88-4230/2021
27MS0057-01-2020-003624-25
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2021 года город Владивосток
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Власенко И.Г. рассмотрев по правилам ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Межпоселенческий расчетно-кассовый центр за жилищно-коммунальные услуги" к Новикову Алексею Владимировичу о взыскании задолженности за коммунальные услуги
по кассационной жалобе Новикова Алексея Владимировича на решение мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Суда района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л а:
ООО «МРКЦ» обратилось в суд с иском к Новикову А.В. о взыскании задолженности по оплате услуг отопления, указав, что ответчик проживает по адресу: <адрес>. В нарушение ст.ст. 153 - 155 Жилищного кодекса РФ уклоняется от оплаты услуг отопления. Задолженность ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года составляет 23 397 руб. 79 коп. Просит взыскать задолженность по оплате за коммунальные услуги в размере 23 397 руб. 79 коп., расходы по уплате госпошлины в размере 901 руб. 93 коп.
Новиков А.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, пояснил, что в 2006 году произвел работы по демонтажу радиаторов отопления, отключился от централизованной системы отопления и перешел на электрообогреватели.
Решением мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» на судебном участке № от ДД.ММ.ГГГГ с Новикова А.А. в пользу ООО «Межпоселенческий расчетно-кассовый центр за жилищно-коммунальные услуги» взыскана задолженность по оплате за коммунальные услуги, предоставленные ООО «Сахалинская газовая энергетическая компания», по жилому помещению, находящемуся по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года включительно в размере 20 118 руб. 73 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 901 руб. 93 коп.
Апелляционным определением Суда района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Новиков А.В. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление (тепловодоснабжение).
В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 157 ЖК РФ).
Из пунктов 2, 32, 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, следует, что обязанность оплачивать коммунальные услуги возлагается на лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме и потребляющее коммунальные услуги.
В силу пунктов 1, 2 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п.п. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 отопление является услугой по подаче по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные жилые дома для оказания коммунальных услуг, регулируется нормами жилищного законодательства (и. 10 ч.1 ст.ст.4,8 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на помещение.
Из материалов дела следует, что Новиков А.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором он зарегистрирован и проживает. Данное жилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме, которое обеспечено централизованным отоплением.
ООО «Сахалинская газовая энергетическая компания» является единой ресурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию на территории <адрес>, в том числе в жилое помещение ответчика, оказывающей коммунальные услуги.
ООО «МРКЦ» на основании агентского договора осуществляет централизованный сбор платежей от населения за коммунальные услуги, предоставляемые ООО «Сахалинская газовая энергетическая компания».
Согласно расчету задолженность по оплате отопления образовалась за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год включительно и составляет 23 397 руб.79 коп.
Разрешая спор, мировой судья, руководствуясь положениями ст.ст. 30, 153, 154, 155, 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, установил, что в жилом помещении Новикова А.В. произведено не согласованное переустройство системы отопления, что не освобождает его от внесения платы за поставленный ресурс.
Обращаясь в суд с кассационной жалобой Новиков А.В. полагал указанные выводы неверными.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (ч. 1 ст. 28 ЖКРФ).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что переустройство жилого помещения произведено ответчиком без соблюдения установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент проведения такого рода работ.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
В Постановлении от 10 июля 2018 года N 30-П Конституционный Суд РФ указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем.
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.
Доводы кассационной жалобы о наличии в квартире электрического отопления основанием к освобождению от внесения платы не являются, поскольку вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.
В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом "О теплоснабжении", который в целях обеспечения надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (часть 15 статьи 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно части 2 его статьи 30, вступил в силу с 1 января 2011 года).
В отсутствие в материалах дела сведений о согласовании произведенного переустройства системы центрального отопления, соблюдении ответчиком вышеизложенных правил, суды пришли к правильному выводу о правомерности требований истца по взысканию задолженности за потребленную тепловую энергию.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, в которых заявитель не согласен с вышеприведенными выводами суда, основанием к отмене судебных постановлений не являются.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Суда района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Судья Власенко И.Г.