УИД 16RS0039-01-2023-000341-19
Дело № 2-460/2023 ~ М-288/2023
Судья Исаичева В.П. 33-13184/2023
Учет № 073г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нигматзяновой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Мухаметовой Г.Ф. на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 16 мая 2023 года, которым постановлено: исковые требования Гладкова С.А. удовлетворить.
Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан от <дата> об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным.
Включить в страховой стаж Гладкову С.А. период службы в органах Министерства внутренних дел с 1 июня 1985 года по 1 июня 1988 года (3 года 1 день) в длительный страховой стаж.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность назначить Гладкову С.А. страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 16 февраля 2023 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Гладкова С.А. – Миннутдинова Р.Х., возражавшего доводам жалобы, представителя Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Мухаметовой Г.Ф., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гладков С.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – ОСФР по Республике Татарстан) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить в длительный страховой стаж период службы в органах Министерства внутренних дел с 1 июня 1985 года по 1 июня 1988 года, назначить страховую пенсию по старости с 16 февраля 2023 года. В обоснование иска Гладков С.А. указал, что 16 февраля 2023 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от <дата> истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого страхового стажа 42 года. Период службы в органах Министерства внутренних дел с 1 июня 1985 года по 1 июня 1988 года ответчик не включил в длительный страховой стаж. С данным отказом истец не согласен. Согласно записям в трудовой книжке истец служил в органах Министерства внутренних дел непрерывно 3 года, в связи с чем при включении данного стажа в длительный страховой стаж, на дату обращения за пенсией страховой стаж составит более 42 лет, что дает право выхода на пенсию досрочно, так как он достиг возраста 60 лет. Просит признать решение об отказе в назначении пенсии незаконным и обязать ОСФР по Республике Татарстан произвести назначение и выплату пенсии с даты обращения.
Гладков С.А., его представитель Миннутдинов Р.Х. в суде первой инстанции исковые требования поддержали. В дополнение представитель истца пояснил что, ответчиком не оспариваются периоды службы истца в Министерстве внутренних дел. Сотрудники ответчика сами пригласили истца и выдали справку о том, что стаж его работы составляет 41 год. Впоследствии сами же указали, что стаж 39 лет и предложили обратиться за назначением пенсии через 1 год.
Представитель ОСФР по Республике Татарстан – Мухаметова Г.Ф. иск не признала.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Республике Татарстан – Мухаметова Г.Ф. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указала, что в страховой стаж истца не включен спорный период службы в органах Министерства внутренних дел с 1 июня 1985 года по 1 июня 1988 года (3 года 1 день), так как в соответствии с частью 9 статьи 123 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции от 3 октября 2018 года №350-ФЗ) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 в целях определения права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11, пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, военной операции в период прохождения военной службы, пунктами 2 и 12 части 1 статьи 12 (периода участия в специальной военной операции), включение периодов военной службы (не по призыву) не предусмотрено.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Гладков С.А., <дата> года рождения, 16 февраля 2023 года обратился в ОПФР по Республике Татарстан с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года « 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, имеющему страховой стаж не менее 42 лет.
Решением ответчика от <дата> Гладкову С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого страхового стажа 42 года. По представленным документам продолжительность страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составила 39 лет 2 месяца 8 дней. При этом в страховой стаж не был включен период службы в органах Министерства внутренних дел с 1 июня 1985 года по 1 июня 1988 года.
Разрешая исковые требования Гладкова С.А. в части возложения на ОПФР по Республике Татарстан обязанности включить в страховой стаж истца для назначения ему страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период службы в органах Министерства внутренних дел с 1 июня 1985 года по 1 июня 1988 года, суд первой инстанции руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходил из того, что спорный период службы имел место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он сделан при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, то есть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона, то есть периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не входят. Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрена.
Таким образом, исходя из положений пункта 9 статьи 13 Федерального закона Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период службы в органах Министерства внутренних дел не подлежит включению в специальный страховой стаж - 42 года для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку не поименован в части 1 статьи 11 и пункта 2 части 1 статьи 12 данного Закона.
С учетом изложенного, поскольку период службы в органах Министерства внутренних дел не относится к периодам, предусмотренным частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правовых оснований для возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж период службы в органах Министерства внутренних дел с 1 июня 1985 года по 1 июня 1988 года у суда первой инстанции не имелось.
При таких данных, отказ пенсионного органа во включении в подсчет страхового стажа истца при определении его права на досрочную страховую пенсию по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ период службы в органах Министерства внутренних дел, основан на положениях нового пенсионного законодательства, также правомерным является отказ в назначении такой досрочной пенсии ввиду отсутствия необходимого страхового стажа - 42 года, который у истца без учета спорного периода не образуется.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 16 мая 2023 года по данному делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Гладкова С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж период службы в органах Министерства внутренних дел с 1 июня 1985 года по 1 июня 1988 года в длительный страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости с 16 февраля 2023 года отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи