№ 12-153/2024
УИД 03RS0065-01-2024-002294-10
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 октября 2024 года г. Учалы РБ
Судья Учалинского районного суда Республики Башкортостан Латыпова Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Аллаяровой Л.В. - Нигматуллина С.С. на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального района Учалинский район № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.3.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Аллаяровой Л.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального района Учалинский район № от ДД.ММ.ГГГГ, Аллаярова Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, 21.08.2024г., защитник Аллаяровой Л.В.- Нигматуллин С.С. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении, и прекращении производства по делу. Свои требования заявитель мотивировал тем, что в протоколе АП № (022<***>1207 от <***>. дата, время, место, и событие совершения административного правонарушения указано как <***>.2024г. в 11.05 час. Однако, в дальнейшем в протоколе отражено, что Аллаярова Л.В. <***>. в 12.00 час. злоупотребляла спиртными напитками у себя дома и на момент проверки органами опеки и попечительства находилась дома в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, сам протокол об административном правонарушении составлен с грубыми нарушениями требований ст.28.2 КоАП РФ. При этом данное нарушение комиссией не устранено и принято как допустимое доказательство. Как отражено в показаниях ее подзащитной от <***>., на <***>. она была трезвая, и сын находился дома. Кроме того, в материалах административного дела имеется акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего от <***>.2024г., и согласно данных акта, в нем отсутствуют данные на момент его составления, что предполагало бы совершение со стороны Аллаяровой Л.В. каких-либо противоправных действий, влекущих возможность (правомерность) составления на нее протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ. Как следует из акта, условия для занятий и отдыха несовершеннолетнего созданы, состояние жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний, удовлетворительное. Продукты питания имеются, одежда в достатке, взаимоотношения между членами семьи удовлетворительные. То есть из данного акта вытекает, что и привлекать Аллаярову Л.В. к какой-либо административной ответственности нет никаких оснований. Кроме того, из жалобы следует, что в постановление имеются процессуальные нарушения, которые не подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, а именно факт признания совершенного подзащитной правонарушения. В материалах дела имеется только уведомление Аллаяровой Л.В. о времени проведения рассмотрения материалов <***>. Также в нарушение требований ст.25.5 КоАП РФ, в постановление не отражено его заявление- как защитника, где он просил комиссию производство по делу об административном правонарушении прекратить, вследствие недоказанности правонарушения со стороны Аллаяровой Л.В.
Жалоба подана в суд 21 августа 2024 г., то есть в течение 10 суток со дня вынесения обжалуемого постановления (13 августа 2024 г.).
Аллаярова Л.В. в судебное заедание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и в срок. От Аллаяровой Л.В. поступило ходатайство, которым просила дело рассмотреть без ее участия.
В силу ч.2 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело может быть рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В судебном заседании защитник Аллаяровой Л.В.- Нигматуллин С.С. доводы жалобы поддержал, просил постановление административной комиссии судьи отменить, и производство по делу прекратить, указав, что привлечение Аллаяровой Л.В. к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, считает недоказанным по следующим основаниям. Во-первых, в нарушении требований ч.1 ст.28.5 КоАП РФ, требующих оформление протокола об административном правонарушении немедленно после обнаружения совершения административного правонарушения, протокол АП №(022) <***> составлен ДД.ММ.ГГГГг., а правонарушение, согласно приложенных документов совершено 22<***>. То есть основной документ (протокол) составлен по истечении 17 дней со дня административного правонарушения, что является недопустимым, учитывая, что административного расследования в отношении поведения Аллаяровой Л.В. проведено не было. Во-вторых, обжалуемое постановление о назначение административного наказания от <***>. рассмотрено коллегиально, комиссией, в составе 10 членов, отсутствовали 5 членов комиссии. Согласно требованиям ч.1 ст.29.8 КоАП РФ о рассмотрении дела об административном правонарушении при рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол. Согласно ч.3 ст.29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарём заседания коллегиального органа. В нарушении обязательных вышеуказанных норм процессуального законодательства в материалах дела об административном правонарушении в отношении подзащитной отсутствует протокол о коллегиальном рассмотрении данного дела об административном правонарушении, что является грубым нарушением требований норм как закона (КоАП РФ), так и судебной практики и иных подзаконных нормативных актов. В-третьих, в нарушение требований процессуальное законодательства в обжалуемом постановление отсутствует ссылка на поданные ранее им, как защитником Аллаяровой Л.В. заявление, где он отразил мнение защитника о привлечении подзащитной к административной ответственности и просил комиссию дело об административном правонарушении прекратить за недоказанностью виновности Аллаяровой Л.В. во вменяемом административном правонарушении.
Представители Администрации муниципального района Учалинский район Аделгужин Т.Р., отдела опеки и попечительства Галина Р.Р., представитель комиссии по несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального района Учалинский район Фахретдинова З.Р. просили оставить постановление административной комиссии оставить без изменения, считая жалобу Аллаяровой Л.В. не обоснованной.
Представитель Подразделения по делам несовершеннолетних Отдела МВД России Учалинскому району Хажина И.Ш. показала, что <***>. в отдел полиции поступило сообщение отдела опеки и попечительства о том, что гражданка Аллаярова Л.В. <***>. по месту своего жительства находилась в состоянии алкогольного опьянения, и ненадлежащим образом исполняет свои родительские обязанности в отношении несовершеннолетнего сына. В тот же день они навестили Аллаярову Л.В. по адресу: <адрес>. На тот момент Аллаярова Л.В. была трезвая. После беседы с Аллаяровой Л.В., которая призналась, что действительно <***>. употребляла спиртные напитки, в отношении последней был составлен протокол об административном правонарушении.
Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно п. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В силу п. 1 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в том, что виновный не исполняет свои обязанности как родитель по содержанию ребенка (не предоставляет место проживания, продукты питания, не обеспечивает одеждой, обувью), не выполняет обязанности по обучению детей (не приобретает учебники, тетради, иные учебные принадлежности, не дает возможности учиться, не создает условий для посещения школы) и т.д.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
На основании статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, помимо прочего, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
По смыслу положений части 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что Аллаярова Л.В. является матерью несовершеннолетнего А.Д.У. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
<***>. в Отделе МВД России по Учалинскому району зарегистрирован материал предварительный проверки КУСП № о том, что Аллаярова Л.В. ненадлежащем образом исполняет свои родительские обязанности по отношению к своему несовершеннолетнему сыну, а именно <***>. находилась дома в состоянии алкогольного опьянения, которая подтверждается фото-видео фиксацией.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Учалинскому району Зайнуллиной Г.М. совместно с начальником ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Учалинскому району Хажиной И.Ш был осуществлен выход по адресу проживания Аллаяровой Л.В., в <адрес>, в ходе которого отобрано у последней объяснение. Из объяснения Аллаяровой Л.В. следует, что она действительно, <***>., около 12.00 час. находясь по месту жительства, употребила спиртные напитки.
Согласно протоколу АП №(022) <***> от 09<***>.2024г., составленному начальником ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Учалинскому району Хажиной И.Ш., Аллаярова Л.В., <***>., в 11.05 час., по адресу: РБ, <адрес> ненадлежащим образом исполняла свои родительские обязанности по содержанию своего несовершеннолетнего сына А.Д.У. <***>.р., а именно <***>. около 12.00 час. злоупотребляла спиртными напитками у себя дома и на момент проверки органами опеки и попечительства находилась дома в состоянии алкогольного опьянения. В связи с чем, должностное лицо, составившее данный протокол, пришло к выводу о том, что родитель Аллаярова Л.В. ненадлежаще исполняет свои родительских обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего сына, и в ее действиях имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ (неисполнение родителем обязанности по воспитанию несовершеннолетнего).
Копия протокола, в котором указано время и место рассмотрения административного правонарушения, а именно <***>. в 14.00 час., Аллаяровой Л.В. получена в тот же день.
Определением от 10.08.2024г. вр.и.о. начальника ОМВД России по Учалинскому району РБ данное дело об административном правонарушении в отношении Аллаяровой Л.В. передано для рассмотрения по подведомственности в административную комиссию.
Постановлением комиссии по несовершеннолетних и защите их прав при администрации МР Учалинский район №08-33/189 от 13.08.2024г., Аллаярова Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств.
К таким доказательствам относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (части 2, 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
В силу ч.2 ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения. При этом, время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 указанного Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
В соответствии со статьей 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В данном случае, содержание протокола об административном правонарушении, который составлен начальником ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Учалинскому району Хажиной И.Ш., не позволяет установить, в чем выразилось событие вменяемого Аллаяровой Л.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП Российской Федерации, какие действия или бездействие и в какой период времени она совершила.
Указанный недостаток является существенным, так как согласно статьям 26.1 и 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого ни коллегиальный орган, ни судья, пересматривающий дело по жалобе, выходить не вправе. Отсутствие в протоколе четкого описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту, и противоречит требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации.
Придя к выводу о том, что протокол об административном правонарушении содержит не полное описание события административного правонарушения, административной комиссии надлежало вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении должностному лицу, которое составило протокол.
Вместе с тем, комиссия по несовершеннолетних и защите их прав при администрации МР Учалинский район протокол рассмотрел по существу с вынесением постановления.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что при рассмотрении материала в отношении Аллаяровой Л.В. не были в полном объеме достигнуты задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми в силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Принимая во внимание, что протокол об административном правонарушении имеет существенные недостатки, не отвечает требованиям ч.2 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он является недопустимым доказательством по делу.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального района Учалинский район №08-33/189 от 13 августа 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.3.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Аллаяровой Л.В. подлежит отмене, производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу защитника Аллаяровой Л.В. - Нигматуллина С.С. на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального района Учалинский район № от 13 августа 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.3.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Аллаяровой Л.В. удовлетворить.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального района Учалинский район № от 13 августа 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.3.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Аллаяровой Л.В. - отменить.
Производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.Ф.Латыпова