Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 19 марта 2018 года
дело № 2а-396/2018
Тобольский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи С.Б.Лешковой
при секретаре А.В.Труфановой,
с участием представителя административного истца МИФНС России №7 по Тюменской области Шлыковой А.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ;
представителя административного ответчика Куликова О.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Тюменской области к Кяряклиеву М.Г. о взыскании земельного налога и пени за ДД.ММ.ГГГГ, суд
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Тюменской области (далее также МИФНС России № 7 по Тюменской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Кяряклиеву М.Г. о взыскании задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя требования тем, что Кяряклиеву М.Г. как налогоплательщику, был начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ, направлено налоговое уведомление с указанием срока исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неуплатой налога в добровольном порядке, налоговым органом выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в размере 1 007 155,00 руб. и пени в размере 3692,90 руб., которое было отправлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ, со сроком добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок земельный налог должником не уплачен, в связи с неуплатой налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 3692,90 руб. ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России №7 по Тюменской области обратилась к мировому судье судебного участка № Тобольского судебного района г.Тобольска Тюменской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Кяряклиева М.Г. ДД.ММ.ГГГГ истцу был выдан судебный приказ на указанную выше сумму налога и пени. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Кяряклиева М.Г. судебный приказ отменен. ДД.ММ.ГГГГ сумма налога уменьшена по расчету в сумме 1992,03 руб.,130,46 руб. До настоящего времени земельный налог в полном объеме ответчиком не уплачен. Административный истец просит взыскать с Кяряклиева М.Г. задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 005 162,97 руб., пени за неуплату налога в размере 3 562,44 руб.
Представитель административного истца МИФНС России № 7 по Тюменской области Шлыковой А.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.156-157), административный иск поддержала в полном объеме, по основаниям в нем изложенным.
Административный ответчик Кяряклиев М.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки (л.д.155), дело рассмотрено в его отсутствии.
Представитель административного ответчика Куликов О.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.138) с административным иском не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав объяснение представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговая база на период рассматриваемых правоотношений определялась в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определялась налоговыми органами на основании сведений, которые представлялись в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст.216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (статья 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.
Земельный налог определён в соответствии с положениями ст. ст. 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации и Решением Тобольской городской Думы от 25 сентября 2007 г.№ «О земельном налоге».
Как установлено в судебном заседании Кяряклиеву М.Г. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: №, расположен по адресу: <адрес>, площадью 1930+/-15.4, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое строение (кафе с гостиницей); №, расположен по адресу: <адрес>, площадью 2000+/-15.7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое строение (автозаправочная станция); №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 8744+/-32.7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое строение (СТО), строение (водонапорная башня), что подтверждается представленными по запросу суда выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д.92-110).
Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков на ДД.ММ.ГГГГ составляла 10 809679,10 руб., 11 160 820 руб., 48 893 475,04 руб. соответственно (л.д.32-34), данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ с учетом переплаты 852,41 руб., в сумме 1007155,00 руб., срок уплаты налога установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Согласно п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога в установленный законом срок, Кяряклиеву М.Г. направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), что подтверждается списком № почтовой корреспонденции с отметкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30).
Вопреки утверждению представителя административного ответчика, требование № об уплате налога соответствует ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации содержит весь перечень сведений, который законодателем отнесен к числу обязательных, обязанности должностного лица налогового органа, составившего требование, ставить в нем свою подпись законом не предусмотрено, в связи с чем требование об уплате налога не может быть исключено из числа доказательств.
Статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
Поскольку налог своевременно уплачен не был, на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога налогоплательщику начислены пени в сумме 3692, 90 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по день выставления требования). Расчёт пени административным ответчиком не оспаривается, поэтому принимается судом. ДД.ММ.ГГГГ сумма налога и пени уменьшена налоговым органом в сумме 1992 руб., и 130,46 руб.
Доводы представителя административного ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд являются ошибочными, поэтому не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела, истребованных судом и исследованных в судебном заседании, № следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа Инспекция обратилась к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой канцелярии судебного участка № (л.д.45-46), то есть с соблюдением срока, установленного п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Тобольского судебного района города Тобольска Тюменской области был выдан судебный приказ по заявлению Инспекции о взыскании с Кяряклиева М.Г. суммы задолженности по земельному налогу, в том числе и за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 007 155, 00 руб., пени в размере 3692, 90 руб. (л.д.60). Определением мирового судьи судебного участка № Тобольского судебного района города Тобольска Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ названный судебный приказ отменен (л.д.83).
В суд с административным иском МИФНС России № 7 по Тюменской области обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), то есть с соблюдением срока обращения в суд, установленного пунктом 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 114 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины составляет 13 243, 62 руб.
Таким образом, поскольку административные исковые требования удовлетворены судом в полном объёме, с административного ответчика, не освобождённого от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 13 243, 62 руб.
Руководствуясь ст. 44, 48, 75, 216, 387, 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.4, 62, 64,114,150, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление МИФНС России №7 по Тюменской области к Кяряклиеву М.Г. о взыскании земельного налога и пени за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 008 725,41 руб. удовлетворить.
Взыскать с Кяряклиева М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области задолженность по неисполненным требованиям в сумме 1008 725 (один миллион восемь тысяч семьсот двадцать пять) руб. 41 коп., а именно: земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1005 162 (один миллион пять тысяч сто шестьдесят два) руб. 97 коп., пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3562 (три тысячи пятьсот шестьдесят два) руб. 44 коп.
Взыскать с Кяряклиева М.Г. государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 13 243 (тринадцать тысяч двести сорок три) руб. 62 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тобольский городской суд Тюменской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Б.Лешкова
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2018 года.