дело № 3а-28/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2017 г. г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре Т.М.В.
с участием
представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> Д.М.А. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ диплом №, регистрационный номер №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее по тексту – ООО <данные изъяты> Общество, административный истец) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель: <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты>.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере <данные изъяты> в то время как согласно отчету об оценке, рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной необходимо для уплаты справедливых налоговых платежей за землю.
В судебном заседании представитель административного истца ООО <данные изъяты> Д.М.А.. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представители Правительства Удмуртской Республики, Управления Росреестра по Удмуртской Республике, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР, Администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного заседания.
От представителя Управления Росреестра по Удмуртской Республике поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
В связи с признанием судом необязательной явки в судебное заседание неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено по существу в отсутствие представителей Правительства Удмуртской Республики, Управления Росреестра по Удмуртской Республике, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР, Администрации <данные изъяты> в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 247 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Верховный суд республики…рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании установлено, что ООО <данные изъяты> является <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером № категория земель: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к договору <данные изъяты> земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договора <данные изъяты> земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП внесена запись о регистрации.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, составляет <данные изъяты>.
Данная кадастровая стоимость установлена в результате государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Сведения о земельном участке с кадастровым номером №, внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты качественные и количественные показатели земельного участка не изменялись.
Согласно отчету об оценке объекта № от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере <данные изъяты>
Данные обстоятельства, помимо объяснений, участвующих в деле лиц, объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами, которые судом изучены в судебном заседании, проверены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ и признаны отвечающими критериям допустимости, относимости и достоверности. Основания сомневаться в достоверности представленных отчетов оценки рыночной стоимости земельных участков у суда отсутствуют.
Отчет об определении рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, что подтверждено положительным экспертным заключением Саморегулируемой организации оценщиков <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ
Заключение экспертов соответствуют требованиям статьи 82 КАС РФ, квалификация экспертов и оценщиков подтверждены имеющимися в деле дипломами о профессиональном образовании и подготовке, свидетельствами на право осуществления оценочной и экспертной деятельности.
Административным ответчикам и заинтересованным лицам определением суда разъяснено право оспорить результаты оценки, представленной истцом, включая право ходатайствовать перед судом о назначении судебной оценочной экспертизы. Административные ответчики, заявленные требования не оспорили, с представленной оценкой рыночной стоимости земельного участка согласились. Спор о размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ между участвующими в деле лицами отсутствует.
Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу статьи 248 КАС РФ, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от 03.07.2016 г. №361-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно статье 3 Закона о регистрации недвижимости Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Согласно статье 13 Закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом регистрации прав на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который включена глава III. 1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Между тем пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации прав кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Для пересмотра в суде юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предварительное обращение в Комиссию является обязательным (ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд констатирует, что данное требование закона административным истцом соблюдено.
ООО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении <данные изъяты> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: <адрес>, указав в качестве оснований для пересмотра установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость – ДД.ММ.ГГГГ
Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № заявление ООО <данные изъяты> отклонено (л.д.31-32).
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В связи с этим суд приходит к выводу, что административный истец представил доказательства исполнения требований Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума №28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд РФ разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, определенные Постановлением № были внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ а с настоящим заявлением Общество обратилось в Комиссию № то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования ООО <данные изъяты> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования административного истца сводятся к установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере её рыночной стоимости (изменению кадастровой стоимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости), не связаны с оспариванием нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Принимая во внимание, что удовлетворение данных требований влечет изменение соответствующих сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости, исполнение вступившего в законную силу решения суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" возложено на ФГБУ «ФКП Росреестра» как на орган кадастрового учета.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель: <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 10 февраля 2017 г.
Председательствующий судья Г.Р. Багаутдинова