РЕШЕНИЕ 2-128/2022
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 года | г. Фокино Приморского края |
Фокинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Денисова Д.В., при секретаре судебного заседания Черкесовой Ю.А., с участием истца Шейка А.С., представителя ответчика администрации ГО ЗАТО Фокино по доверенности Анденко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шейка А.С. к администрации ГО ЗАТО Фокино о признании права пользования жилым помещением, признании недействительным отказа в заключении договора социального найма на жилое помещение, о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Шейка А.С. обратился в суд с данным иском, указав в обоснование, на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию ГО ЗАТО Фокино по поводу заключения договора социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, им получен от ответчика отказ, мотивированный отсутствием основания для его заключения, рекомендовано встать на учёт граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо заключить договор найма служебного жилого помещения. Отказ считает незаконным, поскольку спорное жилье предоставлено ему на основании решения жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, где он занимал должность <данные изъяты>, в полном соответствии с требованиями Приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшему на тот период времени. Между ним и начальником ФГУ 12 КЭЧ района МО РФ ДД.ММ.ГГГГ заключён договор найма служебного жилого помещения. Он ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту проживания в указанной квартире, по настоящее время проживает в ней, несёт бремя содержания, оплачивает коммунальные услуги. Иного жилья у него не имеется. Спорное жилое помещение в установленном законом порядке не зарегистрировано как специализированный жилищный фонд и на момент его вселения статусом служебной не обладало, как не обладает им и по сегодняшний день. В соответствии с приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира передана от МО РФ в собственность ГО ЗАТО г.Фокино. Полагает, что в этой связи спорное жилое помещение утрачивает статус служебного и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому, по его мнению, спорное жилое помещение он уже занимает по договору социального найма в силу закона, и встать на учёт граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма нет необходимости. Ссылаясь на правовые нормы и судебную практику просит признать за ним право пользования жилым помещением – квартирой № в <адрес> в <адрес> края, признать недействительным отказ администрации ГО ЗАТО Фокино Шейка А.С. в заключении договора социального найма на жилое помещение – <адрес> в <адрес> края, возложить обязанность на администрацию ГО ЗАТО Фокино заключить с ним договор социального найма на данное жилое помещение.
Истец Шейка А.С. в суде заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объёме, ссылался на доводы, как указано выше.
Представитель ответчика администрации ГО ЗАТО Фокино по доверенности Анденко Е.И. просил отказать в удовлетворении иска полностью, поскольку после передачи спорного жилого помещения от МО РФ в собственность ГО ЗАТО Фокино договор найма служебного жилого помещения между истцом и начальником ФГУ 12 КЭЧ должен быть признан прекращённым. В этом случае, истец может приобрести право пользования спорным жилым помещением при заключении договора социального найма, после признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, и постановки на учёт таких граждан, при наличии к тому требуемых оснований. Истец в органы местного самоуправления о признании его в качестве малоимущего не обращался. На учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, в виду отсутствия от него подобного обращения. Сведения о наличие у истца оснований, позволяющих в силу действующего закона предоставить ему жилое помещение вне очереди, в администрацию не предоставлялись.
Оценив доводы иска и пояснения сторон, исследовав и оценив представленные относимые, допустимые и достаточные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В силу ст. 10 этого же кодекса жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с п. 43 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 №80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации», (действовавшего до 08.11.2010), предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооружённых Сил осуществлялось в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно решению жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённому приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, Шейка А.С. предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>.
Из представленного договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённого между начальником ФГУ 12 КЭЧ района МО РФ и Шейка А.С., следует, истцу указанное жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., передано во владение и пользование в связи с трудовыми отношениями.
В данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован и проживает Шейка А.С., иные лица в квартире не проживают, о чём имеются сведения в поквартирной карточке.
Право пользование истцом спорной квартирой на указанных основаниях не оспорено, договор найма служебного жилого помещения недействительным и незаконным не признавался.
В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Таким образом действующее законодательство допускает возможность исключения служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании соответствующего решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Приказом МО РФ от 05.02.2021 №99 «Об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность городского округа «ЗАТО город Фокино Приморского края» объекты недвижимого имущества, распложённые в границах военного городка №, в том числе жилые помещения в жилых домах, указанных в приложении к настоящему приказу, в числе которых учтена <адрес> в <адрес> края, исключены из специализированного жилищного фонда и переданы из федеральной собственности в собственность городского округа ЗАТО Фокино.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.
При этом по смыслу абз. 3 п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42, решение об отнесении жилого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Согласно выписке из реестра объектов недвижимого имущества муниципальной собственности городского округа ЗАТО Фокино квартира по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., является собственностью городского округа ЗАТО Фокино с ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного Приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о данном объекте отсутствуют, в том числе об отнесении её к специализированному жилищному фонду. Иные доказательства, о принятии решения об отнесении спорного жилого помещения к таковому, ответчиком не представлены.
Таким образом, спорная квартира предоставлена истцу до её передачи из федеральной в муниципальную собственность. На дату предоставления спорного жилья истцу на период трудовых отношений квартира являлась федеральной собственностью, после передачи которой в муниципальную собственность к специализированному жилищному фонду муниципалитета не отнесена.
Исходя из аналогии закона (ст. 7 ЖК РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключён договор социального найма.
В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Администрацией городского округа ЗАТО Фокино, письмом №-г от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано в заключении договора социального найма на указанное жилое помещение, с указанием на отсутствие к тому оснований, рекомендовано встать на учёт граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, предложено рассмотреть вопрос об оформлении договора найма служебного жилого помещения, с учётом предоставления ранее данного жилого помещения по такому основанию.
По сведениям Росреестра, в ЕГРН информации о правах Шейка А.С. на имевшиеся у него объекты недвижимости на 11.01.2022 на территории РФ нет.
Сведения об обеспечении истца жильём, помимо указанной в иске однокомнатной квартиры жилой площади 17,3 кв. м., судом не установлены.
Предусмотренных законом оснований признать Шейка А.С. утратившим права пользования спорным жилым помещением, не имеется.
Сведений о том, что истец Шейка А.С. реализовал своё право на приватизацию жилого помещения ответчиком не приведено, доказательств того суду не представлено.
На основании ст. 18. Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно ст. 53 ЖК РФ гражданин, допустивший намеренное ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях – совершивший действия, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, принимается на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При таких обстоятельствах, с учётом положения норм жилищного законодательства, возражения ответчика администрации ГО ЗАТО Фокино, связанные с требованием Шейка А.С. ухудшить свои жилищные условия, отказавшись от прав на спорную квартиру, встать на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречат требованиям Закона, порождают правовую неопределённость, и в конечном итоге, нарушают жилищные права истца.
С учётом изложенного, исходя из взаимосвязных положений ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, суд признает за Шейка А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право пользования жилым помещением – квартирой № в <адрес> в <адрес> края, и наличие законных оснований для заключения с ним договора социального найма.
Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шейка А.С. к администрации ГО ЗАТО Фокино о признании права пользования жилым помещением, признании недействительным отказа в заключении договора социального найма на жилое помещение, о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, – удовлетворить.
Признать за Шейка А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право пользования жилым помещением – квартирой № в <адрес> в <адрес> края.
Признать недействительным отказ администрации ГО ЗАТО Фокино Шейка А.С. в заключении договора социального найма на жилое помещение – <адрес> в <адрес> края.
Возложить обязанность на администрацию ГО ЗАТО Фокино заключить с Шейка А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., договор социального найма на жилое помещение – <адрес> в <адрес> края.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Фокинский городской суд (с копиями по числу участвующих в деле лиц). Мотивированное решение – в окончательной форме, – будет изготовлено 21.03.2022. Стороны вправе получить копию решения в суде, начиная с 21.03.2022, срок обжалования решения – по 22.04.2022 включительно.
Председательствующий судья | Д.В. Денисов |