Решение по делу № 33а-2869/2020 от 21.09.2020

Судья: Глебова Е.А. Дело №33а-2869-2020 г.

№2а-806/14-2020 г.

46RS0031-01-2020-000596-44

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 24 ноября 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Ермакова М.И.,

судей: Шуваевой Е.И., Курочкиной И.А.

при секретаре: Логиновой П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску П. к МИФНС России №5 по Курской области о признании незаконными действий налогового органа по применению повышающего коэффициента при исчислении земельного налога, поступившее по апелляционной жалобе представителя П. по доверенности Плиско И.В. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 20 июля 2020 г., которым постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований П. к МИФНС России №5 по Курской области о признании незаконными действий налогового органа по применению повышающего коэффициента при исчислении земельного налога, - отказать».

Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., выслушав представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС №5 России по Курской области по доверенности Луневу Ю.С., представителя заинтересованного лица УФНС России по Курской области по доверенности Малахова А.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Межрайонная ИФНС России №5 по Курской области налоговым уведомлением от 26.09.2019 г. уведомила налогоплательщика П., проживающего по адресу: <адрес> размерах транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за налоговый период 2018 г.

По указанному налоговому уведомлению транспортный налог составил 18010 руб. 00 коп., налог на имущество физических лиц - 1914 руб. 00 коп., земельный налог в размере 449795 руб. 00 коп., который исчислен с повышающими коэффициентами, в то время как срок приобретения указанных участков не превысил 10 лет. Межрайонная ИФНС №5 России по Курской области исчислила налог, исходя из вида разрешенного использования «для малоэтажной жилой застройки» притом, что вид разрешенного использования изменен на «индивидуальное жилищное строительство».

Не согласившись с размером земельного налога, П. обратился с жалобами в Межрайонную ИФНС России по Курской области, а затем в ИФНС России по Курской области о незаконности применения повышающего коэффициента, которые оставлены без удовлетворения. Считая, действия налогового органа незаконными П. обратился в Промышленный районный суд г. Курска с административным иском о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в отказе пересмотра размера земельного налога за 2018 г. в части применения повышающих коэффициентов и вида разрешенного использования. Кроме того, просил исчислить земельный налог за 2018 г. без их применения.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца П. по доверенности Плиско И.В. ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного в нарушение норм материального и процессуального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В суд апелляционной инстанции не явились административный истец П. и его представитель по доверенности Плиско И.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ находит возможным, рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, предусмотренные пунктами 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ не имеется.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений ст.226 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как следует из материалов дела, налоговым уведомлением от 26.09.2019 г. П. уведомлен о размере исчисленных налогов за налоговый период 2018 г., в том числе, о размере земельного налога составившего 449795 руб. 00 коп.

Земельный налог за 2018 г. на земельные участки, принадлежащие П. с кадастровыми номерами: , исчислен с повышающими коэффициентами «2» и «4» по видам разрешенного использования перечисленных земельных участков «для малоэтажной жилой застройки»

22 октября 2019 г., 11 ноября 2019 г., 28 ноября 2019 г. П. обращался в Межрайонную ИФНС России №5 по Курской области с заявлением о перерасчете земельного налога по перечисленным участкам без повышающих коэффициентов.

6 ноября 2019 г. комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости принято решение №405 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере ее рыночной стоимости равной 48825000 руб.

Согласно ответам заместителя начальника МИФНС №5 по Курской области Пановой Н.В. от 20.11.2019 г. р, от 19.12.2019 г. р, от 23.12.2019 г. р на указанные обращения, земельный налог, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с предоставленной копией решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 06.11.2019 г. , и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: , в части отмены применения повышающего коэффициента 2 в соответствии с п.15 ст.396 НК РФ, в связи с чем, земельный налог пересчитан в сторону уменьшения. В остальной части заявления П. оставлены без удовлетворения.

18 ноября 2019 г. сформировано налоговое уведомление , в котором рассчитан размер земельного налога в отношении участков в характеристики которых, внесены изменения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из того, что применение повышающих коэффициентов соответствует требованиям действующего законодательства и оснований для признания действий налогового органа незаконными не имеется.

С выводом суда первой инстанции следует согласиться по следующим основаниям.

Налог, как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года №20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В соответствии с п.п.1, 3 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п.9 ст.32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации, согласно статье 387 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии со статьей 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

В соответствии с п.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Решением Собрания депутатов Моковского сельсовета Курского района Курской области от 16.11.2010 г. №109-4-26 (с учетом редакции от 28.10.2016 г. №193-5-66 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Моковского сельсовета Курского района Курской области от 16.11.2010 г. №109-4-26 «О земельном налоге») установлены налоговые ставки в процентах от налоговой базы, в размерах: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1.5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно п.15 ст.396 НК РФ, действующему в приведенной редакции с 01.01.2010 г., в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Исходя из приведенных положений налогового законодательства, налоговый орган обоснованно применил повышающие коэффициенты исходя из вида разрешенного использования имевшего место в том налоговом периоде, за который исчислен земельный налог.

В тоже время судом установлено, что по части земельных участков вид разрешенного использования спорных земельных участков изменено с «для малоэтажной застройки» на «для индивидуального жилищного строительства», о чем регистрирующий орган уведомил инспекцию файлами от 16.01.2019 г., 23.01.2019 г., 06.02.2019 г.

Согласно п.7.1. ст.396 НК РФ, В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи, положения которой предусматривают в этом случае исчисление земельного налога в отношении такого земельного участка с применением коэффициента определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок имел предыдущий вид использования к числу календарных месяцев в налоговом периоде, с учетом правил определения неполного месяца указанны в абз.2 и 3 п.7 ст.396 НК РФ.


Выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что к спорным земельным участкам должны применяться положения п.15 ст.369 НК РФ, действовавшие до 01.01.2010 г., являются необоснованными, поскольку основаны на неверном применении норм материального права.

Что же касается ссылок на письмо Министерства финансов РФ от 19.04.2011 г. то, разъяснения данные по вопросам применения п.15 ст.396 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2010 г. не относятся к налоговому периоду 2018 г., а потому и не могут быть приняты во внимание.

Иные доводы жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Промышленного районного суда г. Курска от 20 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя П. по доверенности Плиско И.В. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2869/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Поляков Александр Павлович
Ответчики
МИФНС России №5 по Курской области
Другие
УФНС России по Курской области
Плиско Ирина Вячеславовна
Суд
Курский областной суд
Судья
Шуваева Елена Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.krs.sudrf.ru
21.09.2020Передача дела судье
20.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Судебное заседание
24.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее