ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Леваши 30 декабря 2020 года
Левашинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего Магомедова Т.М., при секретаре Омаровой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-390/20 по исковому заявлению Муртузалиева Юсупа Ахмедовича к СПАО «РЕСО-Гарантия» о взыскании суммы страхового возмещения в размере 400 000 рублей, штрафа в размере 200 000 рублей, неустойки в размере 400 000 рублей, стоимости составления заключения в размере 15 000 рублей, морального вреда, почтовых расходов,
УСТАНОВИЛ:
Муртузалиев Юсуп Ахмедович обратился в Буйнакский городской суд РД с иском к СПАО «РЕСО-Гарантия» о взыскании суммы страхового возмещения в размере 400 000 рублей, штрафа в размере 200 000 рублей, неустойки в размере 400 000 рублей, стоимости составления заключения в размере 15 000 рублей, морального вреда, почтовых расходов.
Определением Буйнакского городского суда РД от 5 октября 2020 года настоящее гражданское дело направлено по подсудности в Левашинский районный суд РД.
Истец Муртузалиев Ю.А., его представитель Апаев Н.М., представитель ответчика СПАО «РЕСО-Гарантия», финансовый уполномоченный, извещенные надлежащим образом, в суд не явились, из них финансовый уполномоченный просил рассмотреть дело без его участия, остальные о причинах своей неявки суду не сообщили, в связи с чем дело продолжено рассмотрением в порядке ст.167 ГПК РФ, без их участия.
Как следует из материалов дела, до обращения с исковым заявлением в Буйнакский городской суд истец обратился в порядке досудебного урегулирования спора со страховой компанией в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2018 года №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций (далее - финансовый уполномоченный).
По результатам рассмотрения обращения истца финансовым уполномоченным принято решение от 22 мая 2020 года №У-20-59364/5010-007 об отказе в удовлетворении требований о взыскании страхового возмещения, возмещении расходов на проведение независимой экспертизы, неустойки.
Согласно положениям Федерального закона №123-ФЗ решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после даты его подписания.
В случае несогласия с решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона №123-ФЗ вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.03.2020), на вопрос 3: Какие последствия наступают в случае пропуска потребителем срока для обращения в суд с требованиями к финансовой организации, установленного частью 3 статьи 25 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", а также в случае пропуска финансовой организацией установленного частью 1 статьи 26 этого закона срока для обжалования решения финансового уполномоченного – обозначен ответ:
«Поскольку к компетенции финансового уполномоченного отнесено разрешение споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями с вынесением решений, подлежащих принудительному исполнению, то срок для обращения в суд за разрешением этого спора в случае несогласия потребителя с вступившим в силу решением финансового уполномоченного (часть 3 статьи 25 Закона) либо в случае обжалования финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного (часть 1 статьи 26 Закона) является процессуальным и может быть восстановлен судьей в соответствии с частью 4 статьи 1 и частью 1 статьи 112 ГПК РФ при наличии уважительных причин пропуска этого срока.
К данному процессуальному сроку, исчисляемому в днях, применяются положения части 3 статьи 107 ГПК РФ в редакции, действующей с 1 октября 2019 г., об исключении нерабочих дней.
При обращении потребителя финансовых услуг в суд по истечении установленного частью 3 статьи 25 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" 30-дневного срока, а финансовой организации - по истечении установленного частью 1 статьи 26 этого закона 10-дневного срока, если в заявлении либо в отдельном ходатайстве не содержится просьба о восстановлении этого срока, заявление подлежит возвращению судом в связи с пропуском указанного срока (часть 2 статьи 109 ГПК РФ), а если исковое заявление было принято судом, оно подлежит оставлению без рассмотрения.
Возвращение судьей заявления или оставление его судом без рассмотрения не препятствует потребителю финансовых услуг или финансовой организации вновь обратиться в суд, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием уважительных причин его пропуска.
При отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока судья в том же определении указывает на возврат соответствующего искового заявления в связи с истечением срока на обращение в суд (статья 109 ГПК РФ).
На определение о восстановлении срока и на определение об отказе в его восстановлении может быть подана частная жалоба (часть 4 статьи 1, часть 5 статьи 112 ГПК РФ)».
Из Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года (далее Обзор), следует, что нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день (абзац 4 ответа на вопрос №2 Обзора).
Также из Обзора следует, что нерабочие дни, объявлены таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года №206 и от 2 апреля 2020 года №239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации (абзац 2 ответа на вопрос №5 Обзора).
Решение финансового уполномоченного №У-20-59364/5010-007 об отказе в удовлетворении требований о взыскании страхового возмещения в связи с не наступлением страхового случая, возмещении расходов на проведение независимой технической экспертизы, неустойки подписано от 22 мая 2020 года, и вступило в силу по истечении десяти рабочих дней после даты его подписания? то есть 9 июня 2020 года.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона №123-ФЗ Муртузалиев Ю.А. имел возможность в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд с учетом положения части 3 статьи 107 ГПК РФ в редакции, действующей с 01 октября 2019 года, об исключении нерабочих дней из этого срока.
Таким образом, после 9 июня 2020 года (дня вступления в силу решения от 22 мая 2020 года №У-20-59364/5010-007 финансового уполномоченного) 30 рабочих дней истекают к 24 июля 2020 года.
Исходя из материалов дела, а именно из входящего номера на бланке искового заявления, следует, что исковое заявление получено в Буйнакском городском суде РД 06.08.2020 года. Подтверждения того, что исковое заявление подано в указанный суд ранее этого срока (почтовый конверт со штампом, почтовое РПО о направлении корреспонденции, расписка представителя суда о получении искового материала и т.п.), материалы дела не содержат и такового стороной истца в суд не представлено.
Из изложенного следует, что исковое заявление по настоящему делу подано с нарушением вышеназванного 30-дневного срока.
В просительной части искового заявления содержится просьба (ходатайство) истца Муртузалиева Ю.А. о восстановлении процессуального срока, если суд посчитает срок для подачи искового заявления пропущенным.
При этом вышеназванное ходатайство истец Муртазалиев Ю.А. никак не обосновал, то есть не привел данные о наличии у него каких-либо уважительных причин пропуска им процессуального срока, установленного федеральным законом, кроме того, таких данных не имеется и в материалах дела.
Согласно ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанными судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Между тем, при отсутствии каких-либо уважительных причин пропуска процессуального срока, указанных заявителем, суд не вправе восстанавливать такой пропущенный процессуальный срок.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о необходимости отказа в восстановлении пропущенного процессуального срока, одновременно суд не может возвращать исковое заявление в рамках возбужденного гражданского дела, в связи с чем суд оставляет исковое заявление по делу без рассмотрения.
Согласно абзацу 2 статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.109, 222 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в удовлетворении ходатайства Муртузалиева Юсупа Ахмедовича о восстановлении пропущенного процессуального срока – 30-дневного срока на обращение в соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального Закона №123-ФЗ с иском в суд после вступления в силу решения финансового уполномоченного.
Оставить исковое заявление Муртузалиева Юсупа Ахмедовича без рассмотрения.
На настоящее определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Дагестан в течение 15 дней со дня вынесения.
Судья Т.М. Магомедов