Судья Коваленко И.А. дело № 33- 14398/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2020 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.
судей: Шамрай М.С., Тактаровой Н.П.
при секретаре Иванкович В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1894/2020 по иску Дегтяревой Н.В. к Министерству здравоохранения Ростовской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, по апелляционной жалобе Дегтяревой Н.В. на решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 июля 2020 г. Заслушав доклад судьи Шамрай М.С., судебная коллегия
установила:
Дегтярева Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Ростовской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, указав в обоснование заявленных требований, что является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы с 2000 года, с 2008 года – бессрочно, состоит на диспансерном учете в МБУЗ «Городской поликлинике № 1 г. Ростова-на-Дону», с диагнозом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА На основании заявления об отказе от получения набора социальных услуг отказалась от набора социальных услуг, предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в полном объеме.
В декабре 2019 года истцу поставлен диагноз ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА». С указанной даты Дегтярёва Н.В. начала осуществлять диспансерное наблюдение у врача-эндокринолога, которым ей назначались соответствующие лекарства для лечения последнего заболевания.
В 2020 году на имя истца МБУЗ «Городской поликлиникой № 1 г. Ростова-на-Дону выписывались рецепты НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13 апреля 2020 г., НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13 апреля 2020 г., НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07 мая 2020 г., НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07 мая 2020 г.
При обращении в аптечную организацию ГТПП Фармация № 6, льготное обслуживание Дегтярёвой Н.В. не предоставлено, со ссылкой на отсутствие в списке льготников.
Обращения Дегтярёвой Н.В. в Министерство здравоохранения Ростовской области по вопросу обеспечения её льготными лекарственными препаратами оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы с 2000 года по заболеванию «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», имеет заболевание эндокринной системы с диагнозом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», не может быть лишена права на обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе и в случае отказа в установленном законом порядке от социальной услуги в виде дополнительной бесплатной медицинской помощи, включающей в себя бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, в связи с заменой на ежемесячную денежную выплату, Дегтярёва Н.В. просила суд: обязать Министерство здравоохранения Ростовской области обеспечить истца льготными лекарственными препаратами и средствами диагностики по заболеванию «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА».
Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 июля 2020 г. в удовлетворении исковых требований Дегтярёвой Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе истцом ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом апеллянт указывает на то, что все лекарственные средства по имеющимся у нее заболеваниям отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством истец, как инвалид ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде дополнительного лекарственного обеспечения. Федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу, не предусматривается бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения только тех граждан, которые не отказались в установленном порядке от социальной услуги в виде дополнительной бесплатной медицинской помощи, в связи с заменой на ежемесячную денежную выплату. Также апеллянт обращает внимание на разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития РФ, содержащиеся в письме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ВС от 03 февраля 2006 г., в соответствии с которыми при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 890 от 30 июля 1994 г.
Министерством здравоохранения Ростовской области поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик Министерство здравоохранения Ростовской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания (л.д. 62), представителя не направило, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав истца Дегтярёву Н.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую об отмене решения суда, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дегтярёва Н.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы, состоит на диспансерном лечении в МБУЗ «Поликлиника № 1» с диагнозом «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА».
В декабре 2019 года истцу был установлен диагноз «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА». С указанной даты Дегтярёва Н.В. начала осуществлять диспансерное наблюдение у врача-эндокринолога, которым ей назначались соответствующие лекарства для лечения последнего заболевания.
Из пояснений истца, данных в ходе производства по настоящему делу, следует, что лекарственное обеспечение и тест-полоски предоставлялись истцу до марта 2020 г., с апреля выдача лекарственных препаратов и средств диагностики прекращена.
Из материалов дела следует, что в 2020 году на имя истца МБУЗ «Городской поликлиникой № 1 г. Ростова-на-Дону выписывались льготные рецепты (код заболевания по МКБ-10 - Е11.7 ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13 апреля 2020 г., НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13 апреля 2020 г., НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07 мая 2020 г., НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07 мая 2020 г., указан источник финансирования – бюджет субъекта Российской Федерации, бесплатно (л.д. 8-11).
При обращении в аптечную организацию ГТПП Фармация № 6 льготное обслуживание Дегтярёвой Н.В. не предоставлено, указано на отсутствие в списке льготников.
По вопросу льготного лекарственного обеспечения истец обращалась непосредственно к ответчику Министерству здравоохранения Ростовской области.
Согласно полученному ответу от 08 мая 2020 г. за исх. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу разъяснено, что обеспечить ее в настоящее время льготными рецептами не представляется возможным, ввиду того, что истец отказалась от получения набора социальных услуг в части обеспечения бесплатными лекарственными препаратами в пользу получения ежемесячной денежной выплаты.
Разрешая спор и постановляя решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», учел положения постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и фактически исходил из того, что, отказавшись с соблюдением установленного законом порядка от предоставления ей социальной услуги в виде обеспечения лекарственными средствами по льготным рецептам в пользу получения ежемесячной денежной компенсации, Дегтярёва Н.В., тем самым, согласилась с тем, что за счет упомянутых денежных средств она может приобретать необходимые лекарственные препараты, поэтому не имеется оснований для обеспечения истца лекарственными средствами по рецептам бесплатно. Своим правом на возобновление предоставления социальной услуги истец не воспользовалась, соответствующее заявление не подано. С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия с выводами суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Дегтярёвой Н.В. не может согласиться ввиду следующего.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е 10 – Е 14).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», всех лекарственных средств и медицинских изделий.
Абзацем 4 пункта 5 приведенного постановления предусмотрено право субъекта Российской Федерации вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для групп населения, не указанных в Приложениях №1 и №2 этого же постановления, а также обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Таким образом, анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что федеральный законодатель, устанавливая льготное (бесплатно или со скидкой) обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данную государственную гарантию в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий в сфере обеспечения лекарством граждан субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не предусмотрено.
Следовательно, данные меры социальной поддержки могут рассматриваться как предоставляемые либо лицам, относимым к конкретной социально защищаемой группе населения, определенной в законодательстве, либо лицам, страдающим заболеваниями, перечень которых также установлен законодательно.
При этом федеральным законодательством не установлены какие-либо изъятия из состава данных групп, обеспечиваемых лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст.19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство РФ постановлением от 10 декабря 2018 г. № 1506 утвердило «Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", которая в разделе V предусматривает осуществление обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям данного Раздела Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи обеспечение лекарственными препаратами бесплатно (или с 50-процентной скидкой) осуществляется исключительно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно и Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона №323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.
Предписание о необходимости принимать Территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится также в абзаце третьем раздела I (Общие положения) Федеральной программы.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 29 декабря 2018г. № 884 и также, как Федеральная программа предусматривает оказание бесплатной медицинской помощи гражданам, включая обеспечение лекарственными препаратами, при таких заболеваниях, как болезни эндокринной системы и болезни органов дыхания.
При этом, включенное в Территориальную программу региональным законодателем условие о том, что такое право имеют только лица, не отказавшиеся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и ограничивающее право лиц, страдающих заболеваниями, включенными в соответствующий Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890, не может применяться, как противоречащее требованиям федерального законодательства и ограничивающее круг лиц, имеющих право на бесплатное и льготное получение лекарственных препаратов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, утвержденных федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями как меру социальной поддержки, определяет, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации данные меры предоставляются в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний. То есть данные меры социальной поддержки могут рассматриваться как предоставляемые либо лицам, относимым к конкретной социально защищаемой группе населения, определенной в законодательстве, либо лицам, страдающим заболеваниями, перечень которых также установлен законодательно.
Как ранее было указано, пункт 5 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 в абзаце четвертом предусматривает право субъекта Российской Федерации вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для групп населения, не указанных в приложениях № 1 и 2 этого же постановления, в том числе ветеранам войны и труда, многодетным и малоимущим семьям, а также беременным женщинам и безработным, одновременно предусматривая в пункте 4 обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Таким образом, федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу, не предусматривается бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями только тех граждан, которые не отказались в установленном порядке от социальной услуги в виде дополнительной бесплатной медицинской помощи, включающей в себя бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, в связи с заменой на ежемесячную денежную выплату. В противном случае снижается уровень социальных гарантий в области охраны здоровья граждан Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1).
В силу указанного Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ инвалиды относятся к категории федеральных льготников.
Обеспечение инвалидов лекарственными средствами в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (ст. ст. 4.1, 6.1, 6.2), в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Согласно данному Федеральному закону от 17 июля 1999г. №178-ФЗ социальная услуга в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия адресована девяти категориям граждан, в том числе инвалидам.
При этом определены основания ее оказания:
1) субъекты получения услуги перечислены исчерпывающим образом и представляют собой малообеспеченные и незащищенные категории лиц, в том числе инвалидов;
2) назначение лекарственных препаратов осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, разрабатываемыми согласно ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Министерством здравоохранения Российской Федерации и включающими усредненные показатели частоты и кратности предоставления медицинских услуг, применения зарегистрированных лекарственных препаратов и т.д.;
3) назначаемые лекарственные препараты относятся к категории необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения, перечень которых утверждает Правительство Российской Федерации;
4) лекарственные препараты имеют рецептурный порядок назначения. Назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на их льготное получение, регламентировано Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019г. №14н.
Кроме того, ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определяет дополнительные требования к получателям услуг, оказываемых в рамках набора социальных услуг:
а) включение в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Названный Федеральный регистр формируется и ведется в соответствии с нормами ст. 6.4 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
б) отсутствие отказа от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами.
При этом формальный отказ от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами не означает лишения права на бесплатное лекарственное обеспечение. Это обусловлено двойственной правовой природой лекарственного обеспечения инвалидов.
Таким образом, с одной стороны, инвалиды включены по признаку нуждаемости в категорию социально слабозащищенных граждан, которым гарантирован определенный набор социальных услуг, в который входит и лекарственное обеспечение.
С другой стороны, льготное лекарственное обеспечение гарантировано им ввиду медицинских показаний (по характеру заболевания) - в связи с отнесением инвалидов к числу особых категорий лиц, дифференцированных по критериям профессиональной деятельности, особых заслуг, медицинскому и малообеспеченности (основание - Постановление № 890).
Такая двойственная природа права на лекарственное обеспечение инвалидов гарантирует льготную лекарственную помощь вне зависимости от согласия или отказа от набора социальных услуг.
Это означает, что инвалид, отказавшийся от лекарственного обеспечения в рамках набора услуг, предпочтя соответствующие денежные выплаты, не лишается льготных лекарств, в силу включения его в тот или иной перечень групп населения, получающих льготное лекарственное обеспечение по медицинским показаниям.
Как верно определил суд первой инстанции, юридически значимым для правильного рассмотрения настоящего дела обстоятельством, с одной стороны, являлось установление того, включена ли истец, являющаяся инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы, в тот или иной перечень групп населения, получающих льготное лекарственное обеспечение по медицинским показаниям, утвержденный постановлением Правительства РФ №890 (Приложение № 1 или №2).
Учитывая, что отдельные гарантии для больных ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА установлены вне зависимости от признания их инвалидом, поскольку заболевание ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА входит в Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики) отпускаются бесплатно (Распоряжение Правительства РФ от 10 декабря 2018г. № 2738-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019г., а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи»), в проверке нуждался вопрос о наличии правовых оснований к возложению на ответчика обязанности обеспечить Дегтяреву Н.В. лекарственными препаратами по заболеванию ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» по рецептам бесплатно в объеме, необходимом для лечения (т.1 л.д.3-10).
Как ранее было указано, к категории инвалидов, указанных в Приложении №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 («Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно»), отнесены в том числе инвалиды Великой Отечественной войны; инвалиды боевых действий на территориях других государств; приравненные к ним по льготам инвалиды; инвалиды I группы; неработающие инвалиды II группы; дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Истец, будучи инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы к указанной группе инвалидов, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, не относится.
Во вторую категорию (Приложение №2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. №890) включены: работающие инвалиды II группы; инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными («Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-ти процентной скидкой со свободных цен»).
Истец к категории работающих инвалидов II группы, инвалидов III группы, признанных в установленном порядке безработными также не относится.
С учетом изложенного, Дегтярева Н.В., вопреки выводам суда первой инстанции, к категории федеральных льготников, которым гарантировано предоставление такой социальной услуги, как обеспечение лекарственными средствами по льготным рецептам бесплатно, не относится.
Как ранее было указано, отдельные гарантии для больных сахарным диабетом установлены вне зависимости от признания их инвалидом, поскольку заболевание «сахарный диабет» входит в Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики) отпускаются бесплатно (Распоряжение Правительства РФ от 10 декабря 2018г. № 2738-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019г., а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи»).
Истец, имеющая заболевание ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» независимо от установления ей группы инвалидности, относится к категории граждан, имеющих право на получение бесплатно лекарственных средств и изделий медицинского назначения в силу Перечня категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики) отпускаются бесплатно.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции со ссылкой на Территориальную программу о том, что по смыслу действующего законодательства, обеспечиваются лекарственными препаратами по льготным рецептам в соответствии с Приложением № 2 к распоряжению Правительства РФ от 10 декабря 2018 г. № 2738-р инвалиды, имеющие право на получение государственной социальной помощи и не отказавшиеся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч.1 ст. 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно п. 5.2 Территориальной программы за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение, в том числе, лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Пунктом 8.11.5 Территориальной программы предусмотрено, что лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», осуществляется лекарственными препаратами в соответствии с приложением № 2 к Распоряжению Правительства РФ 10 декабря 2018 г. № 2738-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», включающим категорию граждан, имеющих заболевание «диабет».
Статьей 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено право гражданина, имеющего право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, на отказ от их получения полностью или частично в связи с заменой на ежемесячную денежную выплату.
Федеральным законодательством установлен субсидиарный, целевой характер государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Так, федеральный законодатель, устанавливая правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в преамбуле Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" четко отграничил социальную помощь от мер социальной поддержки и указал, что "предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации".
Соответственно, меры социальной поддержки по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями должны предоставляться гражданам, либо отнесенным к конкретным группам, определенным федеральным законодателем по объективным критериям нуждаемости в таковых мерах социальной защиты, либо по характеру заболевания без ограничения по основаниям, не связанным с данными критериями.
Таким образом, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации не могут быть лишены права на обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями граждане из числа законодательно установленного круга лиц, в том числе не допускается такое ограничение в случае отказа гражданина в установленном порядке от социальной услуги в виде дополнительной бесплатной медицинской помощи, включающей в себя бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, в связи с заменой на ежемесячную денежную выплату.
Включенное региональным законодателем в Территориальную программу условие (п. 8.11.5) применено быть не могло, как противоречащее требованиям федерального законодательства и ограничивающее круг лиц, имеющих право на бесплатное и льготное получение лекарственных препаратов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, утвержденных федеральным органом исполнительной власти.
Как отмечено выше в разделе V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019г. и на плановый период 2020 г. и 2021 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2018 г. № 1506, установлено обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данный перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. № 890 (Приложение № 1) предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание "диабет", лекарственных средств и медицинских изделий.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007г. № 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание "ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА", при оказании амбулаторно-клинической помощи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы ответчика о том, что истец отказалась от получения набора социальных услуг в части обеспечения лекарственными средствами, в связи с чем у Министерства здравоохранения Ростовской области отсутствуют полномочия по обеспечению её лекарственными препаратами. Обеспечение лекарственными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в силу вышеприведенных правовых норм должно производиться независимо от наличия прав Дегтяревой Н.В. на бесплатное получение препаратов за счет федерального бюджета в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Дегтярева Н.В., имеющая заболевание ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» и входящая в законодательно установленный Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 круг лиц, не может быть лишена права на обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе не допускается такого ограничения права в случае её отказа в установленном законом порядке от социальной услуги в виде дополнительной бесплатной медицинской помощи, включающей в себя бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, в связи с заменой на ежемесячную денежную выплату. В данном случае право на получение жизненно необходимых и важнейших для жизни и здоровья Дегтяревой Н.В. лекарств за счет бюджетных средств нарушено.
Судебная коллегия также учитывает, что обеспечение больного, проживающего в Ростовской области, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Российской Федерации в лице его компетентного исполнительного органа – Министерства здравоохранения Ростовской области, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели, поэтому в целях восстановления нарушенного права имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Ростовской области обеспечить Дегтяреву Н.В. льготными лекарственными препаратами и средствами диагностики по заболеванию «Диабет» в соответствии с медицинскими показаниями по рецептам бесплатно. Именно в компетенцию указанного органа входит организация обеспечения инвалидов лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями по рецептам.
На основании изложенного, с учетом анализа приведенных правовых норм, а также обстоятельств настоящего дела, судебная коллегия приходит к выводу, что истец, как лицо, имеющее заболевание эндокринной системы с диагнозом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», не может быть лишена права на обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе и в случае отказа в установленном законом порядке от социальной услуги в виде дополнительной бесплатной медицинской помощи, включающей в себя бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, в связи с заменой на ежемесячную денежную выплату, в связи с чем исковые требования Дегтярёвой Н.В. о возложении на Министерство здравоохранения Ростовской области обязанности обеспечить истца льготными лекарственными препаратами и средствами диагностики по заболеванию ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА подлежат удовлетворению. Обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Дегтярёвой Н.В.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 июля 2020 г. отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Дегтяревой Н.В. к Министерству здравоохранения Ростовской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами – удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Ростовской области обеспечить Дегтяреву Н.В. льготными лекарственными препаратами и средствами диагностики по заболеванию ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 08.12.2020 г.