УИД 59RS0007-01-2020-002296-62
Дело № 2а-99/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2021 года город Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району г. Перми к Признякову Шамилю Джиганшевичу о взыскании задолженности по налогам и сборам,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району г. Перми (административный истец) обратилась в суд с иском к Признякову Шамилю Джиганшевичу (административный ответчик) о взыскании задолженности по налогам и сборам.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ Призняков Ш.Д. является плательщиком налога на доходы физических лиц. Административным ответчиком представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2014 год (представлена 20.06.2017), за 2015 год (представлена 20.06.2017), за 2016 год (представлена 20.06.2017), за 2017 год (представлена 07.07.2017), за 2018 год (представлена 14.06.2018). Согласно решениям о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.11.2017 № (штраф 500 рублей), № (штраф 500 рублей), № (штраф 500 рублей), № (штраф 500 рублей), № (штраф 1 000 рублей) Призняков Ш.Д. привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за что предусмотрена ответственность по п. 1 ст. 119 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ административный ответчик является плательщиком налога на добавленную стоимость. 16.06.2018 Призняков Ш.Д. представил единую (упрощенную) налоговую декларацию за 1 квартал 2018 года с пропуском установленного п. 2 ст. 80 НК РФ срока (срок представления 20.04.2018). Согласно решениям о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.11.2018 № Призняков Ш.Д. привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за что предусмотрена ответственность п. 1 ст. 119 НК РФ.
Также Призняков Ш.Д. является плательщиком транспортного и земельного налогов. Административному ответчику направлено налоговое уведомление № от 29.09.2016 на уплату земельного налога за 2015 год в сумме 2 004 рубля и транспортного налога за 2015 год в сумме 3 475 рублей (с указанием срока уплаты 01.12.2016); налоговое уведомление № от 09.09.2017 на уплату земельного налога за 2016 год в сумме 3 005 рублей, на уплату транспортного налога за 2016 год в сумме 3 319 рублей (с указанием срока уплаты 01.12.2017). Обязанность по уплате налогов административным ответчиком в установленные сроки самостоятельно не исполнена, в связи с чем, в соответствии с требованиями ст. 75 НК РФ, начислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в сумме 22 рубля 01 копейка, за период с 01.12.2015 по 21.11.2016 в сумме 644 рубля 40 копеек. В связи с неисполнением обязанности по уплате недоимки и штрафа, административному ответчику направлены требования №, 307 от 16.01.2019 по сроку уплаты 05.02.2019, №, 351, 352, 353 от 17.01.2018 по сроку уплаты 06.02.2018, № от 28.11.2019. Согласно данным требованиям административному ответчику предлагалось уплатить недоимку и штрафы в общей сумме 5 485 рублей 70 копеек, в том числе: 95 рублей 36 копеек – пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов; 500 рублей – штраф по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; 3 000 рублей – штраф по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ; 232 рубля 13 копеек – пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов; 1 655 рублей 21 копейка – пени по транспортному налогу с физических лиц.
Мировым судьей судебного участка №8 Свердловского судебного района г.Перми вынесен судебный приказ от 10.09.2019 № о взыскании с административного ответчика в пользу Инспекции задолженности в общей сумме 5 485 рублей 70 копеек.
Административный ответчик представил возражения относительно исполнения судебного приказа.
03.10.2019 вынесено определение об отмене судебного приказа от 10.09.2019 №.
Согласно выписке из лицевого счета пени в размере 95 рублей 36 копеек по налогу на имущество физических лиц погашены полностью и пени по транспортному налогу с физических лиц погашены частично.
Административный истец просит взыскать с Признякова Ш.Д. задолженность в общей сумме 5 238 рублей 94 копейки, в том числе: 500 рублей – штраф по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; 3 000 рублей – штраф по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ; 232 рубля 13 копеек – пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов; 1 506 рублей 81 копейка – пени по транспортному налогу с физических лиц.
В судебное заседание административный истец представителя не направил, извещен надлежащим образом, представил в материалы дела письменные пояснения, где указал, что просят восстановить срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, поскольку пропуск срока является незначительным. По мнению Инспекции, оценивая настоящее административное исковое заявление с точки зрения справедливости, административные требования подлежат удовлетворению, поскольку Призняков Ш.Д., действуя добросовестно, должен и обязан был изначально самостоятельно исполнить конституционную обязанность по уплате налога.
Административный ответчик Призняков Ш.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд заявление, где просит рассматривать дело без его участия. Ранее, участвуя в заседаниях суда, требования не признал, представил письменные возражения, в которых отметил, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд.
Заинтересованные лица – ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми и ОСП по Свердловскому району г. Перми в судебное заседание представителя не направили, извещены.
Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению дела по существу.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
На основании ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В ст. 228 НК РФ предусмотрены особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов и порядок уплаты налога.
В силу п. 4 названной нормы общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Призняковым Ш.Д. представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2014 год (представлена 20.06.2017), за 2015 год (представлена 20.06.2017), за 2016 год (представлена 20.06.2017), за 2017 год (представлена 07.07.2017), за 2018 год (представлена 14.06.2018).
Призняков Ш.Д. был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, что подтверждается решениями о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.11.2017 № (штраф 500 рублей), № (штраф 500 рублей), № (штраф 500 рублей), № (штраф 500 рублей), № (штраф 1 000 рублей).
В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В силу ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг); передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.В п. 1 ст. 174 НК РФ указано, что уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
16.06.2018 Призняков Ш.Д. представил единую (упрощенную) налоговую декларацию за 1 квартал 2018 года с пропуском установленного п. 2 ст. 80 НК РФ срока (срок представления 20.04.2018).
Согласно решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.11.2018 № Призняков Ш.Д. привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за что предусмотрена ответственность п. 1 ст. 119 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В п. 1 ст. 388 предусмотрено, что налогоплательщиками налога (признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками –физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ).
Из п.4 ст. 397 НК РФ следует, что налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Признякову Ш.Д. направлено налоговое уведомление № от 29.09.2016 на уплату земельного налога за 2015 год в сумме 2 004 рубля и транспортного налога за 2015 год в сумме 3 475 рублей, с указанием срока уплаты 01.12.2016; налоговое уведомление № от 09.09.2017 на уплату земельного налога за 2016 год в сумме 3 005 рублей, на уплату транспортного налога за 2016 год в сумме 3 319 рублей, с указанием срока уплаты 01.12.2017.
Обязанность по уплате налогов административным ответчиком в установленные сроки самостоятельно не исполнена, в связи с чем, в соответствии с требованиями ст. 75 НК РФ, начислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в сумме 22 рубля 01 копейка, за период с 01.12.2015 по 21.11.2016 в сумме 644 рубля 40 копеек.
В связи с неисполнением обязанности по уплате недоимки и штрафа, административному ответчику направлены требования № от 16.01.2019 по сроку уплаты 05.02.2019, № от 17.01.2018 по сроку уплаты 06.02.2018, № от 28.11.2019.
Согласно данным требованиям административному ответчику необходимо уплатить недоимку и штрафы в общей сумме 5 485 рублей 70 копеек, в том числе: 95 рублей 36 копеек – пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов; 500 рублей – штраф по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; 3 000 рублей – штраф по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ; 232 рубля 13 копеек – пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов; 1 655 рублей 21 копейка – пени по транспортному налогу с физических лиц.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, при взыскании суммы задолженности срок обращения в суд с заявлением о взыскании следует исчислять с даты окончания срока уплаты по требованию от 28.11.2019 №, а именно 17.01.2019, соответственно, в срок до 17.07.2019 налоговый орган должен был обратиться за выдачей судебного приказа по данному требованию.
Вместе с тем, из обстоятельств дела и материалов дела о выдаче судебного приказа № следует, что налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г. Перми с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Признякова Ш.Д. недоимки 05.09.2019, то есть с пропуском установленного законом срока.
10.09.2019 мировым судьей был выдан судебный приказ №, который на основании поступивших возражений Признякова Ш.Д. был отменен 03.10.2019.
07.04.2020 административное исковое заявление зарегистрировано в Свердловском районном суде г. Перми (по данным налогового органа иск направлен в суд 30.03.2020, получен 02.04.2020, конверт в деле отсутствует).
Вместе с тем, в любом случае факт выдачи судебного приказа мировым судьей за пределами срока, установленного законом, течение установленного законом срока не отменяет и не приостанавливает.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 №, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
На налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, поскольку Налоговый кодекс РФ не допускает возложения последствий ошибки, допущенной налоговым органом, на налогоплательщика.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 №-О-О принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может. Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Налоговым органом не указаны обстоятельства, препятствовавшие государственной структуре обратиться в суд в установленный срок за взысканием недоимок, пени, а также не приведено каких-либо уважительных причин пропуска установленного срока, и доказательств, обосновывающих невозможность более раннего проведения мониторинга полноты принятия принудительных мер по взысканию задолженности.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Оснований для восстановления срока не установлено.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 5 238 ░░░░░░ 94 ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░: 500 ░░░░░░ – ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ (░░░░░░, ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░; 3 000 ░░░░░░ – ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 227 ░░ ░░; 232 ░░░░░ 13 ░░░░░░ – ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; 1 506 ░░░░░░ 81 ░░░░░░░ – ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░: