Решение по делу № 2-2332/2023 от 29.08.2023

                                                                             Дело № 2-2332/2023

УИД: 26RS0012-01-2023-003537-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Ессентуки                                                                         «30» ноября 2023 года

        Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Казанчева В.Т.,

        при секретаре Малашихиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волочаевой Л. В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности установить досрочную страховую пенсию по старости, компенсировать моральный вред,

УСТАНОВИЛ:

Волочаева Л.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности установить досрочную страховую пенсию по старости, компенсировать моральный вред.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Волочаева Л. В. (далее - Истец), <дата> года рождения зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

По достижению 55-ти лет Истец обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю с письменным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии с момента возникновения права на получение, то есть с 14.02.2023, поскольку осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 33 лет, что подтверждается записями в трудовой книжке.

Все учреждения, где Истец осуществлял трудовую деятельность в период с 24.07.1987 по 09.03.2023 в должности медицинской сестры относятся к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в том числе в санаториях: «Санаторий имени Н А. Семашко» «Санаторий имени И.П. Павлова», «Санаторий Центросоюза РФ в г. Ессентуки», «Базовый санаторий Виктория», «Узбекистан», которые осуществляют лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом, психоневрологических больных.

Как следует из ответа начальника управления по делам Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю от 29.06.2023 за № 26-14/12965л, стаж Истца, учтенный для целей назначения пенсии, по состоянию на 01.01.2023 составил 33 года 4 месяца 16 дней, при этом в стаж медицинской деятельности учтено только 11 месяцев 20 дней, а также на работах с тяжелыми условиями труда 2 месяца 10 дней. Величина индивидуального пенсионного коэффициента Истца составляет 65,251. В связи с чем, Истцу отказано в назначении (установлении) страховой пенсии по старости и указано, что данное право возникнет только с 14.02.2028.

Вышеуказанный ответ начальника управления по делам отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Ставропольскому краю является незаконным и противоречит действующему законодательству.

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Для целей определения должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден соответствующий список. Согласно данного списка к должностям среднего медицинского персонала относятся в том числе: главная медицинская сестра, акушерка (фельдшер, медицинская сестра); медицинская сестра; медицинская сестра участковая; медицинская сестра палатная (постовая); медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя); операционная медицинская сестра; медицинская сестра процедурной; медицинская сестра перевязочной: медицинская сестра по массажу; медицинская сестра по физиотерапии; медицинская сестра-анестезист; медицинская сестра врача общей практики; патронажная медицинская сестра; медицинская сестра кабинета; медицинская сестра стерилизационной: старшая медицинская сестра; старшая операционная медицинская сестра, которые осуществляли трудовую деятельность в том числе: в больницах всех наименований; центрах, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований); поликлиниках всех наименований; амбулаторий; противотуберкулезных диспансерах; станции скорой медицинской помощи; санаториях (курорты), в том числе детских: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

На основании вышеизложенного, стаж медицинской деятельности Истца превышает 30 лет, что позволяет установить досрочную страховую пенсию по старости независимо от возраста.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 (далее - Правила).

Пунктом 11 Правил установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: трудовой книжкой Волочаевой Л. В., ответом начальника управления по делам отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю от 29.06.2023 за № 26-14/12965л, справкой ГАУ3 СК «Ессентукская городская стоматологическая поликлиника» от 15.05.2023 № 117, справками ГБУЗ СК «Кисловодская ГБ», справками ГЛПУ Санаторий имени Н.А. Семашко», справками ГБУЗ «Ессентукская городская поликлиника», справками ГБУЗ «Ессентукская городская клиническая больница»

В результате незаконного отказа Отделения Социального и Пенсионного Фонда по Ставропольскому краю в досрочном назначении страховой пенсии, Истцу причинен моральный вред (нравственные страдания) в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», установлено, что отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного в случае разглашения вопреки воле усыновителей охраняемой законом тайны усыновления (пункт 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации); компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Кроме того, Истец в результате вышеуказанного события понес дополнительные судебные расходы. Расходы истца на представление интересов составляют 30 000 рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг № 25072307 от 25.07.2023. Расходы по оплате государственной пошлины составили 300 рублей, что подтверждается квитанцией.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

На основании изложенного, просит суд обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю установить ей досрочную страховую пенсию по старости с 14.02.2023; компенсировать сумму морального вреда в размере 100 000 (сто тысяч) рублей; компенсировать юридические издержки в размере 30 300 рублей; вынести частное определение в отношении должностных лиц Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю.

Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю по доверенности Никитина И.В. представила в суд письменные возражение на иск, согласно которым, с исковыми требованиями Истца не согласны по следующим основаниям.

Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении ОСФР по СК, обращалась в органы СФР по следующим вопросам.

22.02.2023 в отношении Истца поступил письменный запрос для назначения накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

24.04.2023 обращение в клиентскую службу (на правах отдела) по г-к. Ессентуки ОСФР по СК в рамках заблаговременной работы по установлению страховой пенсии по старости на общих основаниях. (Копию пакета документов прилагаем)

03.05.2023 устное обращение в отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц и заблаговременной работы № 6 ОСФР по СК за консультацией по вопросу возникновения права на досрочную пенсию по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (далее - досрочная пенсия).

С письменным заявлением о назначении досрочной пенсии Истец не обращалась.

В 14 июня 2023 года Истец обратилась к Губернатору Ставропольского края с письменным обращением. На данное обращение Истцу был направлен ответ от 29.06.2023 № 26-14/12965л, в котором подробно были даны разъяснения о ее праве на страховую пенсию.

В рамках заблаговременной работы Истец была уведомлена, что принятые документы служат для проведения предварительной оценки пенсионных прав. Назначение пенсии будет произведено после подачи заявления в период с 15.01.2028 по средствам электронных сервисов, либо МФЦ, что подтверждает опись пакета документов для назначения пенсии от 24.04.2023.

Согласно ст. 8 Закона № 400-ФЗ на страховую пенсия по старости на общих условиях имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет, величины ИПК в размере не менее 30. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

При этом, с учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 Закона № 400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, и начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 году (часть 2 статьи 35). Величина ИПК, требуемая для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году, составляет не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30 (часть 3 статья 35).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (реализации права на досрочное назначение в зависимости от года возникновения права на такую пенсию).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 (далее - Постановление № 665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее - Список № 781 и Правила № 781). Согласно пункту 3 Правил № 781 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке № 781.

При этом в соответствии с пунктом 4 Правил № 781 периоды работы граждан в должностях в учреждениях, предусмотренных Списком № 781, начиная с 01.11.1999 засчитываются в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей (то есть засчитывается работа на полную ставку).

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 665 при исчислении стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, наряду с Правилами № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516).

Согласно пункту 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Правилами № 516 и Правилами № 781 не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ других периодов деятельности, в том числе периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках с 30.06.2007 и других отвлечений от работы.

Списком № 781 п. 21 предусмотрены санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом, психоневрологические. Другие санатории Списком 781 не предусмотрены.

Сведениями о том, что санаторно-профилактическое учреждение «Санаторий имени Н.А. Семашко», санаторно-курортное учреждение «Санаторий имени Георгия Димитрова», лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий имени И.П. Павлова», МУ Санаторий Центросоюза РФ в г. Ессентуки, филиал ГЛПУ «Санаторий имени Н.А. Семашко» Санаторий «Украина», лечебно-профилактическое учреждение «Базовый санаторий «Виктория», ОАО «Санаторий «Шахтер», филиал курортно-оздоровительного АО «Узбекистон» санаторий «Узбекистан» являются специализированными и предназначены для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом, психоневрологические, органы СФР не располагают. На учете как учреждения, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, в органах СФР не состоят. Код льготной работы в индивидуальном лицевом счете Истца за спорные периоды отсутствует.

По данным выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и представленным документам, имеющимся в ЭВДГ, в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 781 и Правилам №781 могут быть включены периоды:

с 24.08.1987 по 02.10.1988 в должности медсестра хирургического отделения Ессентукской Центральной городской больнице, календарно;

с 03.10.1988 по 15.05.1997 в должности медицинской сестры Кисловодской центральной городской больницы, календарно;

с 11.12.2012 по 31.05.2013 в должности медицинской сестры ГБУЗ СК Ессентукской городской поликлиники, календарно;

с 03.07.2014 по 12.09.2014 в должности медицинской сестры палатной ГБУЗ СК «Пятигорский противотуберкулезный диспансер», календарно;

с 06.10.2014 по 24.08.2016 в должности медицинской сестры участковой ГБУЗ СК «Стоматологическая поликлиника г. Ессентуки», календарно;

Продолжительность стажа работы Волочаевой Л.В., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Списка № 781 и Правил № 781, составил 12 лет 3 месяц 12 дней (при требуемом - 30 лет).

Стаж медицинской деятельности может быть подсчитан по выбору застрахованного лица по законодательству, действовавшему в период выполнения работы и иной деятельности, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (части 3, 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).

В этом случае, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Постановлением № 665 применяются:

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (далее - Положение № 1397), - для учета и исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления (далее - Список № 464 и Постановление № 464), - для учета и исчисления соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, - для учета и исчисления соответствующей деятельности, имевшим место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

За периоды работы после 01.01.2002 применяется Список № 781 и Правила № 781.

С учетом ранее действующего законодательства, в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 возможно включить период работы Волочаевой Л.В.

с 24.08.1987 по 02.10.1988 в должности медсестра хирургического отделения Ессентукской Центральной городской больнице (льготный порядок исчисления 1 год =1 год 6 месяцев);

с 03.10.1988 по 15.05.1997 в должности медицинской сестры Кисловодской центральной городской больницы, календарно;

с 01.08.1997 по 31.10.1999 в должности медсестры санатория им. Н.А. Семашко (календарно);

с 11.12.2012 по 31.05.2013 в должности медицинской сестры ГБУЗ СК Ессентукской городской поликлиники (календарно);

с 03.07.2014 по 12.09.2014 в должности медицинской сестры палатной ГБУЗ СК «ППТД» (календарно);

с 06.10.2014 по 24.08.2016 в должности медицинской сестры ГБУЗ СК «Стоматологическая поликлиника г. Ессентуки» (календарно);

Продолжительность медицинского стажа с учетом частей 3 и 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ составила 15 лет 1 месяц 3 дня (при требуемом 30 лет).

Таким образом, в связи с отсутствием требуемой продолжительности медицинского стажа и увеличением срока реализации права на досрочное назначение в зависимости от года возникновения права на такую пенсию оснований для назначения Волочаевой Л.В, страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, не имеется.

Что касается требования о возмещении морального вреда, то в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано что, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Специалисты ОСФР по СК при работе с обращением Истца действовали в рамках действующего законодательства, следовательно, нет оснований для вынесения частного определения.

Относительно компенсации судебных издержек согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку считает, что нет оснований для удовлетворения исковых требований Истца, а также подтверждающих документов о несении судебных издержек, следовательно, отсутствует право на возмещение судебных издержек.

С учетом вышеизложенного, просит в удовлетворении исковых требований Волочаевой Л.В. отказать в полном объеме.

В судебном заседании истец Волочаева Л.В. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить. На вопросы участников судебного разбирательства пояснила, что, работая в учреждениях здравоохранения, она выполняла все возложенные на нее обязанности медицинской сестры. В санаториях выполняла практически такие же функции процедурной медицинской сестры, за исключением перевязки послеоперационных больных. В Пенсионном фонде ей не дали возможности подать заявление, устно разъясняли, что она не имеет права на досрочную пенсию.

Представитель истца, допущенный к участию в деле на основании ст. 53 ГПК РФ Рогонов А.В. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить. Пояснил, что на официальных сайтах санаториев, в которых работала Волочаева Л.В., имеется информация о лечении заболеваний, указанных в Списке № 781. Льготу при назначении пенсии дает не конкретный вид деятельности санатория, а лечение санаторием конкретных заболеваний. Список № 781 содержит перечень учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии. О том, что санатории должны быть специализированными, в законе не указано. Работая в санаториях,                  Волочаева Л.В. осуществляла туже деятельность, что и в государственных учреждениях, вся деятельность (за исключением 2 месяцев работы санитаркой), является медицинской деятельностью. Ответчик имел возможность самостоятельно истребовать сведения о том, осуществляли ли санатории лечение заболеваний, установленных Списком № 781. Считает, что оснований для отказа в назначении пенсии у ответчика не имелось. В исковом заявлении Волочаева Л.В. просила обязать ответчика назначить пенсию с 14 февраля 2023 года. Поскольку у них нет подтверждения того, что Волочаева Л.В. обращалась с заявлением о назначении пенсии с указанной даты, они изменяют исковые требования и просят назначить пенсию с 13 июня 2023 года, т.е. с даты подачи заявления в электронную приемную СФР.

Представитель ответчика по доверенности Никитина И.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснила, что с письменным заявлением об установлении досрочной пенсии Волочаева Л.В. не обращалась, с ней проводилась заблаговременная работа по установлению пенсии, заявление, поступившее в электронную приемную, рассмотрено в соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан», 29 июня 2023 года истцу дан ответ на обращение. Считает, что доводы истца основаны на неверном понимании закона. В территориальном органе СФР все учреждения, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, поставлены на учет, в регионе КМВ на учете только один психоневрологический санаторий. Они ведут семинары с педагогическими и медицинским учреждениями, а также уведомляют в порядке электронного взаимодействия о том, что если осуществляется деятельность, дающая право на назначение работникам досрочной пенсии, об этом необходимо предоставить сведения. Такие сведения предоставляются 1 раз в год, организация должна предоставить перечень льготных профессий, должностные инструкции, список лиц, имеющих право на получение пенсии на льготных основаниях, устав, лицензию с приложением, штатное расписание, тарификацию. В рамках рассмотрения обращения Волочаевой Л.В. не было смысла запрашивать сведения об осуществлении деятельности, предусмотренной Списком № 781, поскольку эти санатории на учете не стоят. Считает, что оснований для назначения Волочаневой Л.В. досрочной пенсии, не имеется. В представленных суду лицензиях имеются сведения об оказании медико-санитарной помощи по травматологии и ортопедии, что является частью лечения опорно-двигательного аппарата, и не свидетельствует о том, что санаторий имеет профиль деятельности - лечение опорно-двигательного аппарата.

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также значимости для правильного рассмотрения дела, суд приходит к следующему выводу.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

С учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 Закона № 400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, и начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 году (часть 2 статьи 35). Величина ИПК, требуемая для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году, составляет не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30. (часть 3 статья 35)

В соответствии с п. 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи. (реализации права на досрочное назначение в зависимости от года возникновения права на такую пенсию)

Судом установлено, что с 24 июля 1987 года Волочаева Л.В. осуществляла трудовую деятельность в должности медицинской сестры в учреждениях здравоохранения и санаториях.

По достижении возраста 55 лет Волочаева Л.В. обратилась в СФР по вопросу назначении досрочной страховой пенсии с 14 февраля 2023 года, на что получила ответ, что право на установление страховой пенсии у нее возникнет с 14 февраля 2028 года.

Ссылаясь на то, что работа в санаториях должна засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии,           Волочаева Л.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Оценивая доводы истца, суд исходит из следующего.

Как следует из ст. 21 Закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. (часть 1)

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении (в том числе с указанием сведений о способе доставки страховой пенсии), о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением. (часть 2)

Обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг. При этом заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления. (часть 4)

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. (часть 7)

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе. (часть 8)

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. (часть 10)

В соответствии со ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Как указано выше, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст.8 указанного Федерального закона возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения (далее - Список N 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила N 782), утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года вправе применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

За периоды работы граждан до 01 ноября 1999 года применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 (далее Список N 464), а за периоды работы граждан после 01 ноября 1999 года - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 (далее Список N 1066) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила N 1066).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

Применительно к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Как следует из письменных возражений представителя ответчика, в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 781 и Правилам №781 могут быть включены периоды: с 24.08.1987 по 02.10.1988 в должности медсестра хирургического отделения Ессентукской Центральной городской больнице, календарно; с 03.10.1988 по 15.05.1997 в должности медицинской сестры Кисловодской центральной городской больницы, календарно; с 11.12.2012 по 31.05.2013 в должности медицинской сестры ГБУЗ СК Ессентукской городской поликлиники, календарно; с 03.07.2014 по 12.09.2014 в должности медицинской сестры палатной ГБУЗ СК «Пятигорский противотуберкулезный диспансер», календарно; с 06.10.2014 по 24.08.2016 в должности медицинской сестры участковой ГБУЗ СК «Стоматологическая поликлиника г. Ессентуки», календарно. Продолжительность стажа работы Волочаевой Л.В., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составила 12 лет 3 месяца 12 дней.

С учетом ранее действующего законодательства, в соответствии со Списком N 464, возможно включить период работы Волочаевой Л.В. с 24.08.1987 по 02.10.1988 в должности медсестры хирургического отделения Ессентукской Центральной городской больнице (льготный порядок исчисления 1 год =1 год 6 месяцев); с 03.10.1988 по 15.05.1997 в должности медицинской сестры Кисловодской центральной городской больницы, календарно; с 01.08.1997 по 31.10.1999 в должности медсестры санатория им. Н.А. Семашко (календарно); с 11.12.2012 по 31.05.2013 в должности медицинской сестры ГБУЗ СК Ессентукской городской поликлиники (календарно); с 03.07.2014 по 12.09.2014 в должности медицинской сестры палатной ГБУЗ СК «ППТД» (календарно); с 06.10.2014 по 24.08.2016 в должности медицинской сестры ГБУЗ СК «Стоматологическая поликлиника г. Ессентуки» (календарно). Продолжительность медицинского стажа составила 15 лет 1 месяц 3 дня.

Таким образом, в обоих случаях орган, осуществляющие пенсионное обеспечение, не включает в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы Волочаевой Л.В. в санатории имени Н.А. Семашко с 01.11.1999 по 07.02.2005; санатории имени Георгия Димитрова с 09.02.2005 по 01.12.2011; санатории имени И.П. Павлова с 12.12.2011 по 31.10.2012; санатории Центросоюза РФ в г. Ессентуки с 06.06.2013 по 29.06.2013, санаторий «Украина» с 29.07.2013 по15.10.2013, базовом санаторий «Виктория» с 24.12.2013 по 08.05.2014; санатории «Шахтер» с 23.09.2016 по 02.03.2018; санатории «Узбекистан» с 30.05.2019 по 03.05.2022.

Суд отмечает, что в соответствии с п. 21 Списка № 781 в числе учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, указаны санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом, психоневрологические.

Для объективного и правильного разрешения спора судом направлены запросы, осуществлялась ли в период работы Волочаевой Л.В. деятельность по лечению указанных заболеваний, в следующие санатории: Филиал Государственного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий имени Н.А. Семашко» - Санаторий «Украина», Государственное лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий имени Н.А. Семашко», Санаторий имени Георгия Димитрова, ООО «Санаторий имени академика И.П. Павлова», МАНО «Санаторий Центр-Союз РФ в г. Ессентуки», ЛПУ «Базовый санаторий «Виктория» (СКРЦ), Санаторий «Шахтер» г. Ессентуки, Санаторий «Узбекистан».

Согласно ответу ООО «Санаторий имени академика И.П. Павлова» от 27 ноября 2023 года, санаторий указанные выше услуги не оказывает. От остальных получателей запросов ответы также не получены.

Из представленных в материалы дела лицензий указанных санаториев на осуществление медицинской деятельности и приложений за спорные периоды не следует, что они являются специализированными и осуществляют в установленном законом порядке лицензированную деятельность по лечению больных туберкулезом, больных с последствиями полиомиелита; гематологических больных; больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; больных ревматизмом; психоневрологических больных.

Суд отмечает, что наличие в лицензии в числе работ (услуг) сведений об оказании медико-санитарной помощи по травматологии и ортопедии, само по себе не свидетельствует о том, что санатории являются специализированными и осуществляют такой профиль деятельности, как лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Соответственно, работа в указанных санаториях не подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, в связи с отсутствием требуемой продолжительности медицинского стажа, Волочаева Л.В. не приобрела право на установление досрочной страховой пенсии по старости. Доводы истца об обратном, основаны на неверном толковании норм права, ввиду чего подлежат отклонению.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав действиями ответчика. Правовых оснований для возложения на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанности установить Волочаевой Л.В. досрочную страховую пенсию по старости, суд не усматривает.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Статьей 1099 ГК РФ установлено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). (пункт 12)

В рассматриваемом случае, Волочаевой Л.В. не представлено доказательств, свидетельствующих о факте нарушения ответчиком ее личных неимущественных прав либо посягательстве на принадлежащие ей нематериальные блага. Требования истца о взыскании компенсации морального вреда являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы. Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных исковых требований, понесенные Волочаевой Л.В. расходы по оплате госпошлины и услуг представителя взысканию с ответчика не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.

В рассматриваемом случае, факт нарушения требований действующего законодательства в действиях ответчика не установлен, в связи с чем, суд не усматривает правовых оснований для вынесения частного определения в отношении должностных лиц Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Волочаевой Л. В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности установить досрочную страховую пенсию по старости, компенсировать моральный вред, а также требований о взыскании судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ессентукский городской суд.

Судья:                                             В.Т. Казанчев

        Мотивированное решение изготовлено «05» декабря 2023 года.

2-2332/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Волочаева Людмила Витальевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионого и социального страховаия РФ по СК
Другие
Емельченко К.А.
Рогонов Алескй Вадимович
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Казанчев Василий Тимофеевич
Дело на странице суда
essentuksky.stv.sudrf.ru
29.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2023Передача материалов судье
04.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
30.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее