Дело № 2-830/21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2021 года г.Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,
при секретаре Ивановой А.В.
с участием истцов ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО2, ФИО3 к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Забайкальского края, Главному Управлению МЧС России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что они фактически проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, однако регистрации по данному адресу не имеют, иного жилья в собственности не имеют. Указанный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район». В результате чего истцы являются пострадавшими от чрезвычайной ситуации, у них пострадал земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства и находящийся на нем жилой дом с надворными постройками, полностью утрачено совместно нажитое имущество первой необходимости, причинены нравственные страдания. Истцы признаны пострадавшими, за ними признано право на получение единовременной материальной помощи в размере по 10000 руб. каждому в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 22.06.2021 №212 «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации федерального и (или) регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края. В получении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере по 100000 руб. каждому, отказано. На момент чрезвычайной ситуации истцы фактически проживали совместно по вышеуказанному адресу, вели общее совместное хозяйство, приобретали совместно имущество, в том числе имущество первой необходимости, однако они не были включены в списки пострадавших на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, так как у них отсутствовала регистрация по адресу: Забайкальский край, г.Шилка, ул.Журавлева, д.39б-2. Истцы просят суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 года. Установить факт их постоянного проживания в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края. Признать за истцами право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 руб. на каждого, а всего 300000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края. Обязать ответчиков включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2021 года на территории Забайкальского края. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить истцам финансовую помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере по 100000 руб. на каждого, а всего 300000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края.
В судебном заседании истец ФИО2 иск поддержала, просила суд его удовлетворить. Пояснила, что по адресу: <адрес> она проживает со своей семьей, с мужем ФИО4 и дочерью ФИО3, получают по указанному адресу корреспонденцию, содержат дом. Данный дом принадлежал ее родителям, а сейчас ее брату, однако фактически, в нем проживает она со своей семьей и племянник.
Истец ФИО3 в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить, дала пояснения, аналогичные пояснениям истца ФИО2
Истец ФИО4, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с нахождением на работе, при этом об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, при этом представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, а также отзыв, в котором указал, что УМВД России по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком, чему привел свое обоснование.
Представители ответчиков администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Управления по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю, Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причине неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении слушания дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, свидетелей подтвердивших факт проживания истцов по адрес: <адрес> на протяжении длительного периода времени и на момент паводка в июле 2021 года тоже, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Понятие места жительства раскрывается в ст.20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Пунктом 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 этой же статьи).
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 13.07.2021 №253 (ред. от 09.08.2021) "Об утверждении Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Забайкальского края от 5 октября 2009 года N 248-ЗЗК "Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях осуществления выплат гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, Правительство Забайкальского края постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
В силу п.1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает порядок и условия оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее также - выплаты) пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее - чрезвычайная ситуация), гражданам Российской Федерации (далее - пострадавшие граждане).
В силу п.2, в целях настоящего Порядка:
1) под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки);
2) под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табурет);
в) предметы мебели для сна - кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
В соответствии с п.3 вышеуказанного Порядка, критериями утраты имущества первой необходимости являются:
1) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
2) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с п.4 Порядка, пострадавшие граждане имеют право на:
1) финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека;
2) финансовую помощь в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 тыс. рублей на человека.
В соответствии с п.5 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:
1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.6 вышеуказанного Порядка, проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).
В соответствии с п.7 данного Порядка, формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 апреля 2020 года N 275.
В соответствии с п.12 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.
Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №262 на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 24.07.2021 №266, (с Постановлениями о внесении изменений от 26.07.2021 №267, №270, от 29.07.2021 №271, от 02.08.2021 №272, от 07.08.2021 №278), определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское».
Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес> находился в зоне затопления 22 июля 2021 года.
Постановлением Главы Администрации городского поселения «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ № созданы комиссии по обследованию утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий городского поселения «Шилкинское» в июле 2021 года.
Согласно справке администрации городского поселения «Шилкинское» № от ДД.ММ.ГГГГ, истцы не включены в список на оказание единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес>. В качестве членов семьи ФИО2 указаны ФИО4 (муж), ФИО3 (дочь).
В материалы дела ответчиком администрацией городского поселения «Шилкинское» представлены три акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории: от ДД.ММ.ГГГГ в отношении пострадавшей ФИО3; без даты составления акта в отношении пострадавшего ФИО8 и без даты составления акта в отношении пострадавшего ФИО4
Так, из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории от ДД.ММ.ГГГГ в отношении пострадавшей ФИО3 следует, что имущество первой необходимости по адресу: <адрес> пострадавшего ФИО3 утрачено полностью. В качестве членов семьи ФИО3 указан брат ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Также, из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории (без указания даты) в отношении пострадавшего ФИО4 следует, что имущество первой необходимости по адресу: <адрес> пострадавшего ФИО4 утрачено полностью. При этом членов семьи пострадавшего, в данном акте не указано.
Кроме того, из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории (без указания даты) в отношении пострадавшего ФИО8 следует, что имущество первой необходимости по адресу: <адрес> пострадавшего ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. утрачено полностью. В качестве членов семьи ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., указана сестра ФИО2
При этом суд полагает, что отсутствие надлежащего акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории по адресу: <адрес>, то есть в отношении семьи истцов, не должно влиять на их права, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Поскольку в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО4 и ФИО2 являются супругами, ФИО3 является дочерью истцов ФИО4 и ФИО9, то есть являются одной семьей, которая проживает по адресу <адрес>.
При этом истцы не были включены в списки пострадавших на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, так как у них отсутствовала регистрация по адресу: <адрес>.
Однако истцы признаны пострадавшими, за ними признано право на получение единовременной материальной помощи в размере по 10000 руб. каждому, однако в получении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере по 100000 руб. каждому, отказано.
Вместе с тем, в подтверждение своих доводов о постоянном проживании в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, истцами представлены следующие документы: дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между АО «Покровский рудник» (работодатель) и ФИО4 (работник), согласно которому указан адрес регистрации работника ФИО4 и адрес его места жительства: <адрес>; договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, который заключен между ООО «ЗАВОД ОКОН «КБЕ-ГАРАНТИЯ» (подрядчик) и ФИО2 (заказчик) на изготовление и установку окон по адресу: <адрес>; почтовый конверт от ДД.ММ.ГГГГ, направленный ФИО2 по адресу: <адрес>; почтовый конверт от ДД.ММ.ГГГГ, направленный ФИО3 по адресу: <адрес>; справка ИП ФИО10, выданная ФИО3, работнику ИП ФИО10, согласно которой адрес фактического проживания работника ФИО3: <адрес>.
Кроме того, допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО11, ФИО12, оснований не доверять которым у суда не имеется, пояснили о том, что семья ФИО13 с дочерью ФИО3 около десяти лет постоянно проживают по адресу: <адрес>. Дом принадлежал родителям ФИО2. в котором также проживает и ее племянник.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцы проживают одной семьей, в жилом помещении, которое попало в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, их совместное имущество утрачено полностью, в связи с чем они имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4, ФИО2, ФИО3 к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Забайкальского края, Главному Управлению МЧС России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ФИО4, ФИО2, ФИО3 в жилом доме по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.
Признать ФИО4, ФИО2, ФИО3 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в 2021 году.
Признать за ФИО4, ФИО2, ФИО3 право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 руб. каждому, а всего 300000 руб. за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.
Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить ФИО4, ФИО2, ФИО3 в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий городского поселения «Шилкинское» в июле 2021 года края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить ФИО4, ФИО2, ФИО3 финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 руб. каждому, а всего 300000 руб. при поступлении средств, выделенных за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение суда составлено 27.08.2021.
Председательствующий С.Ю. Цукерман