Решение по делу № 33-1475/2024 от 03.09.2024

Дело                                                                                                       Председательствующий – ФИО6

Апелляционное определение

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                         <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего ФИО5,

судей ФИО7 и ФИО11,

при секретаре судебного заседания ФИО8,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению ФИО3 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Волгоградской <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии

по апелляционной жалобе представителя ОСФР по <адрес> на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО3 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит признать действия ОСФР по <адрес> и ОСФР по <адрес>, выразившиеся в отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, незаконными; признать решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, незаконным; обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, пенсию по случаю потери кормильца, начиная с даты смерти отца ФИО2ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование исковых требований ФИО3 указывает, что является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Отец ФИО1 - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ею, как законным представителем ФИО1, в ГУ-ОПФР по <адрес> было подано заявление о назначении ей страховой пенсии по случаю потери кормильца с приложением полного пакета документов, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца. ДД.ММ.ГГГГ в ОСФР по <адрес> ею получено решение ОСФР по <адрес> об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ . Основанием принятия вышеуказанного решения явилось то, что документ о рождении ФИО1, выданный в Польше, переведён ненадлежащим образом, а также, что у ФИО1 отсутствует гражданство Российской Федерации. Указывая, что действиями ответчика нарушены их пенсионные права, поскольку у пенсионного органа отсутствовали основания для отказа в назначении пенсии, истец просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ОСФР по <адрес> ФИО9 ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с его незаконностью и необоснованностью.

Представитель ОСФР по <адрес>, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОСФР по <адрес> ФИО10, поддержавшую доводы жалобы, истца ФИО3 и ее представителя ФИО4, просивших решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в досудебном порядке).

В ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (п. 3 ч. 2 ст. 10 этого Федерального закона).

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Таким образом, законодателем установлен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию в связи с потерей кормильца, перечень которых является исчерпывающим, не подлежащим расширенному толкованию.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ФИО3 является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии III-ОЖ от ДД.ММ.ГГГГ

Из свидетельства о регистрации по месту жительства следует, что ФИО1 зарегистрирована по месту жительства матери по адресу: <адрес> А.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ-ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца на ее несовершеннолетнюю дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, приложив все необходимые документы, в том числе свидетельство о заключении брака, свидетельства о регистрации по месту пребывания, свидетельства о рождении ребенка и свидетельство о смерти супруга.

Между тем, при проверке представленных ею документов пенсионным органом вынесено решение об отказе в установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца, ссылаясь на то, что документ о рождении ФИО1, выданный в Польше, переведен ненадлежащим образом, а также у ФИО1 отсутствует гражданство в Российской Федерации.

Разрешая спор, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО3 имеет право на назначение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на ФИО1, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данным выводом суда в связи со следующим.

Отказывая в установлении пенсии по случаю потери кормильца, ответчик сослался на пункт 56 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н, согласно которому документы иностранных государств должны быть легализованы в порядке, установленном статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Консульский устав Российской Федерации», если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации. Также указано, что у заявителей отсутствует гражданство Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 408 ГПК РФ документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в Российской Федерации при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Документы, составленные на иностранном языке, должны представляться в суды в Российской Федерации надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык.

Легализация документов не требуется в отношениях между странами - участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, далее также - Конвенция). Российская Федерация и Франция являются участниками данной конвенции, соответственно с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно абзацу первому статьи 3 названной конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного ст. 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Предусмотренный в абз. 1 ст. 3 апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции (абз. 1 ст. 4 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов).

Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения (ст. 5 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов).

Между Польшей и Россией заключено отдельное соглашение о взаимном признании официальных документов.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам.

В силу статьи 15 указанного Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам документы, которые составил или удостоверил компетентный орган одной из Договаривающихся Сторон, скрепленные официальной печатью и подписью уполномоченного лица, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без легализации. Данное положение касается также переводов и выписок из документов, удостоверенных соответствующим органом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца на ФИО1 истцом в числе прочих документов было представлено свидетельство о ее рождении, переведенное уполномоченным органом Польши. Указанный документ, выданный иностранным государством, был надлежащим образом легализован и переведен с польского на русский язык.

При этом, учитывая положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам выписка свидетельства о рождении, выданная Польским Отделом ЗАГС <адрес>, а также её присяжные переводы, скрепленные официальными печатями и подписанные лицами, действующими в официальном качестве, не требуют легализации или апостиля и считаются официальными.

Вопреки доводам ответчика верность перевода указанного документа была удостоверена начальником ЗАГС <адрес>.

Согласно подп. «а» п. 1 ст. 12 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка - оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка).

На основании п. 45.3 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ свидетельством о рождении может удостоверяться наличие у ребенка в возрасте до 14 лет гражданства Российской Федерации по рождению, если в свидетельство о рождении внесены сведения о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя ребенка.

Согласно пункту II перевода Полной выписки свидетельства о рождении серии AD от ДД.ММ.ГГГГ матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> РФ, является ФИО3.

Из пункта VII указанной выписки видно, что местом рождения отца ФИО1 - ФИО2 является <адрес>, а местом рождения матери ФИО3 - <адрес>.

Согласно пункту VIII выписки основанием для внесения данных в запись является русская копия свидетельства о рождении с присяжным переводом на польский язык.

Как усматривается из свидетельства о рождении ФИО12 A.A. серии II -ОЖ , выданного <адрес> отделом Чеченской Республики, в графе «Мать» указана ФИО3, гражданка России, при этом указанное свидетельство о рождении также было подано при подаче заявления о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, а также ФИО3, действующей в интересах ФИО1, как законным представителем был представлен паспорт гражданина РФ серии 9617 , выданный МВД по Чеченской Республике ДД.ММ.ГГГГ

Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» граждане могут обращаться с заявлениями об установлении (в том числе с указанием сведений о способе доставки страховой пенсии), о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно пункту 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н, в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, (далее - Правила) граждане обращаются за назначением пенсии, единовременной выплатой, перерасчетом размера пенсии, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

Граждане могут обращаться за установлением пенсии в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком (пункт 12 Правил).

В соответствии с пунктом 18 Правил при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: а) дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета; б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; в) оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств; г) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; д) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; е) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; ж) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; з) возвращает заявителю подлинники представленных им документов.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (п. 19 Правил от ДД.ММ.ГГГГ н).

Из названных нормативных правовых актов следует, что гражданин вправе обращаться с заявлением о назначении пенсии, по результатам рассмотрения каждого заявления пенсионный орган проверяет представленные документы, самостоятельно запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций о государственных организациях, после чего на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении, принимает решение об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении, которые могут быть обжалованы в суд.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 22 Ф3 «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи: страховая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Поскольку все условия, необходимые для назначения пенсии по случаю потери кормильца ФИО1, на момент обращения ФИО3 в орган пенсионного обеспечения с заявлением были соблюдены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии права истца на назначение пенсии.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение с учетом всех установленных обстоятельств по данному делу, в связи с чем не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено исковое заявление ФИО3 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Волгоградской <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОСФР по <адрес> ФИО9 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Подлинное за надлежащей подписью

Верно:

Судья Верховного Суда

Республики Ингушетия                                                                                                             ФИО11

33-1475/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Хумаидова Раиса Хароновна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РИ
Другие
Дахкильгова Дошу Хамбертовна (представитель истца)
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Цуров Хамзат Мавлиевич
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
04.09.2024Передача дела судье
12.09.2024Судебное заседание
19.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2024Передано в экспедицию
19.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее