7

Дело № 2-892/2018


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


Центральный районный суд г. Кемерово в составе

председательствующего судьи Прошина В.Б.,

при секретаре Евдокимовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

26 февраля 2018 года

гражданское дело по исковому заявлению Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области о понуждении к совершению действий,


У С Т А Н О В И Л:


Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области о понуждении к совершению действий.

Требования мотивирует тем, что Кемеровской природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2018 года проведена проверка исполнения требований водного законодательства, при осуществлении переданных департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области Российской Федерацией полномочий по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Яйского городского поселения за период 2016-2017 годов.

Для оценки исполнения требований водного законодательства по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Яйского городского поселения в Департамент природоохранной прокуратурой направлено требование о предоставлении сведений по установлению границ водоохранной зоны р. Яя на территории муниципального образования «Яйское городское поселение».

В соответствии с п. 1.1. Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.1 0.2014 № 411 Департамент является исполнительным органом государственной власти кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.

Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области обязан принять меры к установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Яя в границах муниципального образования «Яйское городское поселение» как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.

Однако в нарушение норм закона границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Яя на территории Яйского городского поселения не установлены, что подтверждается информацией департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от **.**.**** ###-вх.

Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима пользования земельных участков в таких зонах и незаконному их пользованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Кроме того, создается угроза нарушения прав граждан на безопасное хождение в прибрежной полосе, пользовании береговой полосой водного объекта общего пользования для передвижения и пребывания около него, в том еле для осуществления любительского и спортивного рыболовства.

В связи с чем, просят суд обязать департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в срок до 31.12.2021г. принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Яя, расположенной на территории Яйского городского поселения, на картографических материалах и установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Яя, расположенной на территории Яйского городского поселения, непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.


В судебном заседании помощник прокурора Мельникова А.В. на требованиях настаивала.

Представитель ответчика Мирошкин Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, по доводам изложенным в письменных возражениях.

Представители третьих лиц: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области, Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Минприроды России, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, представили письменные отзывы.

Представитель Федерального агентства водных ресурсов, в суд также не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие.


Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами. Возникший спор по характеру правоотношений не связан с экономической (предпринимательской) деятельностью сторон, касается сферы экологических отношений.

Исходя из требований ст.22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из экологических правоотношений.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.


Из материалов дела следует, что Кемеровской природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2018 года проведена проверка исполнения требований водного законодательства, при осуществлении переданных департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области Российской Федерацией полномочий по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Яйского городского поселения за период 2016-2017 годов.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Собственник водного объекта Российская Федерация обязан осуществлять меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация в соответствии со ст. 26 Водного кодекса РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Для оценки исполнения требований водного законодательства по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Яйского городского поселения в Департамент природоохранной прокуратурой направлено требование о предоставлении сведений по установлению границ водоохранной зоны р. Яя на территории муниципального образования «Яйское городское поселение».

В соответствии с п. 1.1. Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.1 0.2014 № 411 Департамент является исполнительным органом государственной власти кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.

Согласно п. 4.3.2. Положения в области использования и охраны водных обьектов судной из функций Департамента является участие в осуществлении мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды питания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 110.01.2009 № 17, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 29.09.2010г. № 425 утверждены «Методические рекомендации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации».

Пунктом 10 Методических рекомендаций определен примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей, включающий в себя: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.

При этом, как следует из п. 13 Методических рекомендаций, для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос небходимо определить положение береговой линии, от которой откладывается определяемая ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, а, гласно п. 14 - при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса к составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в соответствии с формой 2.13-гвр п. 2.4.1 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов») включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.

Аналогичные требования закреплены в п. 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

Согласно п.п. 5, 6 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении, государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 253.

Органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Таким образом, департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области обязан принять меры к установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Яя в границах муниципального образования «Яйское городское поселение» как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.

Однако в нарушение вышеуказанных норм закона границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Яя на территории Яйского городского поселения не установлены, что подтверждается информацией департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 16.01.2018 № 194-вх.

Суд полагает, что установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима пользования земельных участков в таких зонах и незаконному их пользованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания. Кроме того, создается угроза нарушения прав граждан на безопасное хождение в прибрежной полосе, пользовании береговой полосой водного объекта общего пользования для передвижения и пребывания около него, в том еле для осуществления любительского и спортивного рыболовства.

Исследовав представленные доказательства, суд считает обоснованным требование о необходимости обязать департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в срок до 31.12.2021г. принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Яя, расположенной на территории Яйского городского поселения, на картографических материалах и установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Яя, расположенной на территории Яйского городского поселения, непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд


Р Е Ш И Л:


░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2021░., ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.



░░░░░: ░.░. ░░░░░░



░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.03.2018░.



2-892/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Кемеровский межрайонный природохранный прокурор в интересах РФ
Прокурор Кемеровской межрайонной природохранной прокуратуры в интересах РФ
Ответчики
Департамент природных ресурсов и экологии КО
Другие
Министерство финансов РФ
Федеральное агентство водных ресурсов
Управление федерального казначейства по КО
Суд
Центральный районный суд г. Кемерово
Судья
Прошин В.Б.
Дело на сайте суда
centralniy.kmr.sudrf.ru
24.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2018Передача материалов судье
29.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2018Подготовка дела (собеседование)
12.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2018Судебное заседание
12.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Подготовка дела (собеседование)
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Дело оформлено
10.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее