Решение по делу № 33-20678/2023 от 22.11.2023

Судья Фахрутдинова Е.В.                 16RS0046-01-2023-006296-19

                                                       дело №2-5307/2023 (1 инст.)

№ 33-20678/2023

                                             учет № 026г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2023 года                            г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Габидуллиной А.Г., Моисеевой Н.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Закировой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Габидуллина Т.Ф. на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 17 июля 2023 года, которым постановлено:

исковые требования Габидуллина Тимура Фаридовича к Министерству образования и науки Республики Татарстан о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Габидуллина Т.Ф. в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия

        УСТАНОВИЛА :

Габидуллин Т.Ф. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В обоснование требований указано, что решением № 125 от 17 марта 2023 года ответчик отказал во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Основанием для отказа послужило то, что Габидуллин Т.Ф. не относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к указанной категории, и достиг возраста 23 лет.

Истец указывает, что статус сироты подтверждается решением Московского районного суда г. Казани РТ от 17 декабря 2004 года по гражданскому делу № 2-1265/04 о лишении родительских прав матери истца Кулябиной С.В.; справкой о рождении от 21 января 2003 года №А-01709; постановлением главы администрации Московского района г. Казани от 2 июня 2005 года №5435 «О назначении опеки над несовершеннолетним Т.Ф. Габидуллиным» и паспортом истца.

Истец имеет регистрацию по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Факт регистрации подтверждается выпиской из домовой книги от 14 декабря 2022 года. В соответствии с договором найма жилого помещения коммунального жилищного фонда от 03 мая 1999 года № 846 данное жилое помещение предоставлено за плату во владение и пользование Палади Сергею Васильевичу. Факт отсутствия у истца жилого помещения на праве собственности подтверждается также уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 18 мая 2023 года № КУВИ-001/2023-114293294.

Таким образом, истец никогда не являлся и не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений.

Истец считает, что решение об отказе во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, является необоснованным и свидетельствует о нарушении ответчиком норм п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996.

Истец просил обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

    Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда полностью и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что достижение возраста 23 лет не может служить безусловным основанием для отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Отмечает, что на момент достижения возраста 18 лет истец, в соответствии с действующим на 2011 год правовым регулированием, подлежал обеспечению жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, однако, свое право не реализовал по независящим от него причинам. Ссылается на положения постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года, в соответствии с которыми предусматривается включение в Список лиц и старше 23 лет в случае, если они имели право быть поставленными на жилищный учет и быть включенными в список, но не были поставлены на соответствующий учет.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 3, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом (ч.1).

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту их жительства на территории Республики Татарстан.

Из материалов дела следует, что Габидуллин Т.Ф., <дата> года рождения, обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Московского районного суда г. Казани РТ от 17 декабря 2004 года по гражданскому делу № 2-1265/04 мать истца - Кулябина С.В. лишена родительских прав в отношении сына Габидуллина Т.Ф.

Постановлением главы администрации Московского района г. Казани от 2 июня 2005 года №5435 «О назначении опеки над несовершеннолетним Т.Ф. Габидуллиным» опекуном назначена Спирина Н.Г., за несовершеннолетним Габидуллиным Т.Ф. сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес>.

Истец имеет регистрацию по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Помимо истца, в указанном жилом помещении, общей площадью 27,5 кв.м. зарегистрированы: мать Кулябина С.В., Кулябин Е.С., <дата>, Кулябин А.В., <дата>. В соответствии с договором найма жилого помещения коммунального жилищного фонда от 03 мая 1999 года № 846 данное жилое помещение предоставлено за плату во владение и пользование Палади Сергею Васильевичу, к членам семьи которого истец не относится (как следует из пояснений истца - сожитель матери, лишенной родительских прав).

Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан от 17 марта 2023 года № 125 Габидуллину Т.Ф. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по причине достижения возраста 23 лет.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Габидуллина Т.Ф. на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Истцом не представлено доказательств, что до достижения возраста 23 лет он обращался в уполномоченный орган по вопросу обеспечения жилым помещением, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включения в список, а также доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших ему своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок; в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что Габидуллин Т.Ф. утратил право на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью таких выводов суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Поэтому лица, которые имели закрепленное жилое помещение, не обращались в уполномоченные органы для постановки их на учет, несмотря на то, что зачастую закрепленные жилые помещения были не пригодны для проживания или заняты лицами, лишенными родительских прав.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, расширены основания предоставления жилья.

Действовавшим до 1 января 2013 года законодательством возникновение права на обеспечение жильем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связывалось с отсутствием закрепленного за ними жилого помещения.

В настоящее время такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно вследствие обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, а также предусмотренных законом соответствующего субъекта РФ - в Республике Татарстан Закона от 12.01.2013 года № 8-ЗРТ. Признание невозможным проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц (пункты 1, 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

В утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013 Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, разъяснено, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище и предусматривает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления данного права (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Дети в Российской Федерации относятся к особой категории, в интересах которых жилищным законодательством предусматриваются различные механизмы защиты их жилищных прав. В особой государственной поддержке нуждаются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, к которым относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Согласно ст. 2.1 Закона РТ от 12.01.2013 № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями и членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, установленных частью 4 статьи 8 Федерального закона, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц: 1) не являющихся членами семьи этих детей-сирот, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением.

В соответствии с п.4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судебная коллегия считает заслуживающими внимание доводы истца относительно наличия уважительных причин несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения.

Судом первой инстанции не учтено, что на момент достижения совершеннолетия 17 марта 2011 года истец имел право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, тогда как действовавшим до 1 января 2013 года законодательством возникновение права на обеспечение жильем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связывалось с отсутствием закрепленного за ними жилого помещения.

Указанное обстоятельство, как следует из объяснений истца, явилось основанием к тому, что ни истец, ни его опекун не обращались в уполномоченные органы по вопросу обеспечения Габидуллина Т.Ф. жилым помещением.

После внесения изменений в порядок обеспечения жильем детей-сирот Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истцу ни опекуном, ни органами опеки и попечительства не было разъяснено его право на обращение с заявлением о включении в список до достижения 23 лет.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Для отдельных категорий граждан законами субъектов РФ могут устанавливаться иные нормы предоставления и учетные нормы площади жилого помещения.

Решением Казанской городской Думы от 01.11.2006 №10-13 установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В настоящее время Габидуллин Т.Ф. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 27,5 кв.м, на каждого проживающего приходится 6,8 кв.м. общей площади жилого помещения. В указанном жилом помещении также зарегистрирована и проживает его мать Кулябина С.В., которая лишена родительских прав, нанимателем жилого помещения является Палади С.В., к членам семьи которого истец не относится.

Указанные обстоятельства имели место и по состоянию на 2013 год, однако органами опеки и попечительства не принимались меры к признанию невозможности проживания в закрепленном жилом помещении. Возраста 23 лет истец достиг 17 марта 2016 года, однако, в силу недостаточной социальной адаптации не реализовал свое право на обращение с заявлением об обеспечении жилым помещением.

Поскольку данные фактические обстоятельства дела не были учтены судом при принятии оспариваемого решения, оно подлежит отмене.

На основании ч.2 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Так как установленные судом обстоятельства дела являются основанием для вывода о наличии оснований для обеспечения истца жилым помещением специализированного жилого фонда на территории Республики Татарстан, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и принимает новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 330, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда г.Казани от 17 июля 2023 года по данному делу отменить и принять новое решение.

Исковые требования Габидуллина Тимура Фаридовича удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан включить Габидуллина Тимура Фаридовича (....) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 декабря 2023 ода.

Председательствующий

Судьи

33-20678/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
22.11.2023Передача дела судье
18.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2024Передано в экспедицию
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее