Решение по делу № 2-2050/2016 от 23.11.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кинель – Черкассы                  20 января 2017г.

Кинель – Черкасский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Чертыковцевой Л.М.,

при секретаре Костиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черных <данные изъяты>, Черных <данные изъяты> к Комитету по управлению имуществом Кинель – Черкасского района, третьему лицу Министерству социально – демографической и семейной политики Самарской области, МКУ Комитет по вопросам семьи, материнства и детства администрации Кинель – Черкасского района о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кинель – Черкасского района,

Установил:

Истцы обратились в суд с иском, в котором указали, что являются детьми, оставшимися без попечения родителей, <данные изъяты> <данные изъяты> Истцы не знали о том, что у них есть право на постановку на учет и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением в Комитет по управлению имуществом о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ. им было отказано, поскольку при обращении с заявлением истцы достигли возраста 23 лет.

Считают отказ незаконным. Считают, что их право на постановку для получения жилья как дети, оставшиеся без попечения родителей нарушено, в связи с чем, просят суд признать незаконным и отменить решение Комитета по управлению имуществом администрации Кинель – Черкасского района Самарской области и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Обязать Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании представитель истцов Журавлева М.А. (по доверенности) и истцы Черных А.И. и Черных С.И. уточнили исковые требования, просили суд признать незаконным отказ во включении их как сирот в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, восстановить истцам срок для однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма, обязать Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района включить истцов в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда и обязать администрацию Кинель – Черкасского района предоставить благоустроенное жилое помещение, взыскать с ответчика судебные расходы в размере <данные изъяты>, просили требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске (л.д. 97-101, 2-3).

Представитель ответчиков Коновалова Н.В. (по доверенности) исковые требования не признала, считает, что ответчики обращались с заявлением о включении в список в качестве нуждающейся в жилом помещении, как дети оставшиеся без попечения родителей после достижения ими 23-летнего возраста, кроме того, жилое помещение, которое закреплено за истицами не признано непригодным для проживания в установленном порядке, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Представитель третьего лица Комитета по вопросам семьи, материнства и детства администрации Кинель – Черкасского района Самарской области в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 33-34).

Представитель Министерства социально – демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения относительно заявленных требований, в которых просила в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д. 27-28).

В соответствии со ст. 167 ч.5 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствии и направлении им копий решения суда.

Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Доводы представителя ответчика о том, что будучи в возрасте до 23 лет истцы не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратились с заявлением о включении их в список после достижения ими 23 -летнего возраста, следовательно не имеют право на предоставление данной меры социальной поддержки, а также иные доводы ответчика и представителей третьих лиц, изложенные в письменных отзывах, суд не принимает, при этом исходит из следующего.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федеральный закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. В Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека (в ред. Закона Самарской области от 10.04.2013 N 23-ГД). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В судебном заседании установлено, что истцы Черных <данные изъяты> и Черных <данные изъяты> являются детьми, оставшимися без попечения родителей, <данные изъяты> На основании данного решения за истцами закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ФИО11 <данные изъяты> и ФИО4 <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

При жизни отцу истцов ФИО4 принадлежала <данные изъяты> доля жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет <данные изъяты> жилая <данные изъяты>.

Согласно акту проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ. общее состояние жилого дома удовлетворительное (л.д.76). сособственником <данные изъяты> доли является ФИО11, которая является также собственником <данные изъяты> доли земельного участка по этому же адресу, собственником <данные изъяты> доли земельного участка является ФИО5. Истицы не являются членами семьи ни ФИО11, ни ФИО5

Свидетель ФИО12 пояснил, что собственники дома ФИО4 и ФИО5, давно умерли, он как сосед ходил и следил, чтобы в доме не разбили стекла, не поселились незнакомые люди, дети никогда в доме не проживали, не вселялись.

Суд считает, что с Черных А.И., ее опекуном ФИО9, Черных С.И., <адрес> детским домом <адрес> проведена недостаточная разъяснительная работа, необходимая для реализации их жилищных прав до достижения ими 23 летнего возраста. Такая обязанность на органы местного самоуправления Самарской области возложена Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 г. № 421. Согласно пунктам 1.4 и 2.1. указанного Порядка, учет, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (далее - уполномоченные органы). Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (социальных выплат) осуществляется уполномоченным органом по месту жительства по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Пунктом 2.4. Порядка на органы местного самоуправления возложена обязанность информировать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об условиях их обеспечения жилыми помещениями.

Истицы являются детьми, оставшимися без попечения родителей, к жилому помещению, право проживания в котором было закреплено за ними по адресу: <адрес>, они никакого отношения не имеют, в доме не проживают, не вступают в права наследования, так как за домом по лицевым счетами имеются большие суммы задолженности по оплате коммунальных услуг, которые они не в силах оплатить, кроме того, собственником земельного участка, на котором находится дом, их отец не являлся.

Доказательств того, что истцы, будучи детьми, оставшимися без попечения родителей обеспечены жилыми помещениями либо воспользовались правом на получение социальной выплаты до внесения изменений в закон, являются нанимателями жилого помещения у суда отсутствуют, доказательств того, что истицы своими действиями привели жилое помещение, которое за ними закреплено в то состояние, в котором оно находится на день осмотра, накопили долги за коммунальные услуги, у суда отсутствуют.

Поскольку истцы не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд считает, что они имеют право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 29.02.2012).

ДД.ММ.ГГГГ. Черных А.И. и С.И, обратились с заявлением в Комитет по управлению имуществом о включении их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и получили отказ. Истцы считают, что подали вышеуказанное заявление с пропуском установленного срока на подачу заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся по уважительным причинам, так как не имеют юридического образования ни они, ни их опекуны, при проведении патронажа семьи, опекунам не было разъяснено право на обращение с заявлением о постановке на учет, кроме того, у истцов на руках не было достаточно документов, чтобы подать заявление на включение в Список, истцы учились, пытались самостоятельно заработать себе на жизнь. Эти обстоятельства они просят признать уважительными причинами того, что своевременно не могли узнать об изменениях в законодательства, позволяющих им реализовать свое право на включение их в число лиц, подлежащих обеспечению жильем, и подали соответствующие заявления лишь после достижения ей 23 лет.

Главным основанием для отказа послужило то обстоятельство, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет, истцы не относятся к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения именно по возрастному критерию – до 23 лет. На момент рассмотрения заявления Черных А.И. исполнилось <данные изъяты>, Черных С.И, - <данные изъяты> (л.д. 8).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения. То есть на тот период законодатель не предусмотрел такого основания для внеочередного предоставления жилья данной категории лиц, как наличие закрепленного за ними жилого помещения по площади ниже учетной нормы.

Как установлено в судебном заседании, истцы не могли воспользоваться своим правом на постановку на учет и получение жилья в установленный законом срок в возрасте до 23 лет, поскольку в период времени со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 февраля 2912 года (вступившего в силу с 01 января 2013 года) по дату достижения 23 лет за ними было закреплено жилое помещение.

Следовательно, суд считает, что срок для постановки на учет в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, пропущен истцами по уважительным причинам и приходит к выводу о том, что истцам следует восстановить срок для подачи заявлений о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного суда РФ от 20.11.2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Суд считает, что в данном конкретном случае уважительными причинами пропуска срока для подачи заявления о включении в список следует учесть отсутствие возможности быть в полной мере осведомленной об изменении в законодательстве и возможности реализации своего права в установленные законом сроки, а также недостаточная работа с ребенком сиротой и приемными родителями органов опеки и попечительства по разъяснению прав, а также непринятие достаточным мер по защите прав и интересов ребенка сироты.

Суд считает, что бремя негативных последствий несвоевременного учета органом местного самоуправления лица в качестве нуждающегося в жилом помещении не может быть возложено в настоящее время на Черных А.И. и Черных С.И., как на наименее защищенных участников спорных правоотношений, и не может являться основанием для лишения их конституционного права на жилище.

Истцы являются лицами, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время проживают на съемных квартирах, других жилых помещений по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области не имеют, по сведениям Кинель – Черкасского филиала ГУП СО ЦТИ право собственности за истцами не зарегистрировано, доказательств того, что истцы, будучи детьми, оставшимся без попечения родителей обеспечены жилыми помещениями либо воспользовались правом на получение социальной выплаты у суда отсутствуют.

Суд приходит к выводу, что, несмотря на то, что на момент обращения в суд истцам ей уже исполнилось 23 года, они отнесены к категории лиц, для которых в силу Закона установлены дополнительные гарантии, как лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.     

При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению, истцы подлежат включению в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Кинель – Черкасского района Самарской области.

В судебном заседании представитель Журавлева М.А. просила взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты>, в подтверждение требований представила договор об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между Общественной организацией <данные изъяты> и Черных С.И. (л.д. 71,72), копию трудового договора о том, что Журавлева М.А. состоит в трудовых отношениях с Общественной организацией <данные изъяты> (л.д. 104), а также возврат госпошлины <данные изъяты>.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителя.      Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд, с учетом сложности дела, количества судебных заседаний, проделанной представителем работы, разумности, справедливости, считает возможным взыскать расходы за услуги представителя в размере <данные изъяты> и возврат госпошлины в размере <данные изъяты>, в остальной части иска суд отказывает.

Руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Комитет по управлению имуществом Кинель – Черкасского района Самарской области включить Черных <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Черных <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Кинель – Черкасского района Самарской области.

Взыскать с Комитета по управлению имуществом Кинель – Черкасского района Самарской области в пользу и Черных <данные изъяты> судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Кинель – Черкасский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2050/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Черных А.И.
Черных С.И.
Ответчики
Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района
Другие
МКУ "Комитет по вопросам семьи, материнства и детства" администрации Кинель-Черкасского района
Суд
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области
Дело на странице суда
kinel-cherkassky.sam.sudrf.ru
23.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2016Передача материалов судье
28.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2016Подготовка дела (собеседование)
12.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2017Судебное заседание
20.01.2017Судебное заседание
25.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее