Решение по делу № 8Г-8973/2024 [88-9261/2024] от 03.09.2024

88-9261/2024 (2-3896/2023)

27RS0001-01-2023-003260-82

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 октября 2024 года                                                                   г.Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Соловьевой О.В.,

судей Бузьской Е.В., Старовойт Р.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО18 к Министерству жилищно- коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности,

по кассационной жалобе ФИО19, его представителя Горбатова Николая Юрьевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 июня 2024 года.

Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., объяснения представителя истца ФИО20 адвоката Дубровской Е.В., поддержавшей доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

ФИО21. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и просил возложить на ответчика обязанность включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в черте г. Хабаровска.

В обоснование требований указано, что, ФИО1 имеет статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Неоднократное обращение к ответчику с заявлениями о включении в соответствующий список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, к положительным результатам не привели, ему отказано во включении в список ввиду достижения им возраста 23 лет, без учета того, что права истца нарушены в несовершеннолетнем возрасте.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 26 октября 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства возложена обязанность включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам специализированных жилых помещений.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 июня 2024 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационных жалобах ФИО1, его представитель Горбатов Н.Ю. выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела. Полагают, что судом апелляционной инстанции не исследованы обстоятельства ненадлежащего исполнения государственными органами и учреждениями обязательств по защите прав несовершеннолетнего. Указывает, что после достижения совершеннолетия, он был лишен возможности обратиться с заявлением о постановке на учет по уважительным причинам.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены не были.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО8, 28 декабря 1980 года рождения, относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО9 лишена родительских прав на основании решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 5 марта 1986 года, сведения об отце в свидетельство о рождении внесены со слов матери.

Решением исполнительного комитета Индустриального района Совета народных депутатов от 24 января 1986 года №59 опекуном ФИО8 назначена ФИО10 (после изменения фамилии ФИО22).

Согласно справке КГБ ПОУ ХПЭТ от 23 марта 2023 года №63 ФИО1 обучался в техникуме по специальности «<данные изъяты>» на очном отделении в период времени с 11 августа 2000 года по 11 апреля 2001 года.

13 августа 2005 года выдано свидетельство об установлении отцовства ФИО23 в отношении ФИО8.

Согласно поквартирной карточке, выданной МУП г. Хабаровска «РКЦ» от 3 февраля 2023 года, ФИО1 зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО11.

Ранее ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес> 23 марта 1999 года, предоставленного на основании ордера ФИО12 на состав семьи 8 человек: ФИО12 - глава семьи, ФИО13ФИО24. - жена, ФИО13 - дочь, ФИО25 - сын, ФИО26. - сын, ФИО14 - сын, ФИО15 - дочь, ФИО16 - дочь.

Из представленной КГБУ «Хабкрайкадастр» и Управление Россрееста информации следует, что право собственности на объекты недвижимости за ФИО1 не зарегистрировано.

Разрешая спор и удовлетворяя требования ФИО1 о возложении обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края, суд первой инстанции, руководствовался статьями 2, 5, 8 Федерального закона от 21декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Хабаровского края от 13 октября 2005 года №304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», Законом Хабаровского края от 10 декабря 2012 года №253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае», исходил из того, что в период нахождения истца под опекой он не был поставлен на учет в несовершеннолетнем возрасте, что привело к нарушению его жилищных прав соответствующими должностными лицами, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку истец, являясь лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением не может быть лишен гарантированного и нереализованного права на предоставление жилого помещения.

Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия суда апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда не согласилась.

Отменяя решение суда и отказывая ФИО1 в иске, судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходила из того, что в юридически значимый период (18-23 года) ФИО1, являясь совершеннолетним, мер для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не принимал, за реализацией жилищных прав истец впервые обратился в возрасте 42 лет, доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременной реализации истцом права на обращение с заявлением о постановке на учет, либо что имел место отказ уполномоченного органа, истцом не представлено.

Суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции, поскольку юридически значимые обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы истца, его представителя, не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, несогласие с выводами суда.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ).

На территории Хабаровского края отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует Закон Хабаровского края от 10 декабря 2012 года №253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае.

В силу пункта 2 статьи 2 Закона Хабаровского края от 10 декабря 2012 года №253 право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным настоящим законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Принимая во внимание, что истец 1980 года рождения, с заявлением об обеспечении жилым помещением по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как имеющий право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до достижения им возраста 23 лет, обратился в возрасте 42 лет, суд апелляционной инстанции, проверив доводы истца о наличии уважительных причин, по которым он не был поставлен на такой учет – установление в 2009, 2010, 2011 годах по результатам МСЭ третьей группы инвалидности на 1 год, причина инвалидности «трудовое увечье на производстве», установлены 40% утраты профессиональной трудоспособности (в 2012 году по результатам МСЭ группа инвалидности не установлена, установлены 30% утраты профессиональной трудоспособности на 1 год до 1 марта 2013 года (акт освидетельствования №279, 298 от 29.02.2012), осуждение истца 26 февраля 2021 года к лишению свободы на 3 года условно с испытательным сроком на 2 года, 24 января 2022 года - к обязательным работам 180 часов с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортного средства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам специализированных жилых помещений у суда не имелось.

Судебная коллегия кассационного суда полагает, что в данной части постановление суда апелляционной инстанции соответствуют закону.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о неисполнении государственными органами и учреждениями обязанности по защите прав истца, заключающейся в отсутствии контроля за своевременной подачей заявления о включении в списки детей-сирот, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда апелляционной инстанции, поскольку законом предусмотрен заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан, то есть, возможность защиты прав таких лиц самостоятельно в течение пяти лет после достижения возраста совершеннолетия.

Как правильно указано судебной коллегией Хабаровского краевого суда, постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях предполагает активные меры и действия заинтересованных лиц по реализации имеющегося права, ФИО1 имел реальную возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения им совершеннолетия (1998 год), доказательств обратного последним не представлено.

    Доводы кассационной жалобы истца, его представителя, не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств.

    Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.

Поскольку нарушений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судом апелляционной инстанции допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.

    Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, его представителя Горбатова Николая Юрьевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 28 октября 2024 года.

8Г-8973/2024 [88-9261/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Мандельштам Борис Викторович
Ответчики
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Другие
Отдел опеки и попечительства по г. Хабаровску
Горбатов Николай Юрьевич
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Бузьская Елена Владимировна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
24.10.2024Судебное заседание
24.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее