Решение по делу № 33-3990/2023 от 25.10.2023

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

         УИД 48RS0022-01-2023-000294-67

Судья Рыжкова О.В.      Дело № 2-299/2023

Докладчик Фролова Е.М. 33-3990/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2023 года     г. Липецк

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Фроловой Е.М.,

судей Маншилиной Е.И., Панченко Т.В.,

при помощнике судьи Подлужной Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Елецкого района на решение Елецкого районного суда Липецкой области от 01 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Отказать прокурору Елецкого района в удовлетворении иска, предъявленного в интересах Ткаченко Тамары Васильевны к ООО «ТЭКО-Сервис» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 г. по 01.04.2022 г.».

Заслушав доклад судьи Фроловой Е.М., судебная коллегия

установила:

Прокурор Елецкого района в интересах Ткаченко Т.В. обратился с иском (с учетом уточнения) к ООО «Тэко-Сервис» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) в размере необоснованно начисленных за период с 01.01.2019 г. по 01.04.2022 г. 4 498, 92 руб. В обоснование иска указал, что Ткаченко Т.В. является собственником жилого дома <адрес>. С 01.09.2019 г. ООО «Тэко-Сервис» осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории зоны Елецкая Липецкой области. Сбор мусора по адресу: <адрес> фактически начал производиться с октября 2022 г. До этого на <адрес> не было контейнеров для сбора ТКО, ближайшая контейнерная площадка от дома Ткаченко Т.В. находилась на расстоянии 1 км 237 м, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21. Лицевой счет на абонента Ткаченко Т.В. открыт в декабре 2022 г. Между тем, за период с 01.01.2019 г. по 01.10.2022 г. ООО «Тэко-Сервис» начислил ей плату за услугу по вывозу ТКО. В удовлетворении представления прокурора Елецкого района в части осуществления перерасчета инвалиду <данные изъяты> группы Ткаченко Т.В. ответчик отказал.

Представитель истца помощник прокурора Елецкого района Терезанова А.С. поддержала заявленные требования, пояснила, что услуга по вывозу мусора в указанный период Ткаченко Т.В. не оказывалась, соответственно, плата за нее не должна начисляться.

Истец Ткаченко Т.В. в суд не явилась.

Представитель ответчика ООО «Тэко-Сервис» иск не признал, пояснил, что в <адрес> в соответствии со схемой размещения, определенной органом местного самоуправления, организовано достаточное количество контейнерных площадок - 39, откуда регулярно вывозился мусор. Других законных способов утилизации мусора, кроме складирования их в контейнеры, у граждан нет. Лицевой счет на имя Ткаченко Т.Н. открыт в декабре 2022 г. после объезда менеджером общества населенного пункта и получения из Управления Росреестра по Липецкой области выписки из ЕГРН о правообладателе жилого дома. Ранее собственник дома не пришел для заключения договора.

Представители третьих лиц администрации с/п Казацкий с/с и администрации Елецкого муниципального района Липецкой области в суд не явились.

Ранее в ходе рассмотрения дела глава администрации с/п Семянников Д.Ю. пояснил, что на <адрес> постоянных жителей, кроме дачников, нет. По обращению Ткаченко Т.В. на этой улице установлена контейнерная площадка.

Представитель администрации Елецкого муниципального района просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве на иск указал, что ближайшая к жилому дому по <адрес> контейнерная площадка расположена по адресу <адрес> и включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО Елецкого муниципального района постановлением администрации Елецкого муниципального района от 24.07.2023 г. №434.

Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении иска.

В апелляционном представлении прокурор Елецкого района Липецкой области просил отменить решение суда, ссылаясь на ошибочное применение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, выслушав процессуального истца – прокурора Пучкову С.Л., представителя ответчика ООО «Тэко-Сервис», обсудив доводы апелляционного представления и возражения на них, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

На основании ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В силу п. 2 ст. 2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре. Так, согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Из содержания п. 8.17 разд. I.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила), следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с подп. 8.5-8.7 Правил в указанный срок, договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор об оказании услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения № 2 к Правилам (абзац первый п. 14830), т.е. исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов, если закон субъекта Российской Федерации наделяет последних соответствующими полномочиями (абзац пятнадцатый статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»; пункт 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269).

На основании п. 4 ст. 13.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 3 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" ответственность по созданию, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, они осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Таким образом, в обязанности регионального оператора не входит обустройство контейнерных площадок и определение мест (площадок) накопления ТКО. Данная обязанность в силу ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 и 13 Закона N 89-ФЗ возложена на администрацию муниципального образования. В обязанность регионального оператора входит погрузка и вывоз ТКО с мест (площадок) накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Из материалов дела следует, что Ткаченко Т.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Ответчик ООО «Тэко-Сервис» осуществляет деятельность по обращению с ТКО сроком на 10 лет в зоне Елецкого муниципального района Липецкой области.

В декабре 2022 г. Ткаченко Т.В. получила претензию ООО «Тэко-сервис» об оплате задолженности за период с января 2019 г. по ноябрь 2022 г. и квитанцию на сумму 5 614,53 руб.

Полагая, что в отсутствие письменного договора с ответчиком у нее нет обязанности по оплате, Ткаченко Т.В. обратилась с жалобой к прокурору Елецкого района.

По результатам проверки прокурор Елецкого района внес представление об устранении нарушений законодательства в адрес директора ООО «Тэко-Сервис», в котором потребовал произвести денежный перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО в отношении абонента Ткаченко Т.В. за период с 01.01.2019 г. по 01.10.2022 г.

ООО «Тэко-Сервис» не нашел правовых оснований для перерасчета.

В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Елецкая Липецкой области от 04.05.2016 г., заключенному между правлением ЖКХ Липецкой области и ООО «Тэко-Сервис» региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО на территории зоны Елецкая Липецкой области. В случае, если региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями до даты, указанной в п.2.1 настоящего соглашения (01.01.2019 г.), коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором на основании публичного договора оферты, составленного в соответствии с условиями типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 г. №1133.

Согласно публичной оферте, опубликованной в Липецкой газете №12 от 22.02.2019 г., региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и обеспечивает их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определяемой в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора(п.1). Объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору (п.1.2).

Разрешая заявленные требования, суд верно исходил из того, что поскольку Ткаченко Т.В. в индивидуальном порядке не заключила договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ответчиком, между ними с 01.01.2019 г. возникли договорные отношения на основании публичного договора.

С момента пользования услугой оферта считается акцептованной, договор заключенным на условиях оферты.

В публичном договоре нет условия о сборе ТКО от конкретных жилых домов. При этом в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории Елецкого муниципального района, утв. постановлением администрации Елецкого муниципального района от 09.07.2019 г. №424 перечислены места накопления отходов на территории, в том числе, Казацкого с/с Елецкого муниципального района. <адрес> в этом реестре отсутствовала.

Согласно публичному договору, на основании которого коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается ООО «Тэко-сервис», потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления, определенных договором на оказание коммунальной услуги, в соответствии с территориальной схемой обращения с ТКО (п.4.4.1). Потребителю запрещается складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления (п.4.5.1).

По смыслу действующего законодательства и условий публичного договора, при отсутствии в реестре контейнерных площадок для накопления ТКО на конкретной улице, потребители вправе пользоваться любой контейнерной площадкой, находящейся в собственности муниципального образования.

27.04.2022 г. администрация с/п Казацкий с/с Елецкого муниципального района обратилась к ООО «Тэко-Сервис» с просьбой поставить на баланс учета вывоза мусора площадку ТБО (2 металлических бака по 0,75 куб.м.), расположенную по адресу: <адрес> (четная сторона улицы).

Согласно справке администрации с/п от 05.12.2022 г. в октябре 2022 г. площадка для накопления отходов ТКО оборудована на <адрес> (нечетная сторона).

Таким образом, ответчик осуществлял сбор ТКО с тех мест накопления, которые определил орган местного самоуправления.

Принимая во внимание, что с территории с/п Казацкий с/с ТКО вывозятся с января 2019 г., потребителям данной услуги, в том числе, Ткаченко Т.В. оплата начислена именно с января 2019 г. не смотря на дату открытия лицевого счета. При этом, лицевой счет - это идентификатор, присвоенный ресурсоснабжающей организацией собственнику жилого/нежилого помещения.

Тарифы на оплату утверждены Управлением энергетики и тарифов Липецкой области, нормативы образования ТКО – управлением ЖКХ Липецкой области, порядок оплаты услуги по сбору ТКО – ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.

При этом законом предусмотрено право потребителя на перерасчёт платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, но только за период подтвержденного временного отсутствия собственника жилого помещения.

В соответствии с п. 148(39) Правил № 354, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Из приведенных норм следует, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил N 354.

Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила N 354 не содержат.

Ткаченко Т.В. ежемесячная плата исчислена как произведение тарифа и норматива образования ТКО в расчете на одного потребителя, разделенное на 12 (количество месяцев в году).

С учетом представленных доказательств, платежный документ на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, выставляется ООО «Тэко-Сервис»» на собственника жилого помещения Ткаченко Т.В. с учетом действующего законодательства законно.

Вывод суда об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа в перерасчете платежей, начисленных за вывоз ТКО, является обоснованным, а утверждение истца о неоказании потребителю услуги – ошибочным.

Судом дана оценка ссылкам прокурора на то, что истец Ткаченко Т.В. возила мусор, образовавшийся в ходе ее жизнедеятельности, в контейнеры, установленные на других улицах <адрес>, сбрасывала в овраг.

Согласно п.2.2 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований СанПиН 2.1.7.3550-19 расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Однако, сам по себе факт расположения контейнеров на расстоянии более 100 м от жилого дома Ткаченко Т.В. не может служить основанием для освобождения ее как собственника индивидуального жилого дома от оплаты коммунальной услуги.

При наличии фактической возможности осуществлять складирование ТКО на любых контейнерных площадках в пределах муниципального образования расстояние до места накопления ТКО правового значения не имеет.

Определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, осуществление ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, оборудование специальных площадок для установки контейнеров в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и Правилами, утвержденными Правительством РФ являются обязанностями администрации Елецкого муниципального района Липецкой области, а не регионального оператора.

Суд верно исходил из того, что действующее законодательство, не регулирующее сферу обращения с ТКО, не обязывает регионального оператора при оказании услуги по обращению с ТКО осуществлять учет фактического пользования или объема складирования ТКО в установленные контейнеры каждым из потребителей, проживающих постоянно или временно в жилом доме, при отсутствии заключенного с конкретным потребителем договора, отличающегося по содержанию от типового договора.

В материалы дела доказательства заключения самостоятельного договора на вывоз мусора не представлены.

Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы со ссылкой на доказательства, которые были оценены судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, соответствуют правовой позиции вышестоящего суда (определение Верховного Суда РФ от 20.01.2021 г. № 309-ЭС20-21975).

Ссылки в жалобе на несоблюдение ответчиком СанПин 2.1.3.684-21 о расстояниях по расположению мест сбора ТКО от жилых зданий, являются несостоятельными к отмене обжалуемого решения, т.к. несоблюдение расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест(площадок) накопления, расположенных на большем расстоянии чем 100 м расстоянии от жилых домов.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда по делу постановлено с учетом всех обстоятельств спора, доводов сторон и представленных ими доказательств, которым дана надлежащая оценка. Доводы жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу решения суда, а выражают лишь несогласие с ним.

Руководствуясь ст. ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Елецкого районного суда Липецкой области от 01 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Елецкого района Липецкой области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.11.2023 г.

33-3990/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Елецкого района
Ткаченко Тамара Васильевна
Ответчики
Елецкий филиал ООО Теко-Сервис
Другие
администрация Елецкого муниципального района
Администрация с/п Казацкий сельсовет Елецкого муниципального района
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Фролова Е.М.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
22.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023Передано в экспедицию
22.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее