч. 1 ст. 6 вышеназванного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций.
Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. (ст. 2 Закона № 124-З)
Таким образом, прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
При этом осуществление функций по обеспечению жилым помещением детей - сирот не может быть поставлено в зависимость от каких- либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, а так же от срока поступления денежных средств из бюджета Брянской области.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что до настоящего времени Халепо В.А. жилым помещением не обеспечена, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию г.Новозыбкова Брянской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца на предоставление специализированного жилого помещения.
Следовательно, исковые требования Халепо В.А. в данной части суд находит подлежащими удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлено требование к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о возложении обязанности выделить субвенцию муниципальному образованию г. Новозыбков, Брянской области, для предоставления ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением Правительства Брянской области от 22.04.2013 года № 58-П в (ред. от 22.07.2013) утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. (Далее - Порядок).
Согласно пункта 3 указанного Порядка, главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в т.ч. на исполнение судебных решений.
Согласно данному Порядку главный распорядитель средств областного бюджета перечисляет средства субвенций, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, со своего лицевого счета заявками на кассовый расход в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов. Перечисление субвенций в бюджеты муниципальных районов и городских округов осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые получателем средств местного бюджета в территориальных органах Федерального казначейства (п.6 Порядка).
В силу пункта 9.2. Порядка, местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения определяется органом опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области исходя из данных о месте жительства лица, подлежащего обеспечению жилым помещением.
В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту их жительства в границе соответствующего муниципального района или городского округа, с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе.
В соответствии с пунктом 9.3 Порядка, муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».
Из вышеуказанного порядка, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 22.04.2013 года № 58-П, следует, что главным распорядителем средств областного бюджета, т.е. департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области не осуществляется персонифицированного перечисления денежных средств муниципальным образованиям.
Постановлением Правительства Брянской области от 24.02.2014 года № 56-п «Об утверждении Порядка формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для включения детей-сирот в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» определено, что органы опеки и попечительства муниципальных образований Брянской области являются уполномоченными органами по формированию учетных дел и списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области является уполномоченным органом по формированию и ведению сводного и уточненного списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 16 указанного Порядка сводный и уточненный списки подлежат утверждению директором департамента в срок до 1 марта текущего финансового года, уточненный список - в срок до 1 октября текущего финансового года.
В сводном списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями Халепо В.А. состоит с под номером 1181 с датой постановки от 29.06.2012 года.
В связи с тем, что персонифицированного перечисления денежных средств гражданам департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области не осуществляет, обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на органы местного самоуправления, следовательно, заявленное истцом требование к департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о выделении субвенции муниципальному образованию г. Новозыбков, Брянской области, для предоставления Халепо В.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Халепо В.А. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, администрации города Новозыбкова Брянской области о возложении обязанности по выделению субвенции для предоставления жилого помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Новозыбкова Брянской области предоставить Халепо В.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления.
В остальной части заявленных исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В.Соловец