64RS0<№>-72
Решение
Именем Российской Федерации
16 сентября 2024 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Ткаченко Ю.А.,
при секретаре Ледункиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>
г. Саратова в защиту прав и законных интересов Максимова А. В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов», об обеспечении доступа инвалидов к общему имуществу многоквартирного дома,
установил:
прокурор <адрес> города Саратова, действуя в защиту прав и законных интересов Максимова А. В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов», об обеспечении доступа инвалидов к общему имуществу многоквартирного дома,
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района в рамках рассмотрения обращения Максимовой М.Б. в интересах сына, инвалида 1 группы, Максимова А.В. проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности общего имущества для инвалидов в многоквартирном доме. В ходе проверки установлено, что Максимов А.В., <Дата> г.р., является инвали<адрес> группы (инвалидность с детства). Согласно перечню ограничений основных категорий жизнедеятельности индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида № <Дата> от <Дата> заявитель имеет 3 степень ограничения способности к передвижению и 2 степень ограничения способности к самообслуживанию. Максимову А.В. рекомендована кресло-коляска для передвижения на бессрочный период. Указанное техническое средство реабилитации гражданину выдано отделением СФР. <Дата>. Проверкой установлено, что Максимов А.В. проживает по адресу: г. Саратов, <адрес>. Согласно акту обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, входящим в состав жилищного фонда муниципального образования «Город Саратов», в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида <№> от <Дата> жилой <адрес> г. Саратова - 1984 года постройки, кирпичный, 9-этажный, 4-подъездный, кровля мягкая. Аварийным и непригодным для проживания дом в установленном законом порядке не признан, объектом культурного наследия местного значения не является. При визуальном осмотре дома выявлено, что территория, прилегающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, имеет асфальтное покрытие, состояние покрытия неудовлетворительное, поверхность асфальта неровная. Размер разворотной площадки для кресла-коляски перед крыльцом подъезда 3 (где проживает Максимов А.В.) составляет более 1,5 х 1,5 м, что соответствует норме. Входное крыльцо перед подъездом состоит из 4-х ступеней: 1- я ступень - высота подступенка 0,15 м., глубина поступи 0,31 м.; 2- я ступень - высота подступенка 0,15 м., глубина проступи 0,33 м.; 3- я ступень - высота подступенка 0,15 м., глубина проступи 0,32 м.; 4- я ступень - высота подступенка 0,25 м.
Ширина лестничного марша крыльца 560 м. Высота подъема крыльца 0,7 м. Длина горизонтальной проекции лестничного марша крыльца составляет 0, 96 м. Продольный уклон лестничного марша составляет - 73%, т.е. 35 градусов (при норме для устройства пандуса не более 5 градусов). С правой стороны крыльца установлен одноуровневый поручень на высоте 0,75 м., горизонтальная часть поручня короче длины лестничного марша крыльца и не имеет закругленных окончаний. На крыльце с левой стороны установлен пандус из просечно-вытяжного листа шириной 0,76 м., высота подъема пандуса 0,7 м. Длина горизонтальной проекции пандуса составляет 1,7. Продольный уклон пандуса составляет - 41,2 %, т.е. 22 градуса (при норме для устройства пандуса 5 градусов.
Ограждение имеется только с одной стороны пандуса, поручень одноуровневый на высоте 0,75 м., горизонтальная часть поручня равна длине пандуса и не имеет закругленных окончаний. Размер входной площадке для кресла-коляски на крыльце перед входной дверью в подъезд составляет 1,17 х 6,37 (должна быть не менее 1,4 х 2,0 м. или 1,5 х 1,85 м. при открывании дверей наружу). Наружная дверь - металлическая одностворчатая, с кодовым замком, дверного проема 2,05 м., ширина наружного дверного проема 0,91 м. (должен иметь ширину не менее 1,2 м.). Глубина откосов входной двери 0,49 м. Высота порога входной двери составляет 0,07 м. с наружной части двери и 0,04 м. с внутренней части двери (при норме не более 0,014 м.), ширина порога 0,04 м., скат не оборудован. Размер лестничной площадки для кресла-коляски на первом этаже между внутренней тамбурной перегородкой и первым лестничным маршем составляет 3,38 х 1,6 м. (минимальное пространство для поворота кресла-коляски на 90 градусов - размером 1,2 х 1,2 м., для разворота на 180 градусов - диаметром 1,4 м.) Лестничный марш между тамбуром и площадкой первого этажа состоит из 6 ступеней, высота подступенков 0,19 м., глубина проступей 0,3 м. Ширина лестничного марша 3,38 м. Высота подъема лестницы 1,14 м. Длина горизонтальной проекции лестничного марша 1,5 м. Продольный уклон лестничного марша составляет 76%, т.е. 37 градусов (при норме для устройства пандуса не более 5 градусов). Левый поручень - одноуровневый на высоте 0,77 м., от стены 0,15 м., горизонтальные части поручня равны длине лестничного марша и не имеют закругленных окончаний. На лестничном пролете установлен пандус из швеллера, ширина швеллеров 0,1 м., ширина пандуса 0,63 м., высота подъема пандуса 1,14 м. Длина горизонтальной проекции пандуса составляет 1,8 м. Продольный уклон пандуса - 63%, т.е. 30 градусов (при норме для устройства пандуса не более 5 градусов). Правый поручень между стеной и пандусом - одноуровневый на высоте 0,^ м., от стены на 0,5 м., горизонтальные части поручня равны длине лестничной марша и не имеют закругленных окончаний. Размер лестничной площадки для кресла-коляски на первом этаже составляет 3,38 х 1,62 м (минимальное пространство для поворота кресла-коляски на 90 градусов - размером 1,2 х 1,2 м; для разворота на 180 градусов – диаметром 1,4 м). Размер площадки первого этажа перед лифтом 3,67 х 2,62 м (минимально пространство для поворота кресла-коляски на 90 градусов - размером 1,2 х 1,2 л для разворота на 180 градусов - диаметром 1,4 м). Ширина дверного проема лифтовой кабины - 0,65 м. (при ширина инвалидной коляски - 0,63 м.). Ширина лифтовой кабины — 0,95 м, глубина лифтовой кабины — 1,1 м. Квартира <№> расположена на восьмом этаже. Размер площадки восьмого этажа перед лифтом 3,67 х 2,0 м (минимальное пространство для поворота кресла-коляски на 90 градусов — размером 1,2 х 1,2 для поворота на 180 градусов - диаметром 1,4 м), Секционная дверь на восьмом этаже - металлическая, одностворчатая, ширина проема 0,85 м (ширина внутренних дверных проемов должна быть не нее 0,9 м), глубина откоса 0,3 м, ширина порога 0,05 м, высота порога 0,05 м (при норме не более 0,0025 м), скат не оборудован. В связи с вышеизложенным, места общего пользования дома по адресу: г. Саратов, <адрес> не соответствуют Правилам от <Дата> <№>, а именно: -пп. «в» п. 25: входная площадка при открывании дверей наружу должна быть не менее 1,4 х 2 метра или 1,5 х 1,85 метра;- пп. «б» п. 27: при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами;- пп. «г» п. 27: промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении: при отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра, при устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках;- пп. «а» п. 29: наружный дверной проем должен иметь ширину не менее 1,2 метра; - пп. «в» п. 29: наружные двери могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 14 миллиметров;- пп. «д» п. 29: ширина внутренних дверных и арочных проемов должна быть не менее 0,9 метра, при глубине откоса открытого проема более 1 метра ширина проема должна быть не менее 1,2 метра;- п. 31: внеквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1,5 метра, минимальное пространство для поворота кресла-коляски на 90 градусов - размером 1,2 х 1,2 метра, для разворота на 180 градусов - диаметром 1,4 метра. Высота указанных коридоров должна быть не менее 2,1 метра. Перепады уровней и пороги устраняются путем устройства уклонов покрытий или пандусов, заделки или срезки порогов до высоты не более 25 миллиметров. Кроме того межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды принято решение <№> от <Дата>.об экономической целесообразности реконструкций или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района <Дата> внесено представление в Администрацию МО «Город Саратов». Согласно полученному <Дата> ответу выполнение данных работ осуществляется в рамках муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «Город Саратов» на 2018-2028 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образована «Город Саратов» от <Дата> <№>.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований просил суд обязать ответчиков создать условия для беспрепятственного доступа
маломобильных групп населения на лестничном пролете входной площадки и первого этажа в многоквартирном доме по адресу/<адрес>
В судебном заседании представитель истца Куксина К.Д. требования поддержала.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Алимов В.В. полагал требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица комитета по ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов» Бондаренко С.Е. полагала требования не подлежащими удовлетворению.
Иные участники процесса извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, об уважительности причин неявки не сообщили.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района в рамках рассмотрения обращения Максимовой М.Б. в интересах сына, инвалида 1 группы, Максимова А.В. проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности общего имущества для инвалидов в многоквартирном доме.
В ходе проверки установлено, что Максимов А.В., <Дата> г.р., является инвали<адрес> группы (инвалидность с детства). Согласно перечню ограничений основных категорий жизнедеятельности индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида № <Дата> от <Дата> заявитель имеет 3 степень ограничения способности к передвижению и 2 степень ограничения способности к самообслуживанию.
Максимову А.В. рекомендована кресло-коляска для передвижения на бессрочный период. Указанное техническое средство реабилитации гражданину выдано отделением СФР. <Дата>.
Проверкой установлено, что Максимов А.В. проживает по адресу: <адрес>.
Аварийным и непригодным для проживания дом в установленном законом порядке не признан, объектом культурного наследия местного значения не является.
Входная группа подъезда указанного многоквартирного дома, где проживает Максимов А.В. не приспособлена с учетом потребностей инвалидов к обеспечения условий их доступности для инвалидов.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района <Дата> внесено представление в Администрацию МО «Город Саратов».
Согласно полученному <Дата> ответу выполнение данных работ осуществляется в рамках муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «Город Саратов» на 2018-2028 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образована «Город Саратов» от <Дата> <№>.
Согласно ответу заместителя председателя комитета ЖКХ от <Дата> в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской <адрес> от <Дата> <№>-р «О создании областной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды» на территории муниципального образования «Город Саратов» создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального образования «Город Саратов», а также частного жилищного фонда (Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от <Дата> <№>). Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству на основании заявления гражданина Максимова А. В. являющегося инвалидом, в 2023 году проведено комиссионное обследование в целях оценки приспособления общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Саратов, <адрес>. Материалы обследования и комиссии направлены в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства для проведения оценки экономической целесообразности проведения работ по реконструкции или капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Согласно расчёту потребности в финансовых ресурсах, а также решения об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, стоимость работ, а именно установка электроподьемника составляет 1 млн. 607 тыс. руб. 48 коп. Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству проведены мероприятия по заключению договора на подготовку проектно-сметной документации для выполнения работ по приспособлению общего имущества в многоквартирном <адрес> в котором проживает инвалид Максимов А.В. с учётом его нужд и потребностей в рамках федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от <Дата> № 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, согласно его преамбуле определяет Федеральный закон от <Дата> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В статье 2 названного Закона приведено понятие социальной защиты инвалидов.
Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (часть 1 статьи 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом от <Дата> №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные обязательства между всеми уровнями публичной власти в Российской Федерации и на их основе закреплены на постоянной основе стабильные доходные источники за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. При этом при определении перечня доходов, в том числе налоговых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты, учитывались такие принципы как равномерность размещения их доходной базы по территории региона, степень их мобильности, взаимосвязь с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.
В случае недостаточности средств местного бюджета бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов, в том числе путем предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов, например, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из регионального бюджета; субсидий из федерального и (или) региональных бюджетов в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьями 14 – 16 Федеральным законом от 06.10.2003
№131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения Г. поселений, Г. округов, муниципальных районов (на территории сельских поселений) относится, в том числе, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Исходя из подп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от <Дата> №131-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п.5.1 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Федеральным законом от <Дата> №46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с ч.1 ст.9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства – участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от <Дата> №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, Г. округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В силу п.3 ст.26 Федерального закона от <Дата> №419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения ч.1 ст.15 Федерального закона от <Дата> №181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с <Дата> исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Подп.1 п.4 ст.26 Федерального закона от <Дата> №419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Утвержденными постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подп."в" п.10).
Согласно п.2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (п.23 Правил).
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (п.12 - 22 Правил).
Статьей 12 ЖК РФ установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со ст.36 ЖК РЫ, разделом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> определен перечень объектов, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, в числе которых лестницы, коридоры, фундаменты, земельный участок и иное имущество.
В соответствии с п.14 ст.1 ГрК РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
При этом действительно в силу положений п.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ и п.6 ч.7 ст.51 ГрК РФ, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).
В то же время ч.4.1 ст.36 ЖК РФ предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в ч.3 ст.15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Согласно пункту 38 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства РФ от N 815. в указанный перечень включены СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". (далее Свод правил).
Согласно п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, и возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла- коляски.
Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, которые устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Согласно п. 3 указанных Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают: в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений (далее - уполномоченный федеральный органов отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Судом установлено, что фактически многоквартирный дом по адресу: г. Саратов, <адрес> при его вводе - 1984 года в эксплуатацию не был оборудован с учетом потребностей инвалидов, в том числе маломобильных.
Отсутствие приспособлений в подъездах в многоквартирном доме для нужд маломобильных групп населения при сдаче дома в эксплуатацию также подтверждено общедоступными сведениями о технических характеристиках многоквартирного дома, размещенных в реестре объектов жилищного фонда государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" не предпринимались какие-либо действия по выполнению возложенной на нее обязанности по созданию для инвалида надлежащих условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, суд пришел к выводу о том, что именно администрация муниципального образования "Город Саратов" является надлежащим ответчиком.
Учитывая вышеуказанные нормы права и установленные по делу обстоятельства усматривается, что оснований для удовлетворения исковых требований к ответчику администрация <адрес> муниципального
При определении надлежащего ответчика судом также учитывались нормы Положения об администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской Г. Д., Устава муниципального образования г. Саратов, а также вышеуказанные нормы права.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, с учетом обстоятельств настоящего спора, считает необходимым установить срок для исполнения решения – 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.
Учитывая обстоятельства дела, перечень необходимых мероприятий, а также планирования финансирования данных мероприятий, исходя из приоритета обеспечения безопасности граждан, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора <адрес> г. Саратова в защиту прав и законных интересов Максимова А. В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» об обеспечении доступа инвалидов к общему имуществу многоквартирного дома, удовлетворить частично.
Возложить на администрацию муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН <данные изъяты>) обязанность создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения на лестничном пролете входной площадки и первого этажа третьего подъезда многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, <адрес> в соответствии с действующими строительными нормами и правилами в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> г. Саратова в защиту прав и законных интересов Максимова А. В. к администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов», об обеспечении доступа инвалидов к общему имуществу многоквартирного дома, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <Дата>.
Судья Ю.А. Ткаченко