Решение по делу № 3а-28/2017 (3а-254/2016;) от 27.12.2016

дело № 3а-28/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 февраля 2017 г. г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре Т.М.В.

с участием

представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> Д.М.А. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ диплом , регистрационный номер , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее по тексту – ООО <данные изъяты> Общество, административный истец) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель: <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты>.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере <данные изъяты> в то время как согласно отчету об оценке, рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>.

Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной необходимо для уплаты справедливых налоговых платежей за землю.

В судебном заседании представитель административного истца ООО <данные изъяты> Д.М.А.. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представители Правительства Удмуртской Республики, Управления Росреестра по Удмуртской Республике, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР, Администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного заседания.

От представителя Управления Росреестра по Удмуртской Республике поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

В связи с признанием судом необязательной явки в судебное заседание неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено по существу в отсутствие представителей Правительства Удмуртской Республики, Управления Росреестра по Удмуртской Республике, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР, Администрации <данные изъяты> в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 247 КАС РФ.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Верховный суд республики…рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В судебном заседании установлено, что ООО <данные изъяты> является <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером категория земель: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору <данные изъяты> земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договора <данные изъяты> земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП внесена запись о регистрации.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , составляет <данные изъяты>.

Данная кадастровая стоимость установлена в результате государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Сведения о земельном участке с кадастровым номером , внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты качественные и количественные показатели земельного участка не изменялись.

Согласно отчету об оценке объекта от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере <данные изъяты>

Данные обстоятельства, помимо объяснений, участвующих в деле лиц, объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами, которые судом изучены в судебном заседании, проверены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ и признаны отвечающими критериям допустимости, относимости и достоверности. Основания сомневаться в достоверности представленных отчетов оценки рыночной стоимости земельных участков у суда отсутствуют.

Отчет об определении рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, что подтверждено положительным экспертным заключением Саморегулируемой организации оценщиков <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Заключение экспертов соответствуют требованиям статьи 82 КАС РФ, квалификация экспертов и оценщиков подтверждены имеющимися в деле дипломами о профессиональном образовании и подготовке, свидетельствами на право осуществления оценочной и экспертной деятельности.

Административным ответчикам и заинтересованным лицам определением суда разъяснено право оспорить результаты оценки, представленной истцом, включая право ходатайствовать перед судом о назначении судебной оценочной экспертизы. Административные ответчики, заявленные требования не оспорили, с представленной оценкой рыночной стоимости земельного участка согласились. Спор о размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ между участвующими в деле лицами отсутствует.

Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу статьи 248 КАС РФ, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от 03.07.2016 г. №361-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно статье 3 Закона о регистрации недвижимости Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Согласно статье 13 Закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом регистрации прав на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который включена глава III. 1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Между тем пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации прав кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Для пересмотра в суде юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предварительное обращение в Комиссию является обязательным (ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).

Суд констатирует, что данное требование закона административным истцом соблюдено.

ООО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении <данные изъяты> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: <адрес>, указав в качестве оснований для пересмотра установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость – ДД.ММ.ГГГГ

Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ заявление ООО <данные изъяты> отклонено (л.д.31-32).

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

В связи с этим суд приходит к выводу, что административный истец представил доказательства исполнения требований Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума №28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд РФ разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.

Как следует из материалов административного дела, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, определенные Постановлением были внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ а с настоящим заявлением Общество обратилось в Комиссию то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

С учетом изложенного, суд находит заявленные требования ООО <данные изъяты> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требования административного истца сводятся к установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере её рыночной стоимости (изменению кадастровой стоимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости), не связаны с оспариванием нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Принимая во внимание, что удовлетворение данных требований влечет изменение соответствующих сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости, исполнение вступившего в законную силу решения суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" возложено на ФГБУ «ФКП Росреестра» как на орган кадастрового учета.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель: <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 10 февраля 2017 г.

Председательствующий судья     Г.Р. Багаутдинова

3а-28/2017 (3а-254/2016;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО"Рент-Инвест"
Ответчики
Управление Росреестра по УР
Правительство УР
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная служба регистрации кадастра и картографии"
Дмитрошкина М.А.
Администрация "МО г.Ижевск"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
27.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
28.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
17.01.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2017[Адм.] Судебное заседание
10.02.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее