24RS0002-01-2022-002675-97
Дело №12-386/2022
РЕШЕНИЕ
г. Ачинск, ул. Назарова 28 «Б» 23 августа 2022 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Попов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заместителя главного инженера по обращению с ТКО АО «Группа СТК» Мишхожева Э. Х. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №02-1/15-209 от 11 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №02-1/15-209 от 11 мая 2022 года должностное лицо – заместитель главного инженера по обращению с ТКО АО «Группа СТК» Мишхожев Э.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за то, что 18.01.2022 года в ходе проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации полигона ТКО объект 04-0124-001088-П, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с северной стороны дорожного полотна автодороги «Байкал» на 9 км от г. Ачинска, принадлежащего АО «Группа СТК», а именно: в нарушение требований ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», АО «Группа СТК» осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления при отсутствии разработанных нормативов образования отходов на их размещение, комплексного экологического разрешения (л.д.17-18).
Должностное лицо – заместитель главного инженера по обращению с ТКО АО «Группа СТК» Мишхожев Э.Х. обратился в Ачинский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя жалобу тем, что 07.07.2021 он был принят на должность заместителя главного инженера по обращению с ТКО АО «Группа СТК». 25.12.2020 была произведена реорганизация предприятия МУП «Ачинский транспорт» путем приватизации в АО «Группа СТК». 15.03.2021 полигон ТБО был передан в собственность АО «Группа СТК». Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданное МУП «Ачинский транспорт» на полигон ТБО имело срок действия с 14.04.2014 по 14.04.2019, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение имели срок действия с 16.06.2014 по 16.06.2019. Согласно ст. 11 Закона о внесении изменений в Федеральный закон об охране окружающей среды, до 01.01.2025 предприятие обязано получить комплексное экологическое разрешение, полученные до 01.01.2019 разрешения, сохраняют свою легитимность после 01.01.2019 и будут действовать до дня получения комплексного экологического разрешения. Им были предприняты меры по легализации деятельности полигона. В адрес Министерства экологии было направлено заявление о включении объекта размещения отходов полигон ТБО г. Ачинска, введенного в эксплуатацию от 01.01.2019 и не имеющего в данный момент документации, в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края, на что был получен отказ. В получении субсидии краевого бюджета на реконструкцию полигона было также отказано. Объект размещения отходов «Полигон ТБО г. Ачинска» внесен в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными, на территории Красноярского края и является ключевым объектом размещения отходов в Ачинской технологической зоне. Закрытие полигона привело бы к несравнимо большему урону окружающей среде, ввиду загрязнения отходами всей Ачинской технологической зоны. Таким образом, им были предприняты все необходимые меры получения разрешительных документов, в связи с чем, вина в совершении правонарушения отсутствует. Также ссылается на то, что назначение наказания в виде штрафа в сумме 20000 руб., негативно отразится на семейном бюджете, поскольку его оклад составляет 10 973 руб. (л.д.2-4).
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мишхожев Э.Х., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д.63), в суд не явился, просил жалобу рассматривать в его отсутствие. При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2, 3 ст. 21, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 01.01.2025 года.
Согласно ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 г. №1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», который вступил в силу с 01.01.2021 и предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
Пунктом 3 Порядка установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории.
Пунктом 9 данного Порядка прямо предусмотрено, что в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории соответствии с пунктами 2-4 настоящего Порядка, утверждаются, выдаются и переоформляются в соответствии с пунктами 10-21 настоящего Порядка.
Пунктом 10 Порядка установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Таким образом, до получения комплексного экологического разрешения (до 01.01.2025) субъект хозяйственной деятельности обязан разработать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. В ином случае, предприятие (объект I категории) будет осуществлять хозяйственную деятельность до 01.01.2025 при отсутствии установленных нормативов и лимитов, что может повлечь угрозу, либо причинить вред окружающей среде.
Из материалов дела следует, что во исполнение поручения прокурора края от 10.08.2021, на основании решения и.о. Красноярского природоохранного прокурора №197 от 19.08.2021 (л.д.32-34), была проведена проверка АО «Группа ГСК» соблюдения природоохранного законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что АО «Группа ГСК» осуществляет эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов (объект 04-0124-001088-П), расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с северной стороны дорожного полотна автодороги «Байкал» на 9 км от г. Ачинска. Указанный объект отнесен к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий – объекты I категории. В деятельности АО «Группа СТК» выявлено нарушение требований природоохранного законодательства, выраженное в совершении действий (бездействии) в осуществлении деятельности по размещению отходов производства и потребления в отсутствии разработанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, комплексного экологического разрешения.
Мишхожев Э.Х. принят на должность заместителя главного инженера по обращению с ТКО АО «Группа СТК» на основании приказа о приеме на работу от 07.07.2021 №39. Согласно п.п. 4.1, 4.2, 4.4, 4.5 Должностной инструкции заместителя главного инженера по обращению с ТКО, в его обязанности входит осуществление контроля и обеспечение природоохранной деятельности предприятия, в том числе, охраны атмосферного воздуха, водных объектов и почв, своевременное оформление разрешительной документации, связанной с охраной атмосферного воздуха, использованием и охраной водных объектов, обращением с отходами на предприятии, координация проведения экологической экспертизы и экологического мониторинга, предоставление установленной отчетности о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения и.о. Красноярского природоохранного прокурора – заместителем прокурора постановления о возбуждении в отношении должностного лица дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении заместителя главного инженера по обращению с ТКО АО «Группа СТК» Мишхожева Э.Х. (л.д.23-27).
Вывод о совершении должностным лицом заместителем главного инженера по обращению с ТКО АО «Группа СТК» Мишхожевым Э.Х. административного правонарушения предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных, относимых, допустимых и не вызывающих сомнения доказательств.
Факт совершения должностным лицом заместителем главного инженера по обращению с ТКО АО «Группа СТК» Мишхожевым Э.Х. вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.01.2022 (л.д.23-27); копией объяснения генерального директора АО «Группа СТК» В.С. (л.д.30-31); копией решения о проведении проверки №197 от 19.08.2021, а также решений о приостановлении и возобновлении срока ее проведения (л.д.32-34); копией справки по результатам проверки от 20.01.2022 (л.д.35-41); справкой ст. помощника прокурора об окончании проверки от 31.01.2022 (л.д.42); копией справки от 18.01.2022 (л.д.49-59); копией приказа о приеме Мишхожева Э.Х. на должность заместителя главного инженера по обращению с ТКО АО «Группа СТК» (л.д.64); копией должностной инструкции (л.д.66-68); другими материалами дела.
Таким образом, вывод должностного лица административного органа о наличии в действиях (бездействии) должностного лица заместителя главного инженера по обращению с ТКО АО «Группа СТК» Мишхожева Э.Х. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, является правильным и соответствует фактическим обстоятельствам дела. При этом доводы жалобы о том, что должностным лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, судья считает не обоснованными.
При назначении административного наказания должностным лицом учтено имущественное положение должностного лица, характер совершенного правонарушения, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено, наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Доводы Мишхожева Э.Х. о том, что назначение административного наказания в виде штрафа негативно отразится на семейном бюджете, судья не принимает, поскольку наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ для должностных лиц. Оснований для признания административного правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку совершенным правонарушением причинен существенный вред экологии.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что жалоба является необоснованной, а обжалуемое постановление отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №02-1/15-209 от 11 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица заместителя главного инженера по обращению с ТКО АО «Группа СТК» Мишхожева Э. Х. - оставить без изменения, а жалобу Мишхожева Э.Х. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии решения, путем подачи жалобы или принесения протеста через Ачинский городской суд Красноярского края.
Судья А.В. Попов