Решение по делу № 33а-7428/2021 от 04.10.2021

Дело № 33а-7428/2021

в суде первой инстанции дело № 2а-2276/2021

УИД 27RS0001-01-2020-006908-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,

судей: Чуешковой В.В., Савченко Е.А.,

при секретаре: Джиба С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 01 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах муниципального образования городского округа «Город Хабаровск», к администрации г. Хабаровска о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

по апелляционному представлению прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., пояснения помощника прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска- Кужугет А.С., представителя административного ответчика – администрации г. Хабаровска Караваевой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска обратился в суд с административным иском в интересах муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» к администрации г. Хабаровска обосновав его тем, что во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 03.03.2017г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», решения оперативного совещания при прокуроре города от 11.02.2020г. по вопросу соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном фонде, прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка о нарушении жилищных прав граждан, проживающих в доме № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске.

В ходе проверки установлено, что 24.04.2020г. заключением межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным жилой многоквартирный дом № 22, расположенный по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением мэра г. Хабаровска Кравчука С.А. от 07.05.2020г. № 1555 указанный жилой многоквартирный дом признан аварийным и фактически снесен. Вместе с тем процедура, предусмотренная ст. 32 ЖК РФ, администрацией г. Хабаровска не проводится, земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Зои Космодемьянской, дом, 22 в г. Хабаровске, для муниципальных нужд городского округа «Город Хабаровск» не изъят, как не изъяты и жилые помещения, расположенные в указанном многоквартирном доме и принадлежащие гражданам на праве собственности.

На основании изложенного и заявления об уточнении заявленных ранее административных исковых требований, административный истец просил суд: признать бездействие администрации г. Хабаровска по непринятию мер по изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске незаконным; признать бездействие администрации г. Хабаровска по непринятию мер по изъятию жилых помещений, находящихся в указанном доме, не являющихся муниципальной собственностью, незаконным; обязать администрацию г. Хабаровска в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить действия в порядке, предусмотренном частями 1,2, 5,6,7,8,9,10 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ по изъятию земельного участка, на котором расположен дом № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске, признанный аварийным в установленном порядке и подлежащим сносу, для муниципальных нужд; обязать администрацию г. Хабаровска в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить действия в порядке, предусмотренном частями 1,2,5,6,7,8,9,10 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ по изъятию жилых помещений, расположенных в доме № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске, не являющихся муниципальной собственностью для муниципальных нужд.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 мая 2021 года в удовлетворении административного иска прокурору отказано.

В апелляционном представлении прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение. Ссылаясь на ч.ч. 4,8,9,10 ст. 32 ЖК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор считает доводы суда о фактическом сносе дома и невозможности провести процедуру, предусмотренную ст. 32 ЖК, а так же о защите жилищных прав собственников многоквартирного дома иным способом, а не понуждением органа местного самоуправления изъять земельный участок для государственных и муниципальных нужд в порядке ст. 32 ЖК, необоснованными и не соответствующими фактическим обстоятельствам. По мнению прокурора, сам факт несоблюдения процедуры уведомления собственников не отменяет процедуру по изъятию земельного участка для муниципальных нужд. Прокурор так же считает, что иная трактовка требований Жилищного кодекса РФ ущемляет как права собственников жилых помещений в спорном доме, так и интересы муниципального образования - городской округ «Город Хабаровск».

Возражений на апелляционное представление не поступило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились заинтересованные лица. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

На основании изложенного и ст. ст. 150, 306-307 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска – Кужугет А.С. поддержала апелляционное представление по изложенным в нем доводам.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика – администрации г. Хабаровска Караваева И.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а представление прокурора – без удовлетворения, как основанное на неверном толковании норм действующего законодательства.

Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска, во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 03.03.2017г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», решения оперативного совещания при прокуроре города от 11.02.2020г. по вопросу соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном фонде, проведена проверка о нарушении жилищных прав граждан, проживающих в доме № 22 по ул. Зои Космодемьянской г. Хабаровска.

Указанной проверкой установлено, что заключением городской межведомственной комиссии от 24.04.2020г. № 894 дом № 22, расположенный по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске признан аварийным и подлежащим сносу.

Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10.04.2020г. № 11 «О ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера» ситуация, связанная с аварийным состоянием жилого дома № 22 по ул. Зои Космодемьянской после обрушения строительных конструкций, которая представляет угрозу жизни и здоровью населению города, классифицирована как чрезвычайная ситуация муниципального характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Постановлением администрации г. Хабаровска от 14.04.2020г. № 1306 введён режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Хабаровского городского звена территориальной подсистемы РСЧС, связанной с обрушением строительных конструкций в многоквартирном доме № 22 по ул. Зои Космодемьянской.

Во исполнение решения КЧС от 13.04.2020г. №12 «О ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера» управлением жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г. Хабаровска в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», позволяющим осуществить закупку и выполнить работы в кратчайшие сроки, 06.05.2020г. заключен муниципальный контракт на проведение неотложных восстановительных работ по приведению разрушенных конструкций, грозящих обвалом, в безопасное состояние по жилому многоквартирному дому, расположенному по адресу: ул. Зои Космодемьянской, д. 22.

25.05.2020г. между сторонами указанного муниципального контракта от 06.05.2020г. (Управлением жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г. Хабаровска и ООО «Стройград») подписан акт о приемке выполненных работ по сносу дома.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 56.3 ЗК РФ.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Согласно ч. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано: 1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); 2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора); 3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя); 4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч.1 ст.32 ЖК РФ).

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.4 ст.32 ЖК РФ).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).

Как следует из толкования ст. 32 Жилищного кодекса РФ, процедура изъятия включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

Согласно материалам дела и пояснениям сторон, дом № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске фактически снесён в мае 2020 года.

Принимая решение по существу заявленных административных исковых требований прокурора, учитывая представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, суд первой инстанции пришел выводу о том, что проведение процедур, предусматривающих направление собственникам требования о сносе или реконструкции дома в разумный срок за счёт их собственных средств, а в случае бездействия собственников - определение выкупной цены с учётом рыночной стоимости изымаемых помещений (при необходимости - по результатам экспертизы), невозможно. В связи с чем, жилищные права собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, подлежащим сносу и фактически снесённом, в случае не проведения уполномоченным органом процедуры, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ, обеспечиваются не путём понуждения такого органа к проведению процедуры изъятия, а иным способом. Нормы, на которые ссылается административный истец, не предусматривают возможности изъятия жилых помещений в многоквартирном доме и соответственно земельного участка, расположенного под данным домом, и, по своему смыслу, исключают такую возможность в том случае, если дом уже демонтирован (снесён).

В связи со сносом многоквартирного дома до соблюдения процедуры, установленной ст. 32 Жилищного кодекса РФ возможность ее соблюдения утрачена (аналогичная позиция признана Верховным судом РФ в Обзоре судебной практики № 5 (2017), утв. Президиумом Верховного суда РФ 27.12.2017г.). Жилые помещения фактически изъяты. Факт предоставления собственникам равноценного возмещения администрацией не подтвержден.

Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Как следует из толкования приведенных при рассмотрении данного дела норм действующего законодательства, Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. N 14, целью соблюдения процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений МКД, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является обеспечение прав и законных интересов собственников жилых помещений. Жилищные права собственников помещений многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу и фактически снесённом, в случае непроведения уполномоченным органом процедуры, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ, обеспечиваются не путём понуждения такого органа к проведению изъятия, а иным способом. В данном случае путем восстановления права конкретных лиц – собственников жилых помещений в МКД на равноценное возмещение на отчужденное принудительно имущество.

Кроме того, прокурор обратился в суд с иском об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в интересах муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» по исполнению государственных полномочий в сфере административных и иных публичных правоотношений, то есть правоотношений не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

При рассмотрении требований прокурора не установлено действий административного ответчика, нарушающих права материального истца - муниципального образования, связанных с реализацией административных и иных публично-властных полномочий. Все приведенные в иске доводы касаются факта нарушения имущественных прав конкретных собственников жилых помещений МКД № 22, расположенного по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске.

Согласно ч. 6 ст. 218 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения требований административного иска о признании оспариваемого бездействия незаконным, является признание его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно указанию Конституционного Суда Российской Федерации, исполнимость судебного решения является одним из принципов осуществления правосудия и гарантом эффективной судебной защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов. Следовательно, при разрешении любого спора суд, помимо других вопросов, должен разрешить и вопрос об исполнимости принимаемого по итогам его рассмотрения решении.

В рассматриваемом деле реальность исполнения заявленных требований административным истцом не доказана.

Оснований не согласиться с приведенной в обжалуемом решении позицией суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционного представления были предметом исследования суда первой инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, которая мотивирована в обжалуемом судебном акте. Само по себе несогласие административного истца с такой оценкой, основывающееся на неверном субъективном толковании норм действующего законодательства, не может повлечь отмену либо изменение правильного судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, которые являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 мая 2021 года - оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:                    

Судьи:                                                 

33а-7428/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора Краснофлотского р-на г. Хабаровска Хабаровского края
Ответчики
Администрация г. Хабаровска
Другие
Кутейко Александр Игоревич
Воробьева Вероника Алексеевна
Тычкин Сергей Вячеславович
Кутейко Николай Игоревич
Одоевская Татьяна Владимировна
Коваль Валерия Георгиевна
Ивановская Ольга Николаевна
Меля Артем Константинович
Тычкина Елена Сергеевна
Петров Игорь Олегович
Рудникова Оксана Игоревна
Воробьев Алексей Юрьевич
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Чуешкова Виктория Валерьевна
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
05.10.2021Передача дела судье
01.12.2021Судебное заседание
22.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2021Передано в экспедицию
01.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее