№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2024 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Власовой Ю.В.,
при секретаре Беликовой С.В.,
с участием истца Пака А.В., представителя истца Пака А.В. в порядке ч. 6 ст.53 ГПК РФ Мальцева Н.П., представителя ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Тульской области», Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Петренко П.Г., представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Бородиной М.С., прокурора – помощника прокурора Центрального района г. Тулы Ашихминой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Пака Александра Викторовича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тульской области», Министерству обороны Российской Федерации, Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям о восстановлении на работе, отмене приказов о применении дисциплинарного взыскания и протокола комиссии по соблюдению требований к служебного поведению работников военного комиссариата Тульской области и урегулированию конфликта интересов, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,
установил:
Пак А.В. обратился в суд с иском, в последствии уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тульской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Тульской области»), Министерству обороны Российской Федерации, Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям и просил восстановить его на работе в должности военного комиссара военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) с ДД.ММ.ГГГГ; отменить приказ военного комиссара Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении меры дисциплинарного взыскания в виде увольнения к военному комиссару военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) Паку Александру Викторовичу»; отменить приказ военного комиссара Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Пака А.В.; признать недействительной запись в трудовой книжке № от 5 сентября 203 года об увольнении; признать незаконным протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников военного комиссариата Тульской области и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ №; взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе.
В обоснование исковых требований указано, что Пак А.В. в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ работал в военном комиссариате города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области. Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору переведен на должность военного комиссара города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области.
ДД.ММ.ГГГГ он был избран на должность заместителя председателя (на общественных началах) местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Ефремов Тульской области. Вступил в члены местного отделения ДОСААФ самостоятельно, так как хорошо знаком с ролью в военно-патриотическом воспитании молодежи. Данные действия, по мнению истца, не противоречат положениям п. 9.11 Устава ДОСААФ России, поскольку в состав Совета местного отделения ДОСААФ России могут входить представители военного комиссариата.
Решением Ефремовского межрайонного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействию армии, авиации и флоту России» Ефремовского района Тульской области признано прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключено из ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, как указывает истец, членство в местном отделении ДОСААФ не мешало ему качественно исполнять должностные обязанности военного комиссара. Мероприятия, которые проводились местным отделением ДОСААФ России, проходили в нерабочее для него время.
О том, что обязан был уведомлять военного комиссара Тульской области об избрании на должность заместителя председателя (на общественных началах) местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Ефремовского района Тульской области не знал, поскольку в трудовом договоре, дополнительных соглашениях к нему, должностной инструкции военного комиссара об этом не указано, а напротив, предусмотрено право на объединение в общественную организацию, о чем также имеется прямое указание в Уставе ДОСААФ в п. 9.1 раздела IX.
В рамках осуществления своих полномочий в должности заместителя председателя местного отделения ДОСААФ, действуя в соответствии с Уставом ДОСААФ России, он (Пак А.В.) обратился к председателю Регионального отделения ДОСААФ России Тульской области Серегиной Н.В. по вопросу организации в г. Ефремове испытаний среди призывной молодежи на обладание знаком «Юный Ворошиловский стрелок», проведение которых инициировано Центральным Советом ДОСААФ России.
Вместо помощи, руководство Регионального отделения ДОСААФ Тульской области стало препятствовать его деятельности в местном отделении Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Ефремовского района Тульской области, через военного комиссара Тульской области, который не разобравшись, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № применил в отношение него (Пака А.В.) меры дисциплинарного взыскания в виде увольнения по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по мотиву того, что в связи с возложением на военного комиссара военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) Пака А.В. контрольной функции за подготовку специалистов, осуществляемую ДОСААФ, 16 марта 2023 года допустил в связи с избранием на должность заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области возникновение конфликта интересов и не предпринял меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов.
Вопрос соблюдения требований к служебному поведению, не уведомления работодателя об избрании военного комиссара военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов) Пака А.В. на должность заместителя председателя местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Ефремовского района Тульской области и не принятии мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников военного комиссариата Тульской области по урегулированию конфликта интересов. Решением комиссии по итогам проведенного голосования предложено военному комиссару Тульской области применить к истцу дисциплинарное взыскание за неисполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей увольнение за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он являлся, дающее основание для утраты доверия со стороны работодателя.
С такими решениями истец не согласен, поскольку не допускал нарушений требований ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ. При исполнении обязанностей заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района (без образования юридического лица) на общественных началах, он (Пак А.В.) не имел организационно-распорядительных, финансово-хозяйственных, контрольных и иных полномочий, что, в свою очередь, не могло порождать каких-либо прав и обязанностей при взаимодействии местного отделения с Региональным отделением ДОСААФ России Тульской области, в силу чего отсутствовала коррупционная составляющая. После избрания на должность заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района, доходы в виде денег не получал, иного имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера, каких-либо выгод не имел, о чем указано в ответе Регионального отделения ДОСААФ России Тульской области на запрос военного комиссара Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Не имел личной заинтересованности в получении доходов в денежной форме на должности заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района, материальной выгоды, а также полномочий для реализации личной заинтересованности, и наличию связи между получением доходов и выгод им и лицами, с которыми могла бы быть личная заинтересованность. Личная заинтересованность была только в подготовке молодежи к военной службе и военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения без извлечения какой-либо материальной выгоды. Комиссия заняла ошибочную правовую позицию при принятии в отношение него решения, в силу чего считает вывод комиссии абстрактным, противоречащим письму Регионального отделения ДОСААФ.
Считает, что у него (Пака А.В.) не возникал конфликт интересов и направление уведомления военному комиссару Тульской области о возможности его возникновения не требовалось. Местное отделение ДОССАФ России Ефремовского района (на общественных началах) не состоит в каких-либо правоотношениях с Региональным отделением ДОСААФ и не имеет контролирующих функций за деятельностью удаленного класса в г. Ефремов Тульской области автошколы ДОСААФ. Указывает, что изначально был введен руководителем несуществующего местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района в состояние добросовестного заблуждения при приеме в члены общественной организации, правовой статус которой отсутствовал в полном объеме (была нелегитимна), что также исключает конфликт интересов. Использование адреса военного комиссариата г. Ефремов, Ефремовского и Каменского районов в письмах, направленных в Региональное отделение ДОСААФ и ДОСААФ России для организации содействия в проведении конкурса «Юный Ворошиловский стрелок» был указан для удобства получения ответной информации по месту его (Пака А.В.) работы без какой-либо корыстной или иной цели, и не свидетельствует об использовании имущества военного комиссариата для общественной деятельности ДОСААФ.
Также, полагает, что при принятии решения о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, комиссия и военный комиссар не учли его послужной список и безупречную службу на протяжении более 35 лет.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям; в порядке ст.43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Ефремовского района Тульской области (далее – местное отделение «ДОСААФ России» Ефремовского района Тульской области), Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Тульской области (далее – Региональное отделение «ДОСААФ России» Тульской области), Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее – ДОСААФ России).
В судебном заседании истец Пак А.В., его представитель в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Мальцев Н.П. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, и последующих дополнениях и уточнениях к нему. Настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Тульской области», Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Петренко П.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями Пака А.В. не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. В удовлетворении иска просил отказать, полагая его незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Бородина М.С. возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам письменных возражений.
Ответчик Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям не явился в судебное заседание, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, явку представителя не обеспечили, в представленном суду письменном возражении на иск заявленные требования полагают незаконными и не подлежащими удовлетворению, а также ходатайствовали об исключении Управления из числа ответчиков по делу (т. 3 л.д. 74-76, 103-105).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требования относительно предмета спора, местное отделение «ДОСААФ России» Ефремовского района Тульской области не явился в судебное заседание, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, явку представителя не обеспечили, о причинах неявки не уведомили, возражений не представили. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требования относительно предмета спора, Региональное отделение «ДОСААФ России» Тульской области не явился в судебное заседание, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Регионального отделения ДОСААФ. Ранее представитель Регионального отделения «ДОСААФ России» Тульской области по доверенности Сумина В.В. в судебном заседании разрешение спора оставила на усмотрение суда, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Совета Регионального отделения ДОСААФ России Тульской области принято решение о ликвидации 31 отделения низшего звена, в том числе в г. Ефремов ввиду отсутствия необходимости в местном отделении ДОСААФ. Заявление о признании недействующим местного отделения ДОСААФ в Ефремовском районе было подано Региональным отделением в Управление Министерства юстиции по Тульской области. Последним его руководителем являлся Ядыкин. Организация была исключена их ЕГРЮЛ. В настоящее время в городе Ефремове по улице Комсомольская, д. 29, осуществляет удаленную деятельность профессиональный образовательный класс ПОУ Автошкола Тульская ОТШ «Ефремовская автомобильная школа им. Тихмянова». Указала, что местное отделение ДОСААФ никогда не имело отношения к образовательной деятельности по обучению водителей. В соответствии с соглашением, заключенным между ДОСААФ России и Министерством обороны РФ, Министерство обороны РФ возмещает затраты ДОСААФ на подготовку курсантов. Военные комиссары контролируют ход обучения в автошколах. Пак А.В. не являлся членом местного отделения ДОСААФ, не являлся заместителем председателя данного объединения, членские взносы от него не поступали. Право использовать эмблему ДОСААФ имеет только ДОСААФ России и его региональные отделения. Также пояснила, что порядок проведения мероприятия «Ворошиловский стрелок» утвержден ДОСААФ России. Тульская область не вошла в число регионов для проведения данного мероприятия. Полученное от Пака А.В. обращение по вопросу проведения мероприятия «Ворошиловский стрелок» было оставлено Региональным отделением «ДОСААФ России» Тульской области без ответа, поскольку изначально было понятно, что данное обращение инициировано Мотлохом, с которым у Регионального отделения давний конфликт, так как указанное лицо никогда не являлось членом ДОСААФ, и своими действиями вводит окружающих в заблуждение, ссылаясь на членство в организации.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ДОСААФ России не явился в судебное заседание, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, явку представителя не обеспечили, о причинах неявки не уведомили, в представленной суду письменной позиции на иск полагали исковые требования подлежащими удовлетворению, по тем основаниям, что избрание Пака А.В. на должность заместителя председателя местного отделения «ДОСААФ России» Ефремовского района Тульской области ДД.ММ.ГГГГ является неправомерным и незаконным действием, вследствие чего истец не мог легитимно занимать указанную должность, и, соответственно, пользоваться гражданскими правами, в том числе принятие и трудоустройство в штат.
В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения истца Пака А.В., его представителя в порядке ч. 6 ст.53 ГПК РФ Мальцева Н.П., представителя ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Тульской области», Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Петренко П.Г., представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Бородиной М.С., показания свидетеля ФИО11, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Ашихминой В.В., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В соответствии со ст. 349.1 ТК РФ, под конфликтом интересов в настоящей статье понимается ситуация, при которой личная заинтересованность работника государственной корпорации или государственной компании влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника государственной корпорации или государственной компании и правами и законными интересами государственной корпорации или государственной компании, работником которой он является, способное привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации этой организации.
В ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» содержатся требования к служебному поведению гражданского служащего и его обязанности.
В их число входят обязанности: не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство (п. 8 ч. 1); проявлять корректность в обращении с гражданами (п. 9 ч. 1); не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа (п. 13 ч. 1).
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Как установлено судом и подтверждено представленными документами, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № (№) и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ (№) Пак А.В. принят на должность начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) Военного комиссариата Тульской области по городу Ефремов, Ефремовскому и Каменскому районам, по основному месту работы, на неопределенный срок, с испытательным сроком на три месяца.
Из материалов личного дела Пака А.В. следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был ознакомлен со статьями Уголовного кодекса РФ об ответственности за коррупционные действия и обязался в своей служебной деятельности не допускать подобных фактов (т. 1 л.д. 144)
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, Пак А.В. принял на себя обязанность исполнять обязанности, соблюдать ограничения и не нарушать запреты, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе» Российской Федерации, а также изданными в их развитие нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. Дата вступления в силу соглашения определена – ДД.ММ.ГГГГ №).
Аналогичное дополнительное соглашение было заключено между Военным комиссариатом Тульской области и Паком А.В. ДД.ММ.ГГГГ, со сроком вступления в силу – ДД.ММ.ГГГГ (№).
В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» и Паком А.В. в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений, приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей» и Постановлением Правительств РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции», и вступающим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, Пак А.В. обязался, помимо прочего, принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов; уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме (№).
Как следует из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Пак А.В. переведен на должность начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) (№).
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Паком А.В., работник принял обязанность соблюдать нормативно-правовые акты Российской Федерации по противодействию коррупции и применять их в повседневной жизни при выполнении функциональных обязанностей (№
В соответствии с дополнительными функциональными обязанностями начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) Пака А.В. по противодействию коррупции, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ, начальник отделения обязан обеспечивать соблюдение работниками отдельных ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации по противодействию коррупции; принять меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов; обеспечить реализацию работниками отделений обязанности уведомлять Министра обороны РФ, работодателя обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений (№ №).
С ДД.ММ.ГГГГ Пак А.В. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ допущен к совмещению обязанностей вакантной должности военного комиссара военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов тульской области (№ №).
В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, Пак А.В. помимо работы в должности начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) военного комиссариата (город Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) обязуется выполнять дополнительные обязанности по должности «Военный комиссар военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области), в том числе, обеспечивать соблюдение работниками военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (№).
Аналогичная обязанность предусмотрена в п. 12 дополнительных обязанностей начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) военного комиссариата города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области по должности военного комиссара указанного военного комиссариата Пака А.В., утвержденных ДД.ММ.ГГГГ (№).
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ Пак А.В. с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность военного комиссара военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области), по основному месту работы, на неопределенный срок (№).
Пунктом 12 должностных обязанностей военного комиссара военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) на Пака А.В. возложена обязанность обеспечивать соблюдение работниками военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (№).
ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен с нормативно-правовыми актами по противодействию коррупции к приказу военного комиссара Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, и к приказу военного комиссара Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № (№).
ДД.ММ.ГГГГ начальником строевого отделения военного комиссариата Тульской области Григорьевым И.В. на имя военного комиссара Тульской области Сафронова А.А. составлена докладная записка о целесообразности проведения проверки в отношении военного комиссара военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) Пака А.В. по соблюдению им требований к служебному поведению в связи с избранием последнего на должность заместителя председателя местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольно общество содействия армии, авиации и флоту России» Ефремовского района Тульской области и отсутствии от него информации об участии в работе данной организации в 2022 и 2023 годах (№).
Приказом военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № начальнику строевого отделения ФИО11 поручено в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провести проверочные мероприятия в отношении военного комиссара Пака А.В., а также уведомить последнего о праве обратиться в строевое отделение с ходатайством о проведении беседы (№).
ДД.ММ.ГГГГ Паку А.В. вручено уведомление о начале проведения в отношение него проверочных мероприятий по вопросу соблюдения требований к служебному поведению, с разъяснением права на обращение в строевое отделение военного комиссариата Тульской области с ходатайством о проведении беседы, что подтверждается подписью Пака А.В. в уведомлении. Также, истцу предложено в течение двух рабочих дней предоставить работодателю объяснение в письменном виде о причинах отсутствия информации у военного комиссара Тульской области о выполнении обязанностей на должности заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области, о принятых мерах по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию конфликта интересов, а также предложено представить заверенные копии обязанностей по должности заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области, которые выполнялись истцом до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также заверенные копии правоустанавливающих документов данной организации (т. 2 л.д. 57, 58).
Проверочные мероприятия в отношении Пака А.В. завершены ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проверки начальником строевого отделения военного комиссариата Тульской области ФИО11 составлена докладная записка, в которой он полагал целесообразным вопрос по несоблюдению военным комиссаром Паком А.В. требований к служебному поведению, выразившемуся в создании конфликта интересов в связи с избранием его 16 марта 2023 года заместителем председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области и непринятии мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов рассмотреть на заседании комиссии военного комиссариата Тульской области по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов (№
Проверка проведена надлежащим должностным лицом, полномочия которого подтверждены приказом военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (№).
ДД.ММ.ГГГГ Пак А.В. был уведомлен о проведении ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников военного комиссариата Тульской области и урегулированию конфликта интересов по вопросу о несоблюдении им как военным комиссаром военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) требований к служебному поведению (т. 2 л.д. 6).
На заседании комиссии военного комиссариата Тульской области по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ с участием Пака А.В., единогласно принято решение предложить военному комиссару Тульской области применить к военному комиссару военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) Паку А.В. дисциплинарное взыскание за неисполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей – увольнение за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, дающее основание для утраты доверия со стороны работодателя (т. 2 л.д. 7-31). Поскольку ФИО2 от ознакомления с протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отказался, о чем был составлен соответствующий акт (т. 2 л.д. 31), выписка из данного протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов была направлена в тот же день по месту его жительства посредством почтовой связи (т. 2 л.д. 32).
Приказом военного комиссара Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ Пак А.В. привлечен к дисциплинарной ответственности за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, не соблюдению требований к служебному поведению. К Паку А.В. применено дисциплинарное взыскание – увольнение по п.7.1. ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор расторгнут. Согласно данному приказу, нарушение заключается в том, что Пак А.В. не получал устного или письменного разрешения от военного комиссара Тульской области на использование иными организациями помещений в здании по адресу: <адрес>, находящемся в оперативном управлении ФКУ «Военный комиссариат Тульской области»; в связи с возложением на него (Пака А.В.), как на военного комиссара военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) контрольной функции за подготовку специалистов осуществляемую ДОСААФ, ДД.ММ.ГГГГ в связи с избранием на должность заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области допустил возникновение конфликта интересов и не предпринял меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов, не уведомил работодателя об избрании на должность заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области и не предпринял меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов (№.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Пак А.В. уволен с должности военного комиссара военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) с ДД.ММ.ГГГГ по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непринятие работником мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого он являлся, поскольку такие действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (№), о чем в трудовую книжку Пака А.В. внесена соответствующая запись № (№). Трудовой договор расторгнут.
Истцу предлагалось принять меры по урегулированию возможности возникновения конфликта, с разъяснением права на обращение в строевое отделение военного комиссариата Тульской области с ходатайством о проведении беседы, что подтверждается подписью Пака А.В. в уведомлении. Также, истцу было предложено в течение двух рабочих дней предоставить работодателю объяснение в письменном виде о причинах отсутствия информации у военного комиссара Тульской области о выполнении обязанностей на должности заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области, о принятых мерах по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию конфликта интересов, а также предложено представить заверенные копии обязанностей по должности заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области, которые выполнялись истцом до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также заверенные копии правоустанавливающих документов данной организации (т. 2 л.д. 57, 58).
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО11 пояснил, что им проводились первичные проверочные мероприятия в отношении Пака А.В. по вопросу соблюдения требований к служебному поведению. В ходе проведенной проверки на основании собранных документов он посчитал установленным наличие конфликта интересов у военного комиссара военного комиссариата Пака А.В. при выполнении им действий в качестве заместителя председателя местного отделения ДОСААФ Ефремовского района Тульской области, на которую тот был избран ДД.ММ.ГГГГ. На имя военного комиссара Тульской области им была составлена докладная записка, впоследствии он принимал участие в заседании комиссии военного комиссариата Тульской области по урегулированию конфликта интересов, по итогам которой члены комиссии пришли к единогласному выводу о наличии в действиях Пака А.В. возможности возникновения конфликта интересов. Указал, что истец, несмотря на неоднократные разъяснения, никаких мер для урегулирования в рассматриваемой ситуации конфликта интересов не предпринимал, а, напротив, настаивал на правомерности своих действий.
Как было указано выше, согласно п. 7.1. ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным п.п. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81, п. 1 ст.336 или ст. 348.11 настоящего Кодекса, а также п.п. 7, 7.1 или 8 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В силу ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Работодателем соблюдены установленные трудовым законодательством порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания в отношении истца, что не оспаривается сторонами по делу.
Состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов военного комиссариата Тульской области, проводившей ДД.ММ.ГГГГ заседание по вопросу несоблюдения истцом требований к служебному поведению, утвержден приказом военного комиссара Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № (№). Кворум имелся.
В ходе судебного разбирательства установлено, что имелись фактические основания для применения дисциплинарного взыскания в отношении Пака А.В.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу;
2) федеральными государственными гражданскими служащими;
3) работниками.
Перечень воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации (за исключением воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, воинских должностей, которые могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими), устанавливается Министром обороны Российской Федерации.
Согласно приказу Министра обороны РФ от 13 октября 2008 года «Об утверждении Перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации» должности начальника отделения, военного комиссара муниципального военного комиссариата могут замещаться гражданским персоналом.
Вместе с тем, согласно ст. 12.2 ФЗ «О противодействии коррупции», если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.
Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 года № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» установлено, что на работников, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, распространяется ряд ограничений, запретов и обязанностей, в частности работник обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов.
Приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2015 года № 119 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей» установлено, что на работников, замещающих должности, указанные в разделе III Перечня воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 865 «О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2014 года, регистрационный № 35283) (далее - Перечень), распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 года № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
Перечнем, воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 21 ноября 2019 года № 685 (действующим на момент увольнения истца), предусмотрены должности начальника отделения, военного комиссара (раздел III должности работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации).
Таким образом, на Пака А.В., как военного комиссара военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) распространяются положения ФЗ «О противодействии коррупции», в частности обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Истец настаивает на признании увольнения незаконным, в связи с тем, что конфликт интересов отсутствует.
Согласно положениям ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В ч. 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Непринятие лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Уставом общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», организация является общероссийским добровольным, самоуправляемым общественно-государственным объединением (некоммерческим корпоративным юридическим лицом, основными целями которого являются содействие укреплению обороноспособности страны, национальной безопасности и решению социальных проблем в том числе по следующим направлениям: организация патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан, подготовка граждан к военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и др.
В соответствии с п. 3.1 Устава организации, ДОСААФ России осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации и строится по территориальному принципу, вправе создавать в субъектах Российской Федерации региональные (межрегиональные), местные и первичные отделения ДОСААФ. Местные отделения ДОСААФ России могут регистрироваться в установленном законом порядке и приобретать права юридического лица или осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (п. 3.2 Устава ДОСААФ России). Полномочия председателя местного отделения ДОСААФ предусмотрены в п.п. 9.14 и 9.16 Устава, в состав которых входит, в том числе, несение персональной ответственности за организацию деятельности местного отделения ДОСААФ России, развитие и совершенствование учебно-материальной базы организации; лично организует работу Совета местного отделения и Президиума совета местного отделения ДОСААФ России, распределяет обязанности между его членами; принимает меры по развитию клубов, кружков, секций и команд авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта (№).
Как следует из представленной Паком А.В. в военный комиссариат Тульской области в рамках проводившихся в отношении него проверочных мероприятий, выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области, Пак А.В. избран заместителем председателя местного отделения ДОСААФ и членом Совета местного отделения ДОСААФ России, выписка из протокола подписана председателем местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области ФИО12 (№).
В обязанности заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области входит оказание содействия председателю местного отделения ДОСААФ России в выполнении должностных обязанностей, и в случае временного отсутствия председателя местного отделения ДОСААФ России заместитель председателя исполняет его обязанности, несет персональную ответственность за организацию деятельности местного отделения ДОСААФ России, развитие и совершенствование учебно-материальной базы организации, а также выполняет следующие полномочия: лично организует работу Совета местного отделения и Президиума совета местного отделения ДОСААФ России, распределяет обязанности между его членами; организует создание первичных отделений ДОСААФ России, осуществляет управление и контроль их деятельности; организует и несет ответственность за учет, взимание и правильность расходования вступительных и членских взносов; организует работу по расширению сети первичных отделений ДОСААФ России; принимает меры по развитию клубов, кружков, секций и команд авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта; участвует в организации и проведении соревнований по сдаче норм комплекса ГТО; лично организует взаимодействие с органами местного самоуправления и другими организациями, ведёт текущую документацию с правом подписи; осуществляет руководство подготовкой и проведением общественных мероприятий, направленных на пропаганду деятельности ДОСААФ России (№).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Пак А.В., действуя в качестве заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России, на бумажном носителе с использованием эмблемы ДОССАФ России, направил письменные обращения в Региональное отделение ДОСААФ России Тульской области и ДОСААФ России, соответственно, об организации содействия местному отделению ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области в проведении квалификационных испытаний на присвоение знака «Юный Ворошиловский стрелок». В качестве адреса отправителя данной корреспонденции указан юридический адрес Военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области): <адрес> (№).
Согласно выписке из ЕГРН нежилое здание по указанному адресу имеет назначение – военный комиссариат, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, и находится в оперативном управлении ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» (№).
В своих письменных объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных работодателю в ходе проверочных мероприятий, истец не оспаривал факта осуществления им полномочий по должности заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области, а также направления корреспонденции в интересах деятельности данной организации с указанием почтового адреса военного комиссариата (города Ефремова, Ефремовского и Каменского районов Тульской области). При этом, истец указывал, что военный комиссар Тульской области ФИО13 не давал разрешение на использование адреса военного комиссариата для переписки по делам местного отделения ДОСААФ России.
Довод истца о том, что почтовый адрес военного комиссариата (города Ефремова, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) им был указан исключительно в целях удобства получения обратной корреспонденции, вследствие чего не содержит коррупционной составляющей, суд отклоняет, поскольку данные действия, свидетельствуют об обратном, а именно: использование военным комиссаром военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) Паком А.В. адреса несения своей службы в интересах деятельности местного отделения ДОСААФ России, заместителем председателя которого он был избран ДД.ММ.ГГГГ.
В тоже время, в ходе судебного разбирательства по делу судом установлено, что вступившим в законную силу решением Ефремовского межрайонного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на основании ходатайства Управления Министерства юстиции России по Тульской области местное отделение ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области, было ликвидировано. После вынесения указанного судебного решения Региональным отделением ДОСААФ России Тульской области необходимых решений о возобновлении деятельности данного местного отделения без образования юридического лица не принималось, кандидатуры на должность председателя на согласование главе данного района не вносило. Региональное отделение ДОСААФ России Тульской области необходимости восстановления деятельности местного отделения Ефремовского района без образования юридического лица не усматривает в связи с тем, что уставная деятельность в данном районе осуществляется надлежащим образом ПОУ «Ефремовская автомобильная школа ДОСААФ России». Таким образом, любые обращения ФИО12 как председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района не являются легитимными, поскольку такое отделение в порядке, предусмотренном Уставом ДОСААФ России не создавалось, соответственно ФИО12 именовать себя председателем местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района не имеет права (т№).
Согласно правовой позиции, представленной в материалы дела Региональным отделением ДОСААФ России Тульской области, деятельность якобы существующего местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области без образования юридического лица и его председателя ФИО12 незаконна и ведется вне положений Устава ДОСААФ России по подложным документам (№).
Прекращение деятельности местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ (№), а также протоколом заседания Президиума Совета Регионального отделения ДОСААФ России Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, и выпиской из постановления Президиума Совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Неосведомленность о прекращении деятельности местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области по решению суда, на которую указывает истец, не освобождает его от ответственности в связи с выполнением функций заместителя председателя данной организации, поскольку, свою деятельность Пак А.В. выполнял реально, будучи убежден в существовании данной организации и необходимости проведения на её базе конкретного военно-патриотического мероприятия. При этом, не проявил должной осмотрительности и внимательности, в результате чего позволил заинтересованным лицам, использовать свой административный ресурс в достижении преследуемых ими целей. Более того, допустил использование углового штампа местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области с несуществующим юридическим адресом, что является фальсификацией, о чем указано в письме Регионального отделения ДОСААФ Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Тот факт, что по сведениям ДОСААФ России и Регионального отделения ДОСААФ России Тульской области он в период с № года по № год не работал в местном отделении ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области и не оказывал услуги по договорам гражданско-правового характера, не отменяет выполненных Паком А.В. действий в качестве заместителя председателя местного отделения ДОСААФ, на которую он был избран ДД.ММ.ГГГГ. При этом, данные обстоятельства являлись предметом обсуждения и оценки комиссии по урегулированию конфликта интересов.
Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 года № 1609, установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
В соответствии с п. 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 года № 1609, основными задачами военных комиссариатов являются, в том числе, контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебных пунктах организаций; организация работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и профессиональных образовательных организациях. Военный комиссар несет персональную ответственность за выполнение задач, стоящих перед военным комиссариатом (п.21 Положения).
Пунктом 3 должностных обязанностей военного комиссара военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) Пака А.В. установлена ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на него задач и функций.
Согласно п. 49 Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 3 мая 2001 года № 202, военный комиссариат района контролирует ход подготовки специалистов, выполнение программы обучения, посещаемость занятий, состояние дисциплины и бытового обустройства обучающихся граждан из расчета: военный комиссар района – один раз в месяц, начальник отделения – один раз в две недели, ответственный исполнитель за подготовку граждан к военной службе – еженедельно.
Военным комиссаром военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и №, направлялись на подготовку по военно-учетным специальностям для укомплектования ПОУ (Тульской ОТШ имени Л.П. Тихмянова общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России) граждане, подлежащие призыву в Вооруженные Силы РФ (№).
Необходимые контрольно-проверочные мероприятия занятий по подготовке водителей транспортных средств осуществлялись, в том числе, военным комиссаром военного комиссариата Паком А.В. в период с декабря № года по май № года (№).
Таким образом, военный комиссар военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) Пак А.В. участвовал в проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении учебного учреждения, входящего в структуру ДОСААФ России, а именно: ПОУ «Ефремовская автомобильная школа ДОСААФ России». Результаты таких проверок фиксируются в соответствующих журналах учета. Тем самым, истец, будучи уверен в легитимности своего избрания на должность заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области допустил возможность возникновения конфликта интересов, и не предпринял мер по недопущению такой возможности и урегулированию конфликта интересов.
С учетом данных обстоятельств суд, руководствуясь приведенным нормативным регулированием о противодействии коррупции, соглашается с решением комиссии военного комиссариата Тульской области по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов о том, что контрольно-надзорные функции, входящие в должностные обязанности военного комиссара военного комиссариата, а также принятые им решения в отношении ПОУ «Ефремовская автомобильная школа ДОСААФ России», свидетельствуют о возможном использовании Паком А.В. должностного положения в целях оказания данной организации выгод и преимуществ.
Проанализировав установленные обстоятельства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что и в указанной ситуации в связи с возложением на Пака А.В., как на военного комиссара военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) контрольной функции за подготовку специалистов осуществляемую ДОСААФ, в связи с избранием ДД.ММ.ГГГГ на должность заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области усматривается возможность возникновения конфликта интересов.
В судебном заседании установлено, что истцу как военному комиссару военного комиссариата (города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области) было предложено принять меры к устранению возможности возникновения конфликта интересов. Однако, таких мер Пак А.В. не принял, в связи с чем, у работодателя имелись основания для применения дисциплинарного взыскания. Само по себе непринятие мер к устранению конфликта интересов является основанием для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
По результатам проверки, проведенной Военной прокуратурой Тульского гарнизона по обращению Пака А.В. по вопросу нарушения его трудовых прав вследствие незаконного увольнения, нарушений закона не выявлено, приказ военного комиссара Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ признан непротиворечащим трудовому законодательству, что также подтверждается заключением специалиста Государственной инспекции труда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Требований о несоразмерности примененного дисциплинарного взыскания истцом не заявлено.
Вместе с тем, суд приходит к убеждению, что взыскание в виде увольнения Пака А.В. в настоящей ситуации является соразмерным совершенному им проступку. В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указанные обстоятельства являются самостоятельным и достаточным основанием для увольнения работника.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что у ответчика имелись основания для применения к истцу дисциплинарного наказания в виде увольнения за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого истец является либо мог являться, указанные выше действия должностного лица военного комиссара военного комиссариата Пака А.В. давали основания для утраты доверия к работнику со стороны работодателя, выводы служебной проверки соответствуют действительности, ответчиком был соблюден предусмотренный законодательством порядок применения дисциплинарного взыскания, оснований к отмене дисциплинарного взыскания не имеется.
Проанализировав и оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд, разрешая спорные правоотношения, приходит к выводу о наличии у ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» оснований для увольнения истца по основанию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с чем, не находит оснований для удовлетворения исковых требования о восстановлении Пака А.В. на работе. Соответственно, нет оснований для удовлетворения требований об отмене приказов о применении дисциплинарного взыскания и увольнении, признании незаконным протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников военного комиссариата Тульской области и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ №, а также признании недействительной записи в трудовой книжке и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Пака Александра Викторовича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тульской области», Министерству обороны Российской Федерации, Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям о восстановлении на работе в должности военного комиссара военного комиссариата города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ; отмене приказа военного комиссара Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении меры дисциплинарного взыскания в виде увольнения к военному комиссару военного комиссариата города Ефремов, Ефремовского и Каменского районов Тульской области Паку Александру Викторовичу»; отмене приказа военного комиссара Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Пака А.В.; признании недействительной записи в трудовой книжке № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Пака А.В.; признании незаконным протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников военного комиссариата Тульской области и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ №; взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 26 января 2024 года.
Председательствующий Ю.В. Власова