Решение по делу № 2-1481/2019 от 12.12.2018

2-1481/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,

при секретаре Антощук Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 01 апреля 2019 года гражданское дело по Поповой В.А. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании отказа незаконным, предоставлении жилого помещения,

установил:

Гуминский Ю.В., действуя в интересах Поповой В.А., обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» во включении Попову В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем, и возложить на ответчика обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в порядке ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО МР «Усть-Куломский» и Министерство образования, неуки и молодежной политики Республики Коми.

В судебном заседании истец и её представитель требования поддержали.

Представитель ответчика с иском не согласилась.

Представители третьих лиц просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что истец Попова В.А., ..., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать умерла ** ** **, отец ... от ** ** **, умер ** ** **).

На основании Постановления Главы администрации МО «Усть-Куломский район» от ** ** ** истец находилась под попечительством ... А.В.

Постановлением главы администрации с.... МО «Усть-Куломский район» от ** ** ** за истцом сохранено жилое помещение по адресу: ...

По заключению межведомственной комиссии от ** ** ** помещения квартиры ... признаны непригодными для проживания.

Истец сохраняет регистрацию по адресу: ...

Согласно справке администрации СП «...» от ** ** ** ** ** ** указанный дом для жилья непригоден, подлежит сносу. Последние семь лет в доме никто не проживает.

В период с ** ** ** истец обучалась в ГАОУСПО РК «...»; ** ** ** – в ГПОУ «...», ** ** ** – в ФГБОУ ВПО «...».

** ** ** истец обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, и предоставлении жилого помещения на территории г.Сыктывкара.

Письмом от ** ** ** ответчик отказал истцу в удовлетворении данных требований в виду того, что закрепленное за ней жилое помещение находится на территории ... района.

** ** ** истец обратилась с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, в администрацию МО МР «Усть-Куломский».

Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ** ** ** ... во включении в указанный список истцу отказано по причине достижения ею ...-летнего возраста на момент рассмотрения заявления.

** ** ** уполномоченный представитель истца обратился к ответчику с заявлением о предоставлении истцу благоустроенного жилого помещения на территории г.... как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающему на территории МО ГО «Сыктывкар».

В ответе от ** ** ** ... ответчик указал на отсутствие основания для удовлетворения заявления, поскольку истцом утрачен статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отказ ответчика послужил основанием для обращения истца в суд.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ)

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, до указанного возраста

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.2013) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленный соответствующим Федеральным законом, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

В настоящее время порядок предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не изменен.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с п. 1 статьи 8 (п.3 ст.8 Закона).

Закон Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ наделил органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и по формированию Списка.

В силу пункта 3 статьи 4 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа включаются в список органами местного самоуправления на основании запросов граждан или их законных представителей.

До достижения возраста 23 лет дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, отсутствие истца на учете для получения жилья до достижения 23 лет как лица из числа детей, оставшихся без помещения родителей, само по себе не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении её требования об обеспечении жильем, поскольку причины, по которым она не могла встать на такой учет и реализовать свое право на получения жилого помещения специализированного жилищного фонда, следует признать уважительными.

Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что еще до достижения 23 лет (** ** **) истец письменно обращалась к ответчику для принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения жилья, на что получила отказ в связи с тем, что за ней было закреплено жилье в ... районе.

Таким образом, до достижения 23 лет истцом совершались действия, направленные на постановку на учет для целей предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако по независящим от неё причинам, а именно вследствие ненадлежащего выполнения должностными лицами своих обязанностей по защите её жилищных прав, истец на такой учет поставлена не была.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших истцу своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный срок.

С учетом изложенного, доводы ответчика об отсутствии оснований для признания истца относящейся к категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и утрате ею права на предоставление социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением после достижения возраста 23 лет, являются несостоятельными.

Исходя из положений пункта 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

Таким образом, единственным установленным законодателем критерием определения муниципального образования, уполномоченным органом которого подлежит принятию решение о включении в Список, является место жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу положений ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

Решением Сыктывкарского городского суда от 20.09.2018 по делу №2-6906/2018 установлен факт постоянного проживания истца на территории г.... с ... года.

Каких-либо доказательств постоянного проживания истца на территории ... района в деле не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что по достижении совершеннолетия истец избрала местом своего жительства г..... Какая-либо связь с ... районом после прекращения попечительства у неё не сохранилась.

При таких обстоятельствах, истец имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории МО ГО «Сыктывкар».

При этом сам по себе факт регистрации истца в с.... ... района правового значения не имеет, поскольку не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В связи с этим, отказ ответчика во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым и помещениями, нельзя признать законным, и в целях восстановления нарушенного права истца на ответчика следует возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.

При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из положения пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ согласно которым по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Частью 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ было предусмотрено, что жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставлялись гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.10.2015 часть 2 стать 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения этих жилых помещений, признана соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.

Положениями вступившего в силу с 01.01.2016 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ требований к помещениям, подлежащим предоставлению по указанной льготе, не содержится.

Согласно ст.50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Законных оснований для применения в рассматриваемом споре иных норм предоставления жилого помещения не имеется.

С учетом изложенного, на ответчика подлежит возложению обязанность предоставить истцу жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» во включении Попову В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Поповой В.А. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

...

Председательствующий                 О.Л. Саенко

2-1481/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попова Виктория Алексеевна
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
Гуминский Юрий Владимирович
администрация МО МР "Усть-Куломский"
Министерство образования, науки и молодежой политики Республики Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее