Решение по делу № 2-1846/2022 от 04.07.2022

№ 03RS0014-01-2022-002645-76 (2-1846/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Октябрьский, РБ                 04 августа 2022 г.

Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Большаковой К.Ф.,

при секретаре Александровой К.Ф.,

с участием помощника прокурора г. Октябрьский РБ Хафизовой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан, действующего в интересах Бабынцев Р С к администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор города Октябрьский Республики Башкортостан (далее по тексту прокурор г. Октябрьский РБ), действуя в интересах Бабынцева Р.С. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан (далее по тексту администрация ГО г. Октябрьский РБ) об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения, в обоснование указав, что прокуратурой г. Октябрьский РБ, в связи с поступившим обращением Бабынцева Р.С. проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которой выявлено нарушение ответчиком установленных норм федерального и республиканского законодательства. Так, Бабынцев Р.С., относящийся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствие с законом жилым помещением, включённых в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в администрации ГО г. Октябрьский РБ, до настоящего времени, жилым помещением по договору специализированного найма в соответствие с нормами Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ), Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не обеспечена. Исходя из вышеизложенного, просит суд обязать администрацию ГО г.Октябрьский РБ предоставить Бабынцеву Р.С. жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет на территории города Октябрьский РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.

Старший помощник прокурора г.Октябрьский Хафизова А.К. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Соистец Бабынцев Р.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица ГАУ СОН Октябрьский дом-интернат по доверенности Ежова Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители администрации ГО г.Октябрьский РБ Романова Т.В., Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации ГО г. Октябрьский РБ Соколова Е.А., в судебном заседании с требованиями истца не согласились, просили в иске отказать, ссылаясь на отсутствие соответствующих поступлений в необходимом размере в бюджет, что лишает их возможности обеспечить жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Представитель отдела опеки и попечительства администрации ГО г. Октябрьский РБ Фискалова Л.В. считала иск подлежащим удовлетворению.

    Представители третьих лиц Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан извещались о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей не обеспечили, правом на участие не воспользовались.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

В силу ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ), не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Добросовестное пользование процессуальными правами отнесено к условиям реализации одного из основных принципов гражданского процесса - принципа состязательности и равноправия сторон.

Из материалов гражданского дела следует, что предприняты все необходимые меры для своевременного извещения не явившихся участников процесса, указанное свидетельствует о реализации ими своих прав в гражданском процессе в объеме самостоятельно определенном для себя, в этой связи суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствие со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

В соответствие со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище, которое относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

При этом по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Исходя из требований ст. 26.1 названного Закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп.24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Статьей 2 названного Закона Республики установлено, что государственными полномочиями, предусмотренными ст. 1 Закона Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 № 1320-О, федеральный законодатель в Федеральном законе от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одновременно с упразднением с 01.01.2013 права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из материалов дела следует, что Бабынцев Р С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях на основании Постановления администрации городского округа г. Октябрьский РБ от 25 июня 2021 г. .

Орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере социальной защиты населения в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются таким лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

В соответствии с п. 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 названной статьи, составляет пять лет и такой договор может быть один раз заключен на новый пятилетний срок; по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять в отношении данного жилого помещения решение об исключении его из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в п. 1 статьи, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом ни названная статья Закона, ни иные его нормы не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта РФ порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 4 ст. 49 ЖК РФ следует, что определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В соответствие с п. 3 и п. 5 ст. 19 Федеральном законом 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления, муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом и законом субъекта РФ. Финансовое обеспечение отделенных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральном законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что оспариваемый абзац Закона в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Таким образом, суд отмечает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и может быть возложена ими на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что Бабынцев Р С относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору специализированного найма, очередность установлена в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Бабынцев Р С по настоящее время жилое помещение не предоставлено.

В материалы дела представлены доказательства, подтверждающие доводы истца о необходимости предоставления Бабынцев Р С жилого помещения, подтверждающие его статус, отсутствие недвижимого имущества, в том числе на территории ГО г. Октябрьский, постановку её на специальный учет.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, республиканским органом исполнительной власти в сфере социальной защиты населения в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствие с п. 7 ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в вышеназванном пункте названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Социальная норма предоставления жилья, предусмотренная Решением Октябрьского городского Совета от 10.12.2015 № 473 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, учетной нормы дополнительной площади, нормы предоставления площади в городском округе город Октябрьский Республики Башкортостан», составляет не менее 12 квадратных метров общей площади (девять квадратных метров жилой площади для коммунальных квартир) жилого помещения.

Таким образом, суд считает, что администрация ГО г.Октябрьский РБ обязана предоставить Бабынцеву Р.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди на территории г. Октябрьского Республики Башкортостан, которое должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.

Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан, действующего в интересах Бабынцев Р С к администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения, удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан предоставить Бабынцев Р С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет на территории города Октябрьский Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в переделах социальной нормы предоставления жилья.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан.

Судья                                                         Большакова С.Ю.

2-1846/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Большакова С.Ю.
Дело на странице суда
oktabrsky.bkr.sudrf.ru
04.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2022Подготовка дела (собеседование)
21.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2022Судебное заседание
08.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее