Дело Номер
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
13 января 2020 г. г.Пенза
Ленинский районный суд г.Пензы
в составе председательствующего Турчака А.А.
при помощнике судьи Доля О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салминой Зяйтюни Равиловны к администрации г.Пензы и Социальному управлению г. Пензы о признании права на пенсию как муниципального служащего,
УСТАНОВИЛ:
Салмина З.Р. обратилась в суд с иском, указав, что 31.10.2018 г. она обратилась с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы.
Постановлением главы администрации г. Пензы от 14.12.2018г. № 2340 ей было отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие требуемой (на 2018г.-16 лет) продолжительности стажа муниципальной службы.
Продолжительность стажа определена Комиссией при администрации г. Пензы по рассмотрению вопросов назначения, исчисления и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим г. Пензы - 11 лет 8 месяцев 20 дней, что недостаточно для назначения пенсии.
С отказом в назначении пенсии за выслугу лет истец не согласна, считает, что на момент её обращения с заявлением о назначении пенсии она имела необходимый стаж муниципальной службы, т. к. в период с 03.08.1982 г. по 01.10.2001г. (18 лет 11 месяцев 21 день) замещала должности, работа в которых подлежит зачету в муниципальный стаж.
На основании изложенного просила признать за ней право на пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему и обязать ответчика назначить пенсию с 04.11.2018г.
В судебном заседании истец Салмина З.Р. исковые требования уточнила и просила признать незаконным постановление главы администрации г. Пензы от 14.12.2018 № 2340 об отказе ей в назначении пенсии за выслугу лет, признать за ней право на пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему и обязать ответчика назначить пенсию с 04.11.2018г.
Представитель Социального управления города Пензы - Василькова Н.А. в судебном заседании просила в иске отказать, т.к. истец по ее мнению не имеет достаточно выслуги как муниципальный служащий для назначения пенсии.
Представитель администрации г. Пензы - Бегутова Е.Ф. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, считала что необходимого стажа истец не имеет.
Представитель третьего лица администрации Ленинского района г.Пензы в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Федеральным Законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено право государственных служащих на пенсию по выслуге лет.
Между тем Конституционный Суд РФ в своем определении от 03 февраля 2010 года N 150-О-О прямо указал, что введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно п. 4 ст. 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст. 11. Закон Пензенской обл. от 10.10.2007 N 1390-ЗПО (ред. от 23.12.2019) "О муниципальной службе в Пензенской области" (принят ЗС Пензенской обл. 05.10.2007) в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения должностей, установленные частью 1 статьи 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются), помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 статьи 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Пензенской области и муниципальными правовыми актами (ч.3 ст. 11).
4. По решению представителя нанимателя (работодателя), принятому в порядке, предусмотренном муниципальным правовым актом, в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами Пензенской области и уставами муниципальных образований, включаются (засчитываются) периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.
Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет (ч.4 ст. 11).
Включению (зачету) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет подлежат периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов, включенные (засчитанные) муниципальному служащему в установленном частью 4 настоящей статьи порядке в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами Пензенской области и уставами муниципальных образований (ч.5 ст. 11).
При исчислении стажа муниципальной службы муниципального служащего суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды службы (работы) (ч.6 ст. 11).
При исчислении стажа муниципальной службы муниципальных служащих сохраняются периоды работы (службы), которые до вступления в силу Закона Пензенской области от 18 февраля 2016 года N 2871-ЗПО "О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области и признании утратившими силу отдельных законов (положений законов) Пензенской области" были в установленном порядке включены (засчитаны) муниципальным служащим в указанный стаж (ч.7 ст. 11).
В соответствии с ч.1 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:
1) должностей муниципальной службы;
2) муниципальных должностей;
3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;
4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
На основании п. «з» ч.2. Постановления Правительства Пензенской обл. от 19.05.2016 N 256-пП "Об утверждении Перечня иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Пензенской области помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 статьи 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 01.01.1992 до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих", перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации … в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах);
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 2 Решения Пензенской городской Думы от 17.12.2004 N 847/62 "Об утверждении положения "О размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности в городе Пензе" право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением имеют лица, замещавшие на 19 февраля 1997 года и позднее на постоянной основе муниципальные должности и должности муниципальной службы в городе Пензе.
Ч.1 ст. 4 того же решения установлено, что лицам, имеющим право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 2 настоящего Положения, указанная пенсия назначается при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году установлена Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с Законом Пензенской обл. от 08.09.2004 N 653-ЗПО (ред. от 20.12.2017) "О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области" (принят ЗС Пензенской обл. 03.09.2004) стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в 2018 году должен составлять 16 лет.
В судебном заседании установлено, что согласно записям в трудовой книжке Салмина (в девичестве Пономарева) З.Р. 03.08.1982 года была принята на должность бухгалтера – ревизора контрольно-ревизионного отдела Облсобеса откуда 29.07.1983 года переведена на должность начальника отдела в Центр по начислению пенсий и выплате пособий. 02.08.1985 года уволена по собственному желанию. 15.08.1985 года принята на должность старшего техника отдела эксплуатации ЭВМ Пензоблмашинформ. 01.10.1987 г зачислена старшим техником бюро эксплуатации ПВК Пензенского областного управления статистики, где проработала до 30.10.1992. В Управление социальной защиты принята на должность инженера 2 категории 01.11.1992 и уволена 10.11.1995 в связи с сокращением штатов. 03.01.1996 принята на должность специалиста 2 категории Администрации Ленинского района г. Пензы, уволена 01.10.2001. С 02.10.2001 по настоящее время работает в Государственном учреждении Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г.Пензы.
В соответствии с Постановлением Администрации г.Пензы №2340 от 14.12.2018 Салминой З.Р. отказано в назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в связи с отсутствием необходимого стажа муниципальной службы.
В письме от 22.02.2019 Администрация г.Пензы указывает, что общий стаж муниципальной службы составляет 11 лет 8 месяцев 20 дней, т.к. Постановлением администрации Ленинского района г.Пензы на 06 марта 1996 стаж муниципальной службы истицы составлял 9 лет 1 месяц 25 дней и дополнительно по 01.10.2001 2 года 6 месяцев 25 дней.
В ходе судебного разбирательства Социальное управление г.Пензы представило дополнительные возражения в которых фактически частично признало требования Салминой З.Р. исчислив ей стаж муниципальной службы равным 14 годам 10 месяцам 6 дням.
Фактически из приведенных возражений в стаж муниципальной службы не включена работа с 29.07.1983 по 02.08.1985 в должности начальника отдела организации труда и механизации Центра по начислению и выплате пенсий и пособий Областного отдела социального обеспечения Саратовского облисполкома и с 15.08.1985 по 03.02.1986 в должности старшего техника отдела эксплуатации ЭВМ Пензоблмашинформ.
Суд считает данные периоды подлежащими включению в стаж муниципальной службы по следующим основаниям.
Как следует из исторической справки Министерства социального развития Саратовской области № 01-03-69-37 от 05.09.2019 на основании постановления Главы администрации Саратовской области от 29.04.1992 г. № 84 отдел социального обеспечения Саратовского облисполкома преобразован в управление социальной защиты населения администрации Саратовской области.
На основании постановления Главы администрации Саратовской области от 13.08.1992 г. № 220 «О реорганизации центра по начислению и выплате пенсий и пособий при управлении социальной защиты населения» центр по начислению и выплате пенсий и пособий реорганизован путем присоединения его к управлению социальной защиты населения администрации Саратовской области. В связи с этим решение исполкома областного Совета народных депутатов от 22.11.1984 №548 «Об организации централизованной выплаты пенсий и пособий области» в части создания центра по начислению и выплате пенсий и пособий, как самостоятельного юридического лица признано утратившим силу.
На основании постановления Губернатора Саратовской области от 09.09.1996 г. № 3 «О ликвидации администрации Саратовской области» управление социальной защиты населения администрации Саратовской области ликвидировано.
Постановлением Губернатора Саратовской области от 11.09.1996 г. № 12 «О сформировании Правительства Саратовской области» создано министерство труда и социального развития Саратовской области.
На основании постановления Правительства Саратовской области от 24.08.2004 № 176-П Министерство труда и социального развития Саратовской области реорганизовано путем слияния в министерство здравоохранения и социального развития Саратовской области.
На основании постановления Губернатора Саратовской области от 05.04.2005 № 76 министерство здравоохранения и социального развития Саратовской области преобразовано в министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области.
На основании постановлений Правительства Саратовской области: от 15.10.2007 №337-П «О реорганизации министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области» и от 01.11.2007 №387-П «Вопросы министерства социального развития Саратовской области» министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области реорганизовано путем разделения его на министерство здравоохранения Саратовской области и министерство социального развития Саратовской области.
Из справки усматривается, что Центр по начислению и выплате пенсий и пособий являлся структурным подразделением Администрации Саратовской области и по этому основанию периоды работы в этой должности подлежат включению в стаж муниципальной службы с 29.07.1983 по 02.08.1985.
В пользу этого вывода говорит и тот факт, что из записей в трудовой книжке Салминой З.Р. указано, что она переведена с должности бухгалтера-ревизора контрольно-ревизионного отдела в центр по начислению и выплате пенсий и пособий при управлении социальной защиты населения администрации Саратовской области, что возможно в рамках единого структурного подразделения имеющего общую подчиненность, а в соответствии со справкой Социального управления г.Пензы время работы в должности бухгалтера-ревизора контрольно-ревизионного отдела данный период включен Салминой З.В. в стаж муниципальной службы.
По этим же основаниям по мнению суда подлежит включению в стаж муниципальной службы с 18.08.1985 по 03.02.1986 в Пензоблмашинформ, т.к. из записи в трудовой книжке следует, что Салмина З.Р. зачислена в Пензенское областное управление статистики без увольнения с прежней должности, а время работы в Пензенском областном управлении статистики по мнению Социального управления г.Пензы подлежит включению в стаж муниципальной службы и это сторонами не оспаривалось.
Кроме того судом учитывается, что в соответствии с п.п.1.1 Постановления Главы Администрации Пензенской области от 06.12.1993 №500/1 «О выплате ежемесячных надбавок к должностным окладам за выслугу лет работникам органов исполнительной власти» руководителям и специалистам при стаже работы от 1 года до 5 лет ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет составляла 10%, от 5 лет до 10 лет – 20%, от 10 лет до 15 лет – 30%, 15 лет и выше – 40%. В соответствии с выпиской из распоряжения Главы администрации Ленинского района г.Пензы от 11.01.1996 №8р Салминой З.Р. установлена надбавка 20%, распоряжением № 60р от 11.04.1996 - 30%, распоряжением 180р от 23.10.1997 – 40%, что соответствует выслуге более 15 лет.
В соответствии с ч.3 ст.2 Закон Пензенской обл. от 20.07.1998 N 90-ЗПО "О денежном содержании муниципальных служащих в Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности в Пензенской области" при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет составляла 10%, от 5 лет до 10 лет – 15%, от 10 лет до 15 лет – 20%,15 лет и выше – 30%.
Постановлением Главы Администрации Ленинского района г.Пензы от 06.01.1999г. установлены надбавки к должностным окладам муниципальным служащим аппарата администрации района, для Салминой З.Р. такая надбавка установлена равной 30% что соответствует стажу муниципальной службы равной более 15 лет, т.е. такой стаж был установлен на дату принятия указанного постановления 06.01.1999.
Ранее, в ходе судебного разбирательства представитель администрации Ленинского района г. Пензы - Родичкин П.Н. расхождения в различных копиях документов относительно процентной надбавки и стажа муниципальной службы имевшейся в администрации и переданной в архив для хранения объяснил общей неразберихой имевшей место в 90-х годах, ошибку в приказе нашли уже после сдачи экземпляра в архив, для работы и выплаты заработной платы, о чем свидетельствуют учетные карточки начисления заработной платы, использовали исправленный вариант, но по неизвестным причинам исправления не были сданы в архив. Поскольку данное обстоятельство подтверждается представителем администрации Ленинского района г.Пензы, считавшего требования Салминой З.Р. обоснованными, суд считает, что ненадлежащее исполнение должностных обязанностей работниками администрации Ленинского района г.Пензы выразившееся в ненаправлении уточненного экземпляра приказа с установлением процентной надбавки к должностным окладам и стажа муниципальной службы, не должно негативно влиять на права третьих лиц.
Таким образом, с учетом частичного признания ответчиками стажа муниципальной службы равной 14 годам 10 месяцам и 6 дням, в стаж муниципальной службы подлежит включению период работы с 29.07.1983 по 02.08.1985 в должности начальника отдела организации труда и механизации в центре по начислению и выплате пенсий 2 года 4 дня, с 15.08.1985 по 03.02.1986 в должности старшего техника отдела эксплуатации ЭВМ Пензоблмашинформ 5 месяцев 19 дней и общий стаж работы на дату обращения с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет как муниципальному служащему составит 17 лет 3 месяца 23 дня.
На основании изложенного требования Салминой З.Р. об признании незаконным постановления главы администрации г.Пензы от 14.12.2018 № 2340 об отказе в назначении пенсии и признании за ней права на пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Салминой Зяйтюни Равиловны удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы администрации г. Пензы от 14.12.2018 года № 2340 об отказе Салминой Зяйтюне Равиловне в назначении пенсии за выслугу лет.
Признать за Салминой Зяйтюней Равиловной право на назначение пенсии за выслугу лет на муниципальной службе и обязать администрацию г. Пензы назначить пенсию с 31.10.2018 года.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение одного месяца после изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 17 января 2020 года.
Судья А.А. Турчак