Решение по делу № 33-649/2023 от 25.01.2023

Дело № 33-649                                                                    судья Свиридова О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 февраля 2023 года                                                                                город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Селищева В.В.,

судей Алдошиной В.А.,Страцевой Т.Г.,

при секретаре Молофеевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2546/2022 по апелляционной жалобе ОПФР по Тульской области на решение Советского районного суда г. Тулы от 4 октября 2022 г. по иску Колотова И.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Колотов И.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с 1993 г. по настоящее время проживает в <адрес>, относящегося с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г. к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

18 мая 2022 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, однако получил отказ, поскольку отсутствует требуемая продолжительность постоянного проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения, исключен период его проживания в зоне радиоактивного загрязнения с 12 января 1993 г. по 13 ноября 1994 г., предшествующий приобретению им гражданства Российской Федерации.

С данным решением он не согласен, в связи с чем просил суд признать за ним право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста и обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста с 18 мая 2022 г.

Истец Колотов И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки не представил.

Представитель ответчика по доверенности Будылкина Е.А. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, указав на то, что в спорный период времени Колотов И.В. был зарегистрирован по месту пребывания и не имел гражданство Российской Федерации, что в соответствии с пунктом 109 Перечня документов, необходимых для установления страховых пенсий, согласно которому постоянное проживание в зонах радиоактивного загрязнения подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства), свидетельствует об отсутствии у истца права на пенсию.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 4 октября 2022г. исковые требования Колотова И.В. удовлетворены. За Колотовым И.В. признано право на назначение пенсии со снижением общеустановленного возраста в связи с проживанием в период с 12 января 1993 г. по 13 ноября 1994 г., а также с 14 ноября 1994 г. по 31 января 1998 г. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом; на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области возложена обязанность назначить Колотову И.В. пенсию со снижением общеустановленного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 18 мая 2022 г.

В апелляционной жалобе пенсионный орган ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права.

В связи с реорганизацией Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области с одновременным присоединением к нему Государственного учреждения – Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и созданием с 01.01.2023 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области, в связи с переименованием Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области, на основании ст. 44 ГПК РФ, судебной коллегией по гражданским делам произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, выслушав объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Будылкиной Е.А., представителя истца Колотова И.В. по доверенности Аикиной А.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). По состоянию на 31.12.2018 право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет.

Общеустановленный пенсионный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в ст.28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991.

В соответствии с абз. 2 указанной выше ст. 28.1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст.30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях», или ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

В силу ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Частью 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).

При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней).

Статьи 33 и 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, с 12 января 1993 г. и по настоящее время состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>.

В соответствии с информацией, предоставленной УМВД Российской Федерации по Тульской области в ответе от 13 сентября 2022 г., гражданство Российской Федерации Колотов И.В. приобрел на основании пункта «г» статьи 18 Закона от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», то есть как гражданин СССР, постоянно проживающий на территории другой республики, непосредственно входившей в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., не являющийся гражданином этой республики и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявивший о своем желании приобрести гражданство РСФСР, на основании заключения УВД Тульской области от 18 ноября 1994 г. Колотов И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, значится документированным 5 июня 2008 г. ТП УФМС России по Тульской области в Одоевском районе паспортом гражданина Российской Федерации серии , зарегистрирован по месту жительства с 12 января 1993 г. по настоящее время по адресу: <адрес>.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р, постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582 были утверждены перечни населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данными перечнями территория <адрес> отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. С 1 февраля 1998 г. указанный населенный пункт исключен из соответствующего Перечня населенных пунктов.

Таким образом, с 12 января 1993 г. по 31 января 1998 г. Колотов И.В. постоянно проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

18 мая 2022 г. Колотов И.В. обратился в пенсионный орган за назначением пенсии в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», 22 июня 2022 Колотов И.В. получил отказ в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения.

В период проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не включен период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом до приобретения гражданства Российской Федерации, а именно с 12 января 1993 г. по 13 ноября 1994 г.

Согласно материалам пенсионного дела, Колотов И.В. имеет требуемую величину индивидуального пенсионного коэффициента и продолжительность страхового стажа.

Установив, что Колотов И.В., имея паспорт гражданина СССР, гражданство Узбекистана не получал, а был документирован паспортом гражданина Российской Федерации и получил гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, как гражданин СССР, на территории Российской Федерации в спорный период времени, до получения гражданства Российской Федерации находился на законных основаниях, учитывая, что при назначении пенсии учитывается правовой статус гражданина на территории Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство; временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее разрешение на временное проживание. В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления пенсии, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», документом, подтверждающим личность для иностранных граждан и лиц без гражданства, является вид на жительство (до 1 октября 2000 г. проживание в Российской Федерации подтверждалось отметкой о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина бывшего СССР или свидетельством о регистрации по месту жительства), что имелось у истца, оценив по правилам ст.67 ГПК РФ представленные доказательства, бесспорно подтверждающие факт проживания Колотова И.В. в <адрес>, отнесенного к зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 12 января 1993 г. по 13 ноября 1994 г., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Колотова И.В. права на снижение пенсионного возраста на дополнительную величину на один год, с 59 лет, с 18 мая 2022 года.

Доводы ответчика о том, что период проживания истца на загрязненной территории до получения гражданства Российской Федерации не может быть принят во внимание для назначения пенсии по вышеизложенным основания не может быть принят во внимание и, по мнению судебной коллегии, является необоснованным.

Основание приобретения Колотовым И.В. гражданства Российской Федерации на основании паспорта гражданина СССР в упрощенном порядке сторона ответчика не оспаривала.

Проживая на законных основаниях на территории Российской Федерации на территории зоны радиоактивного загрязнения Колотов И.В. имел право на возмещение причиненного вреда в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения, в адекватном размере.

С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Тулы от 4 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области – без удовлетворения.

Председательствующий

33-649/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Колотов Игорь Викторович
Ответчики
ГУ - ОПФ РФ по ТО
Другие
Будылкина Е. А.
Суд
Тульский областной суд
Судья
Алдошина Валерия Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
08.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2023Передано в экспедицию
08.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее