Решение от 16.03.2022 по делу № 2а-290/2022 (2а-5221/2021;) от 21.10.2021

Дело № 2а-290/2022(2а-5221/2021)

76RS0016-01-2021-006039-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2022 г.     г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе судьи Ю.А. Шумиловой,

при секретаре Хомченко Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 9 по ЯО к Обухову Рафаилу Дмитриевичу о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей, встречному исковому заявлению Обухова Рафаила Дмитриевича к Межрайонной ИФНС России № 9 по ЯО о списании, перерасчете, аннулировании задолженности, внесении достоверных данных о задолженности в личный кабинет налогоплательщика,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС обратилась в суд с административным исковым к ответчику о взыскании задолженности по ТН за 2019г. – 7655руб., пени – 1570,55руб.

Обухов Р.Д. обратился в суд со встречным иском, в котором просит произвести перерасчет задолженности по ТН за 2019г. с учетом данных об утилизации ТС, по этому основанию аннулировать задолженность по ТН за 2020, списать начисление пеней с 2015г. по 2019г., возложить на МИФНС обязанность произвести обновление данных по задолженности ТН и пени, в личном кабинете налогоплательщика.

В судебном заседании представитель МИФНС участие не принимала, направила в суд письменные возражения, в которых по доводам встречного иска возражала согласно письменных возражений, настаивала на удовлетворении иска, ими предъявленного.

В судебном заседании Обухов Р.Д. участие не принимал, о времени и месте слушания дела уведомлён надлежаще.

Дело подлежит рассмотрению при имеющейся явке.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд установил следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 346.32 НК РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пунктами 1, 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В части доводов Обухова Р.Д. о списании задолженности по транспортному налогу за 2019 год по автомобилям ЗИЛ47410А и УАЗ 3303, пеней за 2015-2019 г. в сумме 1570.55 руб., а также пропуске срока взыскания задолженности по пени за 2015-2019 года, суд установил следующее.

Основания и порядок признания безнадежной ко взысканию и списанию задолженности по налогам регламентированы нормами ст.59 НК РФ. Перечень оснований для списания налоговой задолженности установлен п.1 ст.59 НК РФ. Такого основания для списания, как неверное исчисление налога, действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, требование о списании налога не может быть заявлено в суд, поскольку суд к числу органов, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании не относится (п.2 ст.59 НК РФ).

С учетом изложенного, ответчиком избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права (ст. 11 ГК РФ).

Согласно подп.4 п.1 ст.59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки по налогам. Следовательно, списание недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам возможно только после признания данной недоимки безнадежной к взысканию на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки с истечением установленного срока взыскания, в том числе отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

В силу п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей. Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно материалов дела, ФНС направляла в адрес ответчика налоговое уведомление № 34033757 от 03.08.2020г. об уплате ТН за 2019г. – 13 655руб. в связи с неуплатой выставлялось требование № 28487 со сроком уплаты до 18.11.2020г., начислены пени; выставлялось требование № 46058 об уплате ТН за 2019г, начислены пени, со сроком уплаты до 22.01.2021г.; на основании определения мирового судьи судебного участка № 5 Дзержинского судебного района г. Ярославля от 06.09.2021г. отменен СП № 2.5а-1502/2021 от 26.07.2021г., (заявление подано к мировому судье 19.07.2021г.), т.е. в пределах пресекательного срока, установленного частью 2 статьи 286 КАС РФ, пунктами 1 и 2 статьи 48 НК РФ. С указанным иском в суд ИФНС обратились 21.10.2021г., т.е. в пределах 6 мес. с момента вынесения определения мирового судьи.

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки. Пени подлежат уплате за каждый день просрочки погашения недоимки по налогу. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер исполнения обязанности по уплате налогов.

Согласно п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. В соответствии с п.57 Постановления Пленума ВАС РФ: «При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.»

Таким образом, в связи с тем, что налоги за периоды 2015-2018 г. взысканы в судебном порядке, т.е. с нарушением сроков уплаты, то пени за неуплату налогов за 2015-2018 г. подлежат взысканию в заявленном размере, в силу чего, безнадежными ко взысканию признаны быть не могут и списанию не подлежат.

В части доводов ответчика о том, что при исчислении налога должны быть учтены сведения об утилизации транспортных средств, произведенной налогоплательщиком в 2017 году (по 2 транспортным средствам) и в 2019 году, суд установил следующее.

Согласно материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ представлены в ИФНС России по <адрес> 3 заявления о гибели или уничтожения объекта налогообложения по транспортному налогу по унифицированной форме в отношении:

- УАЗ 3303 г.н. (дата утилизации указана-29.01.2017),

- ЗИЛ 47410А76 г.н. (дата утилизации-18.06.2017),

- МАЗ 54323 г.н. (дата утилизации-10.11.2019),

к которым приложены свидетельства об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства, выданные ООО «Спецхимстрой», ИНН 7604317959, 150000, <адрес>

В соответствии с п.3.1. ст.362 НК РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиками - физическими лицами через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Таким образом, при рассмотрении Заявления налоговый орган должен выявить документированные сведения, подтверждающие факт прекращения существования транспортного средства, либо отсутствие таковых. Соответственно, при подтверждении факта утилизации налог должен быть пересчитан с 01 числа месяца, в котором произведена утилизация, в противном случае действуют общие основания для прекращения исчисления транспортного налога - с даты снятия с регистрационного учета в органах ГИБДД.

В результате проверки поступивших в ИФНС актов утилизации, выданных ООО «Спецхимстрой», ИНН 7604317959, данная организация не являлась добросовестным налогоплательщиком и исключена из ЕГРЮЛ 30.12.2019 г. по решению регистрирующего органа как недействующее юридическое лицо.

Решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица было принято 09.09.2019 г. на основании сведений об отсутствии деятельности организации.

Кроме того, согласно ответа Росприроднадзора от 27.07.2021 г. №02-09/5539, лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности ООО «Спецхимстрой» не выдавалась.

Таким образом, суд соглашается с доводами ИФНС о том, что свидетельства об утилизации, представленные Обуховым Р.Д., содержат недостоверные данные касательно лица, осуществившего утилизацию, и не подтверждают, с учетом вышеизложенной информации об отсутствии деятельности ООО «Спецхимстрой», фактов утилизации указанных налогоплательщиком транспортных средств.

С учетом изложенного в совокупности, исчисление налогов на данные объекты произведено налоговыми органами до момента снятия спорных транспортных средств в органах ГИБДД (17-20.05.2021) правомерно, оснований для перерасчета не имеется.

В части заявленных Обуховым Р.Д. требованием об аннулировании транспортного налога за 2020 год, об обновлении данных по задолженности транспортного налога и пени, исчисленного на сумму задолженности за периоды 2015-2018 г. в личном кабинете налогоплательщика, суд установил следующее.

Из встречного иска усматривается, что Обуховым Р.Д. фактически оспариваются действия налогового органа по начислению транспортного налога.

В соответствии с п.2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно п.3 ст. 218 КАС РФ, в случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

Таким образом, заявленные требования подлежат оставлению без рассмотрения на основании подп.1 п.1 ст. 196 КАС РФ, в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка.

В остальной части встречные исковые требования не подлежат удовлетворению а исковые требования МИФНС подлежат удовлетворению в полном объеме.

Иных юридически значимых обстоятельств по делу не установлено.

Кроме того, в силу требований ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет города Ярославля, от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст.ст. ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2019░. – 7655░░░., ░░░░ – 1570,55░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 400░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2015-2018 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░      ░.░. ░░░░░░░░

2а-290/2022 (2а-5221/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Ярославля
МИФНС России №9 по ЯО
Ответчики
Обухов Рафаил Дмитриевич
Суд
Дзержинский районный суд г. Ярославль
Судья
Шумилова Ю.А.
Дело на сайте суда
dzerzhinsky.jrs.sudrf.ru
21.10.2021Регистрация административного искового заявления
21.10.2021Передача материалов судье
25.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
02.02.2022Судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
16.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее