РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииОктябрьский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Белякова В.Б.
при секретаре Кравец Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Корепанова В. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области /далее УМВД/, Министерству финансов Российской Федерации /далее МФ РФ/ о взыскании 150000 рублей денежной компенсации морального вреда.
В обоснование иска указывает, что в период содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неоднократно перевозился из ФКУ «СИЗО - 4 УФСИН России по Архангельской области» в Изолятор временного содержания ОМВД России по г. Северодвинску и обратно. Утверждает, что при этапировании из Изолятора временного содержания ОМВД России по г. Северодвинску в ФКУ «СИЗО - 4 УФСИН России по Архангельской области» ему не выдавался суточный паек. Указывает, что по прибытии в ФКУ «СИЗО - 4 УФСИН России по Архангельской области» его ставили на довольствие только на следующий день и он вынужден был сутки находиться без питания.
По определению суда, к участию в рассмотрении дела в качестве соответчиков были привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации /далее МВД РФ/ и Федеральная служба исполнения наказаний России /далее ФСИН/, а в качестве третьих лиц были привлечены Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Северодвинску /далее ОМВД России по г. Северодвинску/, Прокуратура Архангельской области, ФКУ «СИЗО - 4 УФСИН России по Архангельской области» /далее СИЗО/.
В ходе судебного заседания, проведенного с использованием видеоконференцсвязи, истец Корепанов В.В. поддержал заявленные исковые требования о взыскании с ответчиков денежной компенсации морального вреда по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков - УМВД и МВД РФ Кохановский В.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, полагает, что они не основаны на законе.
Представитель ответчика - МФ РФ Осипова И.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями также не согласилась, полагает, что они не основаны на законе.
Представитель ответчика - ФСИН Зуева Е.Н. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, полагает, что они не основаны на законе.
Представитель третьего лица - ОМВД России по г. Северодвинску Трошина А.Г. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица - Прокуратуры Архангельской области Иванова Н.В. с заявленными исковыми требованиями также не согласилась, полагает, что они не основаны на законе.
Представитель третьего лица - СИЗО Гаспарян А.С. в судебном заседании с иском также не согласилась.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца.
На основании ст. 1064 ч.1 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Указанное означает, что истец может претендовать на возмещение вреда при условии доказанности незаконных действий (бездействия) сотрудников, осуществляющих административно-властные полномочия и иные полномочия от имени государства. Под незаконными действиями (бездействием) следует понимать деяния, противоречащие закону и иным правовым актам.
Возмещение вреда в этом случае производится не государственными и муниципальными органами либо их должностными лицами, а за счет казны, от имени которой в силу статьи 1071 ГК РФ выступают соответствующие финансовые органы.
Статья 151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с частью 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» /далее Закон/ содержание под стражей осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Статьей 28 Закона предусмотрено, что администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности, в том числе, содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Корепанов В.В. конвоировался 10 раз из СИЗО в Изолятор временного содержания ОМВД России по г. Северодвинску и обратно.
Приказ МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» устанавливает, что подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Из представленной врио начальника Изолятора временного содержания ОМВД России по г. Северодвинску справки следует, что питание подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, организовано в соответствии с государственным контрактом № 98 от 05.12.2017. Перед отправкой в учреждения УФСИН г. Архангельска конвоируемых лиц обеспечивают горячим питанием. Поскольку нахождение в пути составляет от одного часа до полутора часов, то сухим пайком они не обеспечиваются. Указывается также, что в период нахождения Корепанова В.В. в ИВС жалоб по поводу организации и предоставления питания в адрес ОМВД России по г. Северодвинску не поступало.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
В соответствии со ст. 22. Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696 (далее - Порядок), в учреждениях УИС обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых питанием осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых и направляемых в бухгалтерию учреждения УИС подразделениями интендантского и хозяйственного обеспечения, утверждаемых начальником учреждения УИС, об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении УИС. В справке указывается число осужденных подозреваемых и обвиняемых по каждой категории лиц, в отношении которых предусмотрена соответствующая норма питания. Справка составляется на основании письменных данных о количестве лиц, содержащихся в учреждении УИС, полученных в дежурной части и подразделении специального учета учреждения УИС, а также сведений медицинского подразделения, осуществляющего в учреждении УИС медицинское обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых, о количестве больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, в виде списков. Утвержденные начальником учреждения УИС справки, а также списки осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, передаются в бухгалтерию учреждения УИС для оформления накладных и последующего отпуска продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС.
В случае изменения численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых после завершения процедуры выписки продуктов питания подразделением интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения УИС в этот же день предоставляется в бухгалтерию учреждения УИС дополнительная справка для оформления дополнительной накладной на отпуск (прием) продуктов (п.2).
Осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются питанием с момента их прибытия в учреждения УИС. Снятие с довольствия указанных лиц осуществляется по факту освобождения их из учреждений УИС (п.3).
Осужденным, подозреваемым и обвиняемым продукты, положенные по нормам питания, утвержденным в установленном порядке, выдаются в виде готовой горячей пищи. При невозможности приготовления горячей пищи осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются рационом питания на срок не более 3 суток (п. 4).
На основании заявлений осужденных к лишению свободы на время их нахождения в комнатах длительных свиданий (без посещения столовой учреждения УИС), а также при краткосрочных и длительных выездах за пределы учреждений УИС продукты для них не выписываются (п. 5).
Продукты отпускаются в столовую (пищеблок) учреждения УИС на полные сутки и хранятся с соблюдением условий товарного соседства и температурно-влажностного режима (п. 80).
При конвоировании из одного учреждения УИС в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питанияпо установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением УИС, расположенным на маршруте конвоирования (п. 130).
Общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию железнодорожного, воздушного, водного или иного вида транспорта, свыше шести часов принимается за полные сутки (п. 139).
В рассматриваемый период времени (с 13.11.2017 по 30.06.2018) согласно Рациону питания осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случаях, если предоставление горячей пищи невозможно, на мирное время (приложение № 6), утвержденному приказом Минюста России от 26.02.2016 № 48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время» (утратил силу с 30.09.2018 в связи с изданием приказа Минюста России от 17.09.2018 № 189) предоставлялся индивидуальный рацион питания (далее - ИРП).
Из материалов дела следует, что каждый раз при этапировании в ИВС истцу выдавался ИРП в количестве одного комплекта из расчета на одни сутки, что, по мнению суда, обязательным не являлось.
Согласно требованиям п. 80 Порядка отпуск продуктов питания с продовольственного склада на пищеблок для приготовления пищи спецконтингенту производится на полные сутки. Таким образом, приготовление пищи на день (завтрак, обед, ужин) осуществляется без учета численности прибывшего в этот день спецконтингента.
Установлено, что прибытие этапов из ИВС происходит чаще всего во второй половине дня, когда закладка продуктов в котел уже произведена. На довольствие в СИЗО обвиняемый, подозреваемый ставится со дня, следующего после прибытия из ИВС.
Однако в соответствии с п. 3 Порядка осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются питанием с момента их прибытия в учреждения УИС. Таким образом, если обвиняемый, подозреваемый прибыл в СИЗО, распределен в камеру, то выдача питания осуществляется всем без исключения лицам, находящимся в камере.
Следовательно, по мнению суда, Корепанов В.В. в дни возвращения из ИВС был обеспечен питанием в полном объеме.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГПК РФ) каждая из сторон по делу должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу положений ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Истцом в материалы дела не представлены, а судом не добыты какие - либо доказательства, подтверждающие факты нарушения условий его питания.
Решение суда не может быть основано на предположениях.
Таким образом, при проведении проверки предоставляемого истцу питания, фактически проведенной судом по просьбе истца, каких - либо нарушений прав Корепанова В.В. не выявлено.
На основании изложенного выше суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Корепанова В. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Архангельска.
В окончательной форме решение изготовлено 23 ноября 2018 года.
Председательствующий В.Б. Беляков