Дело № 2а-2319/2021
22RS0068-01-2020-005904-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 апреля 2021 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего судьи Церковной Н.В.,
при секретаре Бейч Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусейнова Эльдара Афраиловича к и.о. прокурора Центрального района г.Барнаула ФИО2, прокуратуре Алтайского края, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокурору Центрального района г.Барнаула ФИО3 о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Гусейнов Э.А. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, просит признать незаконными действия и.о. прокурора Центрального района г.Барнаула ФИО2, по рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации осуществить контроль за исполнением Приказа Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в прокуратуру Центрального района г.Барнаула. ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Центрального района г.Барнаула ФИО2 направил его заявление на исполнение в прокуратуру Алтайского края, чем нарушил права гарантированные статьями 2, 33, 41, 42, 129 Конституции Российской Федерации.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Алтайского края, старший помощник прокурора прокуратуры Центрального района г.Барнаула ФИО6 против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала доводы письменных возражений. Пояснила, что обращение Гусейнова Э.А. рассмотрено в установленном законом порядке, по результатам рассмотрения обращения дан ответ о его перенаправлении в прокуратуру Алтайского края с одновременным уведомлением об этом заявителя; административный ответчик действовал в пределах своих полномочий, предоставленных законом, доводы, изложенные в заявлении проверены, нарушений действующего законодательства допущено не было.
Административный истец Гусейнов Э.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об участии в судебном заседании, в том числе посредством видеоконференц-связи, не заявлял.
Административный ответчик и.о. прокурора Центрального района ФИО2, заинтересованное лицо начальник отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний ФИО7 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Алтайского края ФИО6, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По правилу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые действия по рассмотрению обращения Гусейнова Э.А. имели место ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском Гусейнов Э.А. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, урегулированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу положений статьи 9 и части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 данного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3).
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Инструкция).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Центрального района г.Барнаула из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю поступило обращение Гусейнова Э.А. о привлечении сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением санитарно-эпидемиологической обстановки в камере №.
Указанное обращение оспариваемым ответом от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью и.о. прокурора Алтайского края ФИО2, в соответствии пунктом 3.4 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, направлено на рассмотрение в прокуратуру Алтайского края, о чем Гусейнову Э.А. сообщено для сведения.
Оснований не согласиться с данным ответом не имеется в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции по результатам предварительного рассмотрения должно быть приятно одно из следующих решений: о принятии к разрешению, об оставлении без разрешения, о передаче на разрешение в другой орган прокуратуры, о направлении в другие органы, о прекращении рассмотрения обращения, о приобщении к ранее поступившему обращению, о возврате заявителю.
Обращение, разрешение которого не входит (входит частично) в компетенцию данной прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями в семидневный срок с момента регистрации, направляется по принадлежности одновременно с уведомлением об этом заявителя (пункты 3.3., 3.4, 3.5 Инструкции).
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Как было указано выше, обращение Гусейнова Э.А. поступило в прокуратуру Центрального района г.Барнаула ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ и.о.прокурора Центрального района г.Барнаула ФИО2 обращение административного истца направлено в прокуратуру Алтайского края для рассмотрения, то есть в установленный законом срок.
Как разъяснено в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такая совокупность условий для признания оспариваемого ответа незаконным, равно как и факты нарушения данным ответом прав и законных интересов административного истца по делу не установлены.
Оспариваемый ответ, дан должностным лицом в установленные законом сроки, в пределах предоставленных полномочий.
Поскольку ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации, то есть в данном случае на прокурора Алтайского края, с учетом отсутствия факта нарушений прав административного истца при принятии должностным лицом прокуратуры Алтайского края решения по его обращению, не имеется оснований для возложения обязанности на Генеральную прокуратуру осуществлять контроль по соблюдению требований Приказа от ДД.ММ.ГГГГ №.
При указанных обстоятельствах суд оставляет административные исковые требования Гусейнова Э.А. без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования Гусейнова Эльдара Афраиловича оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Церковная
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2021 года.
Судья Н.В. Церковная
Копия верна:
Судья Н.В. Церковная
Секретарь Е.И. Бейч
Решение не вступило в законную силу на 15.04.2021 года.
Подлинник документа находится в Центральном районном суде г. Барнаула в деле №2а-2319/2021