Решение по делу № 33-2578/2023 от 07.06.2023

УИД 69RS0039-01-2022-002159-14

Дело № 2-1365/2022 судья Леонтьева Н.В. 2023 год

33-2578/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2023 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Серёжкина А.А.,

судей Зоровой Е.Е., Харитоновой В.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Русаковой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Харитоновой В.А.

дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и апелляционному представлению Прокурора Пролетарского района города Твери на решение Пролетарского районного суда города Твери от 16 декабря 2022 года,

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Пролетарского района города Твери, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с исковыми требованиями к ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи», Министерству здравоохранения Тверской области, Правительству Тверской области, Министерству финансов Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, 3-му лицу на стороне ответчика, не заявляющему самостоятельных требований на предмет спора, ГУ МЧС России по Тверской области о понуждении к совершению определенных действий.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Пролетарского района г. Твери была проведена проверка соблюдения и исполнения ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой были выявлены следующие нарушения нормативных требований: п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 4, ст. ст. 1, 2, 6, 9 ФЗ «О гражданской обороне»; п. 2, п. 14 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1309 от 29.11.1999 года; п. 3.2.1, п. 3.2.7, п. 3.2.11, п. 3.5.1, п. 3.5.2, п. 3.6, п. 4.1.1, п. 5.2.1, п. 5.2.2, п. 6.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15.12.2002 года.

В ходе проведенной проверки Прокуратурой Пролетарского района г. Твери установлено, что ГБУЗ Тверской области «Клинической больницей скорой медицинской помощи», за которым Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области № 499 от 19.05.2016 года на праве оперативного управления закреплено защитное сооружение гражданской обороны - нежилое помещение бомбоубежища площадью 622,7 кв.м. с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес>, не обеспечены постоянная готовность помещений данного защитного сооружения гражданской обороны и оборудования их систем жизнеобеспечения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Этим нарушены права неопределенного круга лиц в связи с отсутствием возможности использования указанного защитного сооружения гражданской обороны по назначению, так как надлежащее содержание защитного сооружения не производится.

Прокурор просил обязать ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи», Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по устранению выявленных нарушений требований Приказа МЧС России от 15.12.2002 года № 583, а именно: обеспечить сохранность защитных свойств бомбоубежища, путем их восстановления; обеспечить необходимые условия для пребывания укрываемых в бомбоубежище, а именно: восстановить входы, аварийные выходы, противовзрывные устройства защитно-герметических и герметических дверей и ставней, герметизацию и гидроизоляцию указанного сооружения, защитные свойства основных несущих конструкций, установить герметические, защитно-герметические двери и ставни; обеспечить поддержание температуры в помещении бомбоубежища, путем проведения отопления в соответствие с требованиями проектной документации, устранить влажность, провести водоснабжение, устранить нарушения канализации и протечки; обеспечить исправность инженерно-технического оборудования бомбоубежища, привести его в исправное состояние, а именно: провести герметизацию и гидроизоляцию, провести системы освещения, электроснабжения, вентиляция и очистки воздуха, водоснабжения; укомплектовать помещения бомбоубежища ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком; разработать документацию в соответствии с п. 3.6 Правил от 15.12.2002 года № 583, а именно: Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; Журнал оценки технического состояния ЗС ГО; Сигналы оповещения гражданской обороны; План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; Эксплуатационную схему систем вентиляции ЗС ГО; Эксплуатационную схему водоснабжения и канализации ЗС ГО; Эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО; Инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; Инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; Инструкцию по обслуживанию ДЭС; Инструкцию о мерах пожарной безопасности; Правила поведения укрываемых в ЗС ГО; Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); Журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; Журнал учета работы ДЭС; Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; Схему эвакуации укрываемых из очага поражения; Список телефонов; провести техническую оценку состояния бомбоубежища; провести текущий и капитальный ремонты строительных конструкций и защитных устройств бомбоубежища; разработать обозначения бомбоубежища в соответствии с п. 6.2.1 Правил от 15.12.2002 года № 583; обеспечить постоянную готовность помещений бомбоубежища и оборудовать системами жизнеобеспечения, средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении № 2 Правил. Также прокурор просил обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» в пределах полномочий и компетенции каждого из данных ответчиков осуществить финансирование проведения ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» работ, связанных с устранением нарушений законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, по восстановлению и обеспечению необходимых условий для пребывания укрываемых в ЗС ГО, восстановлению входов, аварийных выходов, защитно-­герметических и герметических дверей и ставней, герметизации и гидроизоляции указанного сооружения, защитных свойств основных несущих конструкций, установке герметических, защитно-герметических дверей и ставней; по обеспечению исправности инженерно-технического оборудования бомбоубежища, а именно по проведению отопления в соответствии с требованиями проектной документации, устранению влажности, проведения водоснабжения, устранения нарушений канализации и протечки, проведению системы освещения, электроснабжения, вентиляция и очистки воздуха; по ремонту строительных конструкций и защитных устройств бомбоубежища, герметических дверей и ставней; по закупке ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком.

Суд первой инстанции исковые требования Прокурора Пролетарского района города Твери, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворил частично.

Решением суда на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» возложена обязанность в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты вступления данного решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны - нежилого помещения бомбоубежища площадью 622,7 кв.м. с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, путем организации производства следующих видов работ:

провести техническую оценку состояния бомбоубежища; провести текущий и капитальный ремонты строительных конструкций и защитных устройств бомбоубежища;

восстановить входы, аварийные выходы, противовзрывные устройства защитно-герметических и герметических дверей и ставней, герметизацию и гидроизоляцию данного сооружения; восстановить защитные свойства основных несущих конструкций; установить герметические, защитно-герметические двери и ставни; обеспечить поддержание температуры в помещении бомбоубежища, путем проведения отопления в соответствии с требованиями проектной документации; устранить влажность; провести водоснабжение; устранить нарушения канализации и протечек; обеспечить исправность инженерно-технического оборудования бомбоубежища путем приведения его в исправное состояние; провести герметизацию и гидроизоляцию; оборудовать систему электрического освещения, электроснабжения; оборудовать систему вентиляции и очистки воздуха; оборудовать систему водоснабжения; укомплектовать помещения бомбоубежища ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком;

разработать документацию, предусмотренную пунктом 3.6 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года, а именно: Паспорт защитного сооружения гражданской обороны с приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; Журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны; Сигналы оповещения гражданской обороны; План перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых; План защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; Список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; Эксплуатационную схему системы вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; Эксплуатационную схему систем водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; Эксплуатационную схему электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; Инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; Инструкцию по эксплуатации фильтровентиля-ционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; Инструкцию по обслуживанию ДЭС; Инструкцию о мерах пожарной безопасности; Правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); Журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; Журнал учета работы ДЭС; Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; Схему эвакуации укрываемых из очага поражения; Список телефонов;

разработать обозначения Бомбоубежища в соответствии с пунктом 6.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года;

обеспечить постоянную готовность помещения бомбоубежища и оборудовать его системами жизнеобеспечения, средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении № 2 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года.

На Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области возложена обязанность обеспечить финансирование проведения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» всех перечисленных выше работ по обеспечению готовности защитного сооружения гражданской обороны нежилого помещения бомбоубежища площадью 622,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Прокурором Пролетарского района города Твери, действующим в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц отказано.

Отказано в удовлетворении исковых требований Прокурора Пролетарского района города Твери, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству здравоохранения Тверской области, Правительству Тверской области, Министерству финансов Тверской области.

В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области указывает о том, что считает незаконным решение суда первой инстанции в части возложения на Министерство обязанности по финансированию проведения ГБУЗ ТО «КБСМП» работ по обеспечению готовности бомбоубежища к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Бомбоубежище принадлежит на праве собственности Тверской области, передано в оперативное управление ГБУЗ ТО «КБСМП».

Право оперативного управления имеет вещный характер (статья 216 ГК РФ) и, как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества, надлежащей эксплуатации имущества, с соблюдением всех требований законодательства.

Министерство отрицает свою обязанность по финансированию работ, указанных в принятом судом первой инстанции решении, полагает, что бремя содержания имущества, закрепленного на прав оперативного управления, несет ГБУЗ ТО «КБСМП», а не собственник имущества.

Прокурор в апелляционном представлении сообщает о том, что он полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Решением суда на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области возложена обязанность обеспечить финансирование проведения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» работ, связанных с разработкой документации, предусмотренной п. 3.6 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года; с разработкой обозначения бомбоубежища в соответствии с п. 6.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года.

Прокурор считает, что для разработки документации, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года, и обозначения бомбоубежища в соответствии с п. 6.2.1 Правил не требуется финансирования со стороны Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области.

Разработка документов может быть осуществлена Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» самостоятельно, без выделения финансирования Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области.

В резолютивной части решения суд первой инстанции не указал, в какой срок оно должно быть исполнено в части возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обязанности обеспечить финансирование проведения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» всех перечисленных выше работ по обеспечению готовности бомбоубежища к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Прокурор просит исключить из числа обязанностей, возложенных на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, обязанность по обеспечению финансирования проведения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» работ, связанных с разработкой документации, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года, установить срок 3 (три) месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области должно выполнить обязанность по обеспечению финансирования указанных в решении суда работ по обеспечению готовности бомбоубежища для целей, для которых указанный объект предназначен.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры поддержал доводы и требования апелляционного представления, возражал против удовлетворения жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области.

Представитель ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» пояснил суду, что у больницы отсутствуют денежные средства для выполнения возложенных на учреждение здравоохранения обязанностей.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явились в заседание суда апелляционной инстанции. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив дело, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционного представления, апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено, что Прокуратурой Пролетарского района г. Твери проведена проверка соблюдения и исполнения ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» законодательства в сфере зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении защитного сооружения гражданской обороны - нежилого помещения бомбоубежища площадью 622,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения нормативных требований, изложенные в Предписании Прокурора Пролетарского района г. Твери № 18-2021 от 30.06.2021 года, адресованном Главному врачу ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» Шахматову К.Л.: п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 4, ст. ст. 1, 2, 6, 9 ФЗ «О гражданской обороне»; п. 2, п. 14 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1309 от 29.11.1999 года; п. 3.2.1, п. 3.2.7, п. 3.2.11, п. 3.5.1, п. 3.5.2, п. 3.6, п. 4.1.1, п. 5.2.1, п. 5.2.2, п. 6.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15.12.2002 года.

В указанном предписании Прокурора Пролетарского района г. Твери предъявлено требование об обеспечении постоянной готовности помещений бомбоубежища и оборудования его систем жизнеобеспечения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, путем устранения выявленных нарушений нормативных требований, а также о рассмотрении данного представления прокурора в месячный срок.

Выявленные нарушения нормативных требований по обеспечению постоянной готовности помещений спорного бомбоубежища и оборудования его систем жизнеобеспечения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, до настоящего времени ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» не устранены, в связи с чем прокурором предъявлен данный иск.

На основании положений ст. ст. 209, 210, 296 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 1, 2 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 года № 28-ФЗ, п. п. 2, 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 года № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п. п. 1.2, 1.3, 1.7, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583, суд первой инстанции усмотрел основания для возложения на ответчиков обязанностей по приведению бомбоубежища в состояние, соответствующее его назначению, по выполнению требований действующего законодательства Российской Федерации и установленным технических требованиям.

Судом установлено, что больница является бюджетным учреждением. Функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени Тверской области осуществляет Министерство здравоохранения Тверской области (учредитель). Функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения в установленном порядке осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (п. 2 и п. 18 Устава).

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области совместно с Министерством здравоохранения Тверской области осуществляют контроль за сохранностью и использованием по назначению имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, в установленном законом порядке (п. 24 Устава).

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 18 октября 2011 года № 73-пп, Министерство является органом исполнительной власти Тверской области, осуществляющим функции по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Тверской области, вырабатывающим и реализующим государственную политику в сфере имущественных и земельных отношений, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Тверской области в указанной сфере, межотраслевое управление и координацию в указанной сфере иных областных исполнительных органов государственной власти Тверской области, государственных учреждений Тверской области и государственных унитарных предприятий Тверской области (п. 1 Положения).

В соответствии с п.п. 1, 2 п. 7 Положения Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области осуществляет полномочия собственника государственного имущества Тверской области, а также обеспечение эффективного управления, распоряжения государственным имуществом Тверской области и контроля за его рациональным использованием.

В соответствии с п.п. 6 п. 8 Положения Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области осуществляет отдельные функции и полномочия учредителя государственных учреждений Тверской области в случаях и порядке, установленных законодательством РФ и нормативными правовыми актами Тверской области.

В соответствии с п. 87 Положения Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению государственного имущества Тверской области.

Судом установлено, что защитное сооружение гражданской обороны - спорное бомбоубежище содержится в ненадлежащем состоянии, требует проведения ремонтных работ по капитальному и текущему ремонту, указанных в исковом заявлении, а также приведения документации, установленной Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583, в соответствие с нормативными требованиями.

Выводы суда подтверждены имеющимися в деле доказательствами: фотографиями; актом инвентаризации от 19.09.2018 года; представлением прокурора № 18-2021 от 30.06.2021 года; актом проверки от 30.06.2021 года; актом осмотра спорного бомбоубежища, составленным Прокуратурой Пролетарского района г. Твери 19.08.2022 года.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что в период с 2016 года по настоящее время ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» неоднократно обращалось в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, а также в Министерство здравоохранения Тверской области с заявками на выделение целевого финансирования работ по восстановлению работоспособности бомбоубежища, однако денежных средств на такие цели больнице выделено не было.

Суд установил, что у ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» также отсутствует возможность финансиро-вания таких работ за счет денежных средств, получаемых от оказания платных услуг, так как согласно Положению «О распределении средств, поступающих от оказания платных медицинским услуг», 60% таких денежных средств подлежит расходованию на оплату труда, а 40% на обеспечение текущих нужд по организации здравоохранения, включая приобретение лекарственных средств и расходных материалов.

Спорное бомбоубежище передано в оперативное управление ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи». В качестве основания возникновения такого право в ЕГРН в свидетельстве указано Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области № 499 от 19.05.2016 года.

С 19.05.2016 года Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области реализует права собственника на имущество, закрепленное за ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» на праве оперативного управления, в порядке, установленном настоящим распоряжением, Уставом ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи», Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 18 октября 2011 года № 73-пп, и действующим законодательством РФ.

При этом из приведенных выше норм закона, подзаконных актов, а также распоряжения не следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, передавая больнице спорное бомбоубежище в оперативное управление, передало больнице полномочия по надлежащему содержанию данного объекта гражданской обороны и вправе устраниться от исполнения собственной обязанности по контролю за состоянием бомбоубежища, которое должно быть пригодно для его использования.

Проанализировав обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащими ответчиками по данному делу являются ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

Такой вывод обоснован тем, что больница является эксплуатирующий организацией данного защитного сооружения, с момента передачи больнице спорного бомбоубежища на праве оперативного управления.

Поскольку спорное бомбоубежище является собственностью Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области выступает от имени собственника имущества, на котором лежит бремя содержания имущества. Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, проведению текущего и капитального ремонта.

Возлагая на собственника имущества обязанность по финансированию ремонтных работ, суд первой инстанции исходил из того, что решение суда должно быть исполнимым. При отсутствии материальных ресурсов у бюджетного учреждения здравоохранения решение суда не будет отвечать принципу исполнимости судебного постановления.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утвержденыПравилаэксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласнопункту 3.2.1Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии состатьей 210Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.

Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области направлены на отрицание собственной обязанности обеспечить нахождение бомбоубежища в состоянии, пригодном для его эксплуатации. Такая позиция органа власти, который должен быть в наибольшей степени заинтересован в том, чтобы столь важный и необходимый объект был пригоден для использования и безопасность людей была обеспечена, не может быть поддержана.

Таким объектам должно уделяться повышенное внимание. Собственник в первую очередь обязан следить за состоянием своего имущества и в той ситуации, когда бомбоубежище нуждается в серьезном дорогостоящем ремонте и иных мерах для его функционирования,
возложение собственником всей ответственности за свое имущество на лечебное учреждение не является справедливым. Собственник бомбоубежища не представил доказательств выделения им больнице денежных средств в объеме, достаточном для исполнения решения суда. Следует признать, что собственник пытается уклониться от исполнения своей обязанности по обеспечению сохранности и пригодности к использованию бомбоубежища. Но скорейшее исполнение судебного акта должно быть важным для собственника прежде всего в рамках реализации одной из основных функций властного органа – обеспечение безопасности населения. Судебная коллегия не усматривает оснований для освобождения собственника имущества от содержания бомбоубежища, от выполнения им функций, которые определяют деятельность органов власти, от реализации возложенных на него задач. Небрежного отношения к вопросам, связанным с состоянием жизненно необходимого объекта, не должно допускаться.

Не считает возможным судебная коллегия освободить в соответствии с доводами апелляционного представления прокурора собственника от финансирования обязанности по подготовке и оформлению документов в отношении бомбоубежища, поскольку довод прокурора об отсутствии необходимости в финансировании таких действий не подтвержден.

В случае, если необходимость в денежных затратах на документацию будет действительно отсутствовать, в силу содержания решения суда финансирование и не должно будет производиться. Обязанность по финансированию возложена на собственника в той степени, в которой потребуются денежные средства для исполнения судебного акта.

Суд первой инстанции допустил возможность исполнения в течение двенадцати месяцев. Судебная коллегия с учетом значимости рассматриваемого вопроса, с учетом того, что ситуация, в которой не обеспечена безопасность людей, должна быть устранена в возможно короткие сроки, считает подлежащим уменьшению предоставленный судом первой инстанции срок для выполнения мероприятий, указанных в судебном решении, с установлением срока три месяца с момента вступления решения суда в законную силу для его исполнения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное представление Прокурора Пролетарского района города Твери удовлетворить частично.

Решение Пролетарского районного суда города Твери от 16 декабря 2022 года изменить, дополнив резолютивную часть указанием на необходимость исполнения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» и Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области приведенных в решении мероприятий и их финансирования в течение 3 (трех) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Пролетарского районного суда города Твери от 16 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление Прокурора Пролетарского района города Твери и апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 июня 2023 года.

Председательствующий

Судьи

УИД 69RS0039-01-2022-002159-14

Дело № 2-1365/2022 судья Леонтьева Н.В. 2023 год

33-2578/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2023 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Серёжкина А.А.,

судей Зоровой Е.Е., Харитоновой В.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Русаковой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Харитоновой В.А.

дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и апелляционному представлению Прокурора Пролетарского района города Твери на решение Пролетарского районного суда города Твери от 16 декабря 2022 года,

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Пролетарского района города Твери, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с исковыми требованиями к ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи», Министерству здравоохранения Тверской области, Правительству Тверской области, Министерству финансов Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, 3-му лицу на стороне ответчика, не заявляющему самостоятельных требований на предмет спора, ГУ МЧС России по Тверской области о понуждении к совершению определенных действий.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Пролетарского района г. Твери была проведена проверка соблюдения и исполнения ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой были выявлены следующие нарушения нормативных требований: п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 4, ст. ст. 1, 2, 6, 9 ФЗ «О гражданской обороне»; п. 2, п. 14 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1309 от 29.11.1999 года; п. 3.2.1, п. 3.2.7, п. 3.2.11, п. 3.5.1, п. 3.5.2, п. 3.6, п. 4.1.1, п. 5.2.1, п. 5.2.2, п. 6.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15.12.2002 года.

В ходе проведенной проверки Прокуратурой Пролетарского района г. Твери установлено, что ГБУЗ Тверской области «Клинической больницей скорой медицинской помощи», за которым Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области № 499 от 19.05.2016 года на праве оперативного управления закреплено защитное сооружение гражданской обороны - нежилое помещение бомбоубежища площадью 622,7 кв.м. с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес>, не обеспечены постоянная готовность помещений данного защитного сооружения гражданской обороны и оборудования их систем жизнеобеспечения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Этим нарушены права неопределенного круга лиц в связи с отсутствием возможности использования указанного защитного сооружения гражданской обороны по назначению, так как надлежащее содержание защитного сооружения не производится.

Прокурор просил обязать ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи», Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по устранению выявленных нарушений требований Приказа МЧС России от 15.12.2002 года № 583, а именно: обеспечить сохранность защитных свойств бомбоубежища, путем их восстановления; обеспечить необходимые условия для пребывания укрываемых в бомбоубежище, а именно: восстановить входы, аварийные выходы, противовзрывные устройства защитно-герметических и герметических дверей и ставней, герметизацию и гидроизоляцию указанного сооружения, защитные свойства основных несущих конструкций, установить герметические, защитно-герметические двери и ставни; обеспечить поддержание температуры в помещении бомбоубежища, путем проведения отопления в соответствие с требованиями проектной документации, устранить влажность, провести водоснабжение, устранить нарушения канализации и протечки; обеспечить исправность инженерно-технического оборудования бомбоубежища, привести его в исправное состояние, а именно: провести герметизацию и гидроизоляцию, провести системы освещения, электроснабжения, вентиляция и очистки воздуха, водоснабжения; укомплектовать помещения бомбоубежища ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком; разработать документацию в соответствии с п. 3.6 Правил от 15.12.2002 года № 583, а именно: Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; Журнал оценки технического состояния ЗС ГО; Сигналы оповещения гражданской обороны; План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; Эксплуатационную схему систем вентиляции ЗС ГО; Эксплуатационную схему водоснабжения и канализации ЗС ГО; Эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО; Инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; Инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; Инструкцию по обслуживанию ДЭС; Инструкцию о мерах пожарной безопасности; Правила поведения укрываемых в ЗС ГО; Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); Журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; Журнал учета работы ДЭС; Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; Схему эвакуации укрываемых из очага поражения; Список телефонов; провести техническую оценку состояния бомбоубежища; провести текущий и капитальный ремонты строительных конструкций и защитных устройств бомбоубежища; разработать обозначения бомбоубежища в соответствии с п. 6.2.1 Правил от 15.12.2002 года № 583; обеспечить постоянную готовность помещений бомбоубежища и оборудовать системами жизнеобеспечения, средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении № 2 Правил. Также прокурор просил обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» в пределах полномочий и компетенции каждого из данных ответчиков осуществить финансирование проведения ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» работ, связанных с устранением нарушений законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, по восстановлению и обеспечению необходимых условий для пребывания укрываемых в ЗС ГО, восстановлению входов, аварийных выходов, защитно-­герметических и герметических дверей и ставней, герметизации и гидроизоляции указанного сооружения, защитных свойств основных несущих конструкций, установке герметических, защитно-герметических дверей и ставней; по обеспечению исправности инженерно-технического оборудования бомбоубежища, а именно по проведению отопления в соответствии с требованиями проектной документации, устранению влажности, проведения водоснабжения, устранения нарушений канализации и протечки, проведению системы освещения, электроснабжения, вентиляция и очистки воздуха; по ремонту строительных конструкций и защитных устройств бомбоубежища, герметических дверей и ставней; по закупке ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком.

Суд первой инстанции исковые требования Прокурора Пролетарского района города Твери, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворил частично.

Решением суда на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» возложена обязанность в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты вступления данного решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны - нежилого помещения бомбоубежища площадью 622,7 кв.м. с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, путем организации производства следующих видов работ:

провести техническую оценку состояния бомбоубежища; провести текущий и капитальный ремонты строительных конструкций и защитных устройств бомбоубежища;

восстановить входы, аварийные выходы, противовзрывные устройства защитно-герметических и герметических дверей и ставней, герметизацию и гидроизоляцию данного сооружения; восстановить защитные свойства основных несущих конструкций; установить герметические, защитно-герметические двери и ставни; обеспечить поддержание температуры в помещении бомбоубежища, путем проведения отопления в соответствии с требованиями проектной документации; устранить влажность; провести водоснабжение; устранить нарушения канализации и протечек; обеспечить исправность инженерно-технического оборудования бомбоубежища путем приведения его в исправное состояние; провести герметизацию и гидроизоляцию; оборудовать систему электрического освещения, электроснабжения; оборудовать систему вентиляции и очистки воздуха; оборудовать систему водоснабжения; укомплектовать помещения бомбоубежища ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком;

разработать документацию, предусмотренную пунктом 3.6 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года, а именно: Паспорт защитного сооружения гражданской обороны с приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; Журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны; Сигналы оповещения гражданской обороны; План перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых; План защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; Список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; Эксплуатационную схему системы вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; Эксплуатационную схему систем водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; Эксплуатационную схему электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; Инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; Инструкцию по эксплуатации фильтровентиля-ционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; Инструкцию по обслуживанию ДЭС; Инструкцию о мерах пожарной безопасности; Правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); Журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; Журнал учета работы ДЭС; Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; Схему эвакуации укрываемых из очага поражения; Список телефонов;

разработать обозначения Бомбоубежища в соответствии с пунктом 6.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года;

обеспечить постоянную готовность помещения бомбоубежища и оборудовать его системами жизнеобеспечения, средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении № 2 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года.

На Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области возложена обязанность обеспечить финансирование проведения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» всех перечисленных выше работ по обеспечению готовности защитного сооружения гражданской обороны нежилого помещения бомбоубежища площадью 622,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Прокурором Пролетарского района города Твери, действующим в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц отказано.

Отказано в удовлетворении исковых требований Прокурора Пролетарского района города Твери, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству здравоохранения Тверской области, Правительству Тверской области, Министерству финансов Тверской области.

В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области указывает о том, что считает незаконным решение суда первой инстанции в части возложения на Министерство обязанности по финансированию проведения ГБУЗ ТО «КБСМП» работ по обеспечению готовности бомбоубежища к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Бомбоубежище принадлежит на праве собственности Тверской области, передано в оперативное управление ГБУЗ ТО «КБСМП».

Право оперативного управления имеет вещный характер (статья 216 ГК РФ) и, как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества, надлежащей эксплуатации имущества, с соблюдением всех требований законодательства.

Министерство отрицает свою обязанность по финансированию работ, указанных в принятом судом первой инстанции решении, полагает, что бремя содержания имущества, закрепленного на прав оперативного управления, несет ГБУЗ ТО «КБСМП», а не собственник имущества.

Прокурор в апелляционном представлении сообщает о том, что он полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Решением суда на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области возложена обязанность обеспечить финансирование проведения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» работ, связанных с разработкой документации, предусмотренной п. 3.6 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года; с разработкой обозначения бомбоубежища в соответствии с п. 6.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года.

Прокурор считает, что для разработки документации, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года, и обозначения бомбоубежища в соответствии с п. 6.2.1 Правил не требуется финансирования со стороны Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области.

Разработка документов может быть осуществлена Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» самостоятельно, без выделения финансирования Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области.

В резолютивной части решения суд первой инстанции не указал, в какой срок оно должно быть исполнено в части возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обязанности обеспечить финансирование проведения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» всех перечисленных выше работ по обеспечению готовности бомбоубежища к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Прокурор просит исключить из числа обязанностей, возложенных на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, обязанность по обеспечению финансирования проведения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» работ, связанных с разработкой документации, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15 декабря 2002 года, установить срок 3 (три) месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области должно выполнить обязанность по обеспечению финансирования указанных в решении суда работ по обеспечению готовности бомбоубежища для целей, для которых указанный объект предназначен.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры поддержал доводы и требования апелляционного представления, возражал против удовлетворения жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области.

Представитель ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» пояснил суду, что у больницы отсутствуют денежные средства для выполнения возложенных на учреждение здравоохранения обязанностей.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явились в заседание суда апелляционной инстанции. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив дело, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционного представления, апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено, что Прокуратурой Пролетарского района г. Твери проведена проверка соблюдения и исполнения ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» законодательства в сфере зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении защитного сооружения гражданской обороны - нежилого помещения бомбоубежища площадью 622,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения нормативных требований, изложенные в Предписании Прокурора Пролетарского района г. Твери № 18-2021 от 30.06.2021 года, адресованном Главному врачу ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» Шахматову К.Л.: п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 4, ст. ст. 1, 2, 6, 9 ФЗ «О гражданской обороне»; п. 2, п. 14 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1309 от 29.11.1999 года; п. 3.2.1, п. 3.2.7, п. 3.2.11, п. 3.5.1, п. 3.5.2, п. 3.6, п. 4.1.1, п. 5.2.1, п. 5.2.2, п. 6.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15.12.2002 года.

В указанном предписании Прокурора Пролетарского района г. Твери предъявлено требование об обеспечении постоянной готовности помещений бомбоубежища и оборудования его систем жизнеобеспечения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, путем устранения выявленных нарушений нормативных требований, а также о рассмотрении данного представления прокурора в месячный срок.

Выявленные нарушения нормативных требований по обеспечению постоянной готовности помещений спорного бомбоубежища и оборудования его систем жизнеобеспечения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, до настоящего времени ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» не устранены, в связи с чем прокурором предъявлен данный иск.

На основании положений ст. ст. 209, 210, 296 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 1, 2 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 года № 28-ФЗ, п. п. 2, 10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 года № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п. п. 1.2, 1.3, 1.7, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583, суд первой инстанции усмотрел основания для возложения на ответчиков обязанностей по приведению бомбоубежища в состояние, соответствующее его назначению, по выполнению требований действующего законодательства Российской Федерации и установленным технических требованиям.

Судом установлено, что больница является бюджетным учреждением. Функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени Тверской области осуществляет Министерство здравоохранения Тверской области (учредитель). Функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения в установленном порядке осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (п. 2 и п. 18 Устава).

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области совместно с Министерством здравоохранения Тверской области осуществляют контроль за сохранностью и использованием по назначению имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, в установленном законом порядке (п. 24 Устава).

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 18 октября 2011 года № 73-пп, Министерство является органом исполнительной власти Тверской области, осуществляющим функции по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Тверской области, вырабатывающим и реализующим государственную политику в сфере имущественных и земельных отношений, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Тверской области в указанной сфере, межотраслевое управление и координацию в указанной сфере иных областных исполнительных органов государственной власти Тверской области, государственных учреждений Тверской области и государственных унитарных предприятий Тверской области (п. 1 Положения).

В соответствии с п.п. 1, 2 п. 7 Положения Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области осуществляет полномочия собственника государственного имущества Тверской области, а также обеспечение эффективного управления, распоряжения государственным имуществом Тверской области и контроля за его рациональным использованием.

В соответствии с п.п. 6 п. 8 Положения Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области осуществляет отдельные функции и полномочия учредителя государственных учреждений Тверской области в случаях и порядке, установленных законодательством РФ и нормативными правовыми актами Тверской области.

В соответствии с п. 87 Положения Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению государственного имущества Тверской области.

Судом установлено, что защитное сооружение гражданской обороны - спорное бомбоубежище содержится в ненадлежащем состоянии, требует проведения ремонтных работ по капитальному и текущему ремонту, указанных в исковом заявлении, а также приведения документации, установленной Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583, в соответствие с нормативными требованиями.

Выводы суда подтверждены имеющимися в деле доказательствами: фотографиями; актом инвентаризации от 19.09.2018 года; представлением прокурора № 18-2021 от 30.06.2021 года; актом проверки от 30.06.2021 года; актом осмотра спорного бомбоубежища, составленным Прокуратурой Пролетарского района г. Твери 19.08.2022 года.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что в период с 2016 года по настоящее время ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» неоднократно обращалось в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, а также в Министерство здравоохранения Тверской области с заявками на выделение целевого финансирования работ по восстановлению работоспособности бомбоубежища, однако денежных средств на такие цели больнице выделено не было.

Суд установил, что у ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» также отсутствует возможность финансиро-вания таких работ за счет денежных средств, получаемых от оказания платных услуг, так как согласно Положению «О распределении средств, поступающих от оказания платных медицинским услуг», 60% таких денежных средств подлежит расходованию на оплату труда, а 40% на обеспечение текущих нужд по организации здравоохранения, включая приобретение лекарственных средств и расходных материалов.

Спорное бомбоубежище передано в оперативное управление ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи». В качестве основания возникновения такого право в ЕГРН в свидетельстве указано Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области № 499 от 19.05.2016 года.

С 19.05.2016 года Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области реализует права собственника на имущество, закрепленное за ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» на праве оперативного управления, в порядке, установленном настоящим распоряжением, Уставом ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи», Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 18 октября 2011 года № 73-пп, и действующим законодательством РФ.

При этом из приведенных выше норм закона, подзаконных актов, а также распоряжения не следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, передавая больнице спорное бомбоубежище в оперативное управление, передало больнице полномочия по надлежащему содержанию данного объекта гражданской обороны и вправе устраниться от исполнения собственной обязанности по контролю за состоянием бомбоубежища, которое должно быть пригодно для его использования.

Проанализировав обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащими ответчиками по данному делу являются ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

Такой вывод обоснован тем, что больница является эксплуатирующий организацией данного защитного сооружения, с момента передачи больнице спорного бомбоубежища на праве оперативного управления.

Поскольку спорное бомбоубежище является собственностью Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области выступает от имени собственника имущества, на котором лежит бремя содержания имущества. Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, проведению текущего и капитального ремонта.

Возлагая на собственника имущества обязанность по финансированию ремонтных работ, суд первой инстанции исходил из того, что решение суда должно быть исполнимым. При отсутствии материальных ресурсов у бюджетного учреждения здравоохранения решение суда не будет отвечать принципу исполнимости судебного постановления.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утвержденыПравилаэксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласнопункту 3.2.1Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии состатьей 210Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.

Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области направлены на отрицание собственной обязанности обеспечить нахождение бомбоубежища в состоянии, пригодном для его эксплуатации. Такая позиция органа власти, который должен быть в наибольшей степени заинтересован в том, чтобы столь важный и необходимый объект был пригоден для использования и безопасность людей была обеспечена, не может быть поддержана.

Таким объектам должно уделяться повышенное внимание. Собственник в первую очередь обязан следить за состоянием своего имущества и в той ситуации, когда бомбоубежище нуждается в серьезном дорогостоящем ремонте и иных мерах для его функционирования,
возложение собственником всей ответственности за свое имущество на лечебное учреждение не является справедливым. Собственник бомбоубежища не представил доказательств выделения им больнице денежных средств в объеме, достаточном для исполнения решения суда. Следует признать, что собственник пытается уклониться от исполнения своей обязанности по обеспечению сохранности и пригодности к использованию бомбоубежища. Но скорейшее исполнение судебного акта должно быть важным для собственника прежде всего в рамках реализации одной из основных функций властного органа – обеспечение безопасности населения. Судебная коллегия не усматривает оснований для освобождения собственника имущества от содержания бомбоубежища, от выполнения им функций, которые определяют деятельность органов власти, от реализации возложенных на него задач. Небрежного отношения к вопросам, связанным с состоянием жизненно необходимого объекта, не должно допускаться.

Не считает возможным судебная коллегия освободить в соответствии с доводами апелляционного представления прокурора собственника от финансирования обязанности по подготовке и оформлению документов в отношении бомбоубежища, поскольку довод прокурора об отсутствии необходимости в финансировании таких действий не подтвержден.

В случае, если необходимость в денежных затратах на документацию будет действительно отсутствовать, в силу содержания решения суда финансирование и не должно будет производиться. Обязанность по финансированию возложена на собственника в той степени, в которой потребуются денежные средства для исполнения судебного акта.

Суд первой инстанции допустил возможность исполнения в течение двенадцати месяцев. Судебная коллегия с учетом значимости рассматриваемого вопроса, с учетом того, что ситуация, в которой не обеспечена безопасность людей, должна быть устранена в возможно короткие сроки, считает подлежащим уменьшению предоставленный судом первой инстанции срок для выполнения мероприятий, указанных в судебном решении, с установлением срока три месяца с момента вступления решения суда в законную силу для его исполнения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное представление Прокурора Пролетарского района города Твери удовлетворить частично.

Решение Пролетарского районного суда города Твери от 16 декабря 2022 года изменить, дополнив резолютивную часть указанием на необходимость исполнения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» и Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области приведенных в решении мероприятий и их финансирования в течение 3 (трех) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Пролетарского районного суда города Твери от 16 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление Прокурора Пролетарского района города Твери и апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 июня 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-2578/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Прокурор Пролетарского района
Ответчики
Правительство Тверской области
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Министерство финансов Тверской области
Министерство здравоохранения Тверской области
ГБУЗ Тверской области "Клиническая больница срокой медицинской помощи"
Суд
Тверской областной суд
Судья
Харитонова Варвара Андреевна
Дело на странице суда
oblsud.twr.sudrf.ru
07.06.2023Передача дела судье
15.06.2023Судебное заседание
27.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2023Передано в экспедицию
15.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее