Решение по делу № 3а-24/2022 (3а-112/2021;) от 25.11.2021

Дело № 3а-24/2022 (№ 3а-112/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

8 февраля 2022 г.                                                                                г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Папуловой С.А.,

при секретаре судебного заседания Мерзляковой А.Ю.,

с участием помощника прокурора ЕАО Волохович А.Д.,

административных истцов Желтобрюховой Ю.К., Чумаковой О.З.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Желтобрюховой Ю. К., Чумаковой О. З. о признании постановлений губернатора Еврейской автономной области от 01.04.2020 № 75                                      «Об установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Еврейской автономной области», от 20.03.2020 № 57 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Еврейской автономной области» недействующими в части,

УСТАНОВИЛ:

20.03.2020 губернатором Еврейской автономной области принято постановление № 57 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Еврейской автономной области» (далее - Постановление от 20.03.2020 № 57), текст которого опубликован 20.03.2020 в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» на сайте http:npa79.eao.ru.

В указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения постановлениями губернатора ЕАО от 09.11.2020 № 334, от 24.11.2020 № 358, от 15.01.2021 № 4, от 26.02.2021 № 43, от 30.04.2021 № 127, от 19.07.2021 № 206, от 29.07.2021 № 217, опубликованные в этом же сетевом издании 09.11.2020, 24.11.2020, 15.01.2021, 26.02.2021, 30.04.2021, 20.07.2021, 29.07.2021, соответственно.

Также, 01.04.2020 губернатором ЕАО принято постановлением № 75              «Об установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Еврейской автономной области» (далее - Постановление от 01.04.2020 № 75), текст которого опубликован 01.04.2020 в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» на сайте http:npa79.eao.ru.

В названный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения постановлениями губернатора ЕАОот 09.11.2020 № 334, от 24.11.2020 № 358, от 07.12.2020 № 373, от 21.12.2020 № 381, от 15.01.2021               № 4, от 29.01.2021 № 14, от 20.02.2021 № 31, от 26.03.2021 № 79, от 09.04.2021 № 106, от 30.04.2021 № 127, от 26.05.2021 № 144, от 15.06.2021 № 156, от 30.06.2021 № 185, от 29.07.2021 № 217, от 13.08.2021 № 225, от 01.09.2021                 № 235, от 01.10.2021 № 287, опубликованными в том же сетевом издании 09.11.2020, 24.11.2020, 07.12.2020, 21.12.2020, 15.01.2021, 29.01.2021, 24.02.2021, 29.03.2021, 12.04.2021, 30.04.2021, 26.05.2021, 16.06.2021, 01.07.2021, 29.07.2021, 13.08.2021,02.09.2021, 01.10.2021, соответственно.

29.10.2021 губернатором ЕАО принято постановление № 309                           «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления губернатора Еврейской автономной области», опубликованное 29.10.2021 в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru, которым Постановление от 20.03.2020 № 57 дополнено пунктом 5.1 следующего содержания:

- не допускать посещения фитнес-центров, кинотеатров, гостиниц, предприятий общественного питания, торговых центров гражданами, за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет, без предъявления ими                 QR-кода о полном курсе вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или иного документа, подтверждающего прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо QR-кода о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), не более шести месяцев назад, либо справки о наличии медицинского отвода от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), выданной медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «вакцинация (проведение профилактических прививок)», и документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), полученный не ранее чем за 72 часа до посещения, либо сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), либо документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), полученный не ранее чем за 72 часа до посещения, и документа, удостоверяющего личность гражданина.

В случае предъявления гражданином сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), содержащего сведения о медицинских противопоказаниях к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), также предъявляется документ, подтверждающий отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), полученный не ранее чем за 72 часа до посещения.

Постановление губернатора ЕАО от 01.04.2020 № 75, в редакции постановления от 29.10.2021 № 309, дополнено пунктом 3 следующего содержания:

- установить, что на территории Еврейской автономной области не допускается посещение лицами старше 18 лет без предъявления ими QR-кода о полном курсе вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или иного документа, подтверждающего прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо                  QR-кода о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), не более шести месяцев назад, либо справки о наличии медицинского отвода от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), выданной медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «вакцинация (проведение профилактических прививок)», и документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), полученный не ранее чем за 72 часа до посещения, либо медицинского сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), либо документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), полученный не ранее чем за 72 часа до посещения, и документа, удостоверяющего личность гражданина, следующих мероприятий, организаций и объектов:

с 1 ноября 2021 года - фитнес-центров, кинотеатров и гостиниц;

с 8 ноября 2021 года - спортивных, физкультурных, театрально-зрелищных и зрелищно-развлекательных мероприятий;

с 10 ноября 2021 года - предприятий общественного питания, торговых центров (за исключением аптек, аптечных пунктов и организаций, осуществляющих торговлю продовольственными товарами и (или) непродовольственными товарами первой необходимости, расположенных в торговых центрах).

В случае предъявления гражданином сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), содержащего сведения о медицинских противопоказаниях к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), также предъявляется документ, подтверждающий отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), полученный не ранее чем за 72 часа до посещения.

QR-код о полном курсе вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо QR-код о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предъявляется лицами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, на электронном устройстве или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Последующие изменения, внесённые в Постановление от 20.03.2020                № 57 постановлениями губернатора ЕАО от 29.10.2021 № 310, от 09.11.2021             № 313, от 17.12.2021 № 337 и в Постановление от 01.04.2020 № 75 постановлениями губернатора ЕАО от 29.10.2021 № 310, от 09.11.2021 № 313, от 17.12.2021 № 337, от 20.01.2022 № 8, не затрагивали положения приведённых выше пунктов.

Желтобрюхова Ю.К., Чумакова О.З. обратились в суд ЕАО с административным иском, уточнённым в порядке части 4 статьи 2, части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункта 5.1 Постановления от 20.03.2020 № 57, пункта 3 Постановления от 01.04.2020 № 75.

Требования мотивированы тем, что оспариваемые положения противоречат Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ (далее - ГК РФ), Федеральному закону от 10.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Отмечают, что работа ресторанов и любых заведений общепита подпадает под статью 426 ГК РФ «Публичный договор», пунктом 4 которой установлено, что правительство страны и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законом случаях могут регулировать особенности публичных договоров в некоторых сферах, однако правительство ЕАО таких полномочий не имеет.

Указывают, что нарушение прав и свобод человека запрещено, более того, согласно статье 45 Конституции РФ, государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в России.

В то же время перечисленные в Конституции права и свободы граждан не отрицают и не умаляют других общепризнанных прав и свобод человека - это указано в первой части статьи 55 Конституции РФ. Данную статью можно растолковать как меру острой необходимости: права и свободы гражданина могут быть ограничены законом в той мере, в какой это необходимо. В данном случае такая необходимость вызвана обеспечением обороны страны и безопасности государства.

Считают, что оспариваемые положения постановлений губернатора ЕАО самым непосредственным образом влияет на права административных истцов, определяя порядок передвижении их по общественным местам, в связи с чем последние ограничены в своих правах на занятие спортом, посещение кинотеатров, торговых центров.

Определением суда от 31.01.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён губернатор ЕАО Гольдштейн Р.Э., в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика - главный государственный санитарный врач по ЕАО Копылов П.В.

В судебном заседании административный истец Чумакова О.З. уточнённые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в административном иске. Просила прекратить производство по делу в отношении административного ответчика правительства ЕАО в связи с отказом от иска. Дополнительно пояснила, что оспариваемые Постановления от 20.03.2020 № 57 и от 01.04.2020 № 75 приняты губернатором ЕАО с превышением его полномочий. Считает, что путём введения Постановлениями губернатора ЕАО от 20.03.2020 № 57 и от 01.04.2020 № 75 QR-кода о полном курсе вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), административных истцов вынуждают пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что вступает в противоречия с положениями о добровольности вакцинации, а также недопустимости принуждения к медицинскому вмешательству. При этом, ни губернатор ЕАО, ни главный санитарный врач по ЕАО не уполномочены ограничивать права граждан, установленные Конституцией РФ. Отмечает, что термин «QR-код» является зарегистрированным товарным знаком, между тем, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие правомочия губернатора ЕАО на использование указанного термина «QR-код». Считает, что оспариваемые положения нарушают права административных истцов на свободное приобретение товаров и услуг. Идентификация по QR-кодам конкретного человека унижает его человеческое достоинство.

Административный истец Желтобрюхова Ю.К. поддержала уточнённые требования, а также позицию, изложенную административным истцом Чумаковой О.З.

Административный ответчик губернатор ЕАО Гольдштейн Р.Э., представитель административного ответчика правительства ЕАО, заинтересованное лицо главный государственный санитарный врач по ЕАО Копылов П.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены заблаговременно надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, судом их явка в суд обязательной не признавалась, в связи с этим на основании статьи 150, части 5 статьи 213 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

В письменных отзывах на административное исковое заявление представитель административных ответчиков правительства ЕАО, губернатора ЕАО Гольдшейна Р.Э. - М., действующая на основании доверенностей от 12.01.2022 № <...> и № <...>, соответственно, с заявленными требованиями не согласилась, указала, что Постановления от 20.03.2020 № 57, от 01.04.2020 № 75 приняты губернатором ЕАО в пределах представленных полномочий, в соответствии с требованиями норм федеральных и областных нормативных правовых актов. Указала, что поскольку оспариваемые в части акты приняты губернатором ЕАО, правительство ЕАО является ненадлежащим ответчиком по делу.

Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего возможным прекратить производство по делу в отношении правительства ЕАО, заявленные требования к губернатору ЕАО удовлетворению не подлежат, оценив нормативные правовые акты на их соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ и пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Оспариваемые в части нормативные положения по причинам, указанным административными истцами, дают последним основания полагать, что оспариваемыми в части Постановлениями губернатора ЕАО от 20.03.2020               № 57, от 01.04.2020 № 75 нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в связи с чем суд считает административных истцов Чумакову О.З., Желтобрюхову К.Ю. лицами, соответствующим требованиям части 1 статьи 208 КАС РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

В силу пункта 3 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Пунктом 2 части 2 статьи 214 КАС РФ предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу, если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа.

Суд считает, что отказ административных истцов от иска к правительству ЕАО не противоречит КАС РФ или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц, в связи с чем считает возможным принять отказ административных истцов Чумаковой О.З. и Желтобрюховой К.Ю. от административного иска к правительству ЕАО, производство по делу в указанной части прекратить.

В силу пунктов «б» и «з» части 1 статьи 72 Конституции РФ защита прав человека и осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий, относится к совместному ведению Российской Федерации и составляющих её субъектов.

Частями 2, 5 статьи 76 Конституции РФ установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопроса предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3).

Правовым актом, определяющим общие организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ), действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с названным Федеральным законом от 21.12.1994                    № 68-ФЗ, под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате, в том числе, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (часть 1 статьи 1); под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (часть 2 статьи 1).

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2).

Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режимеповышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1).

Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт «а» статьи 8).

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а2» статьи 10).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, и с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 названного Федерального закона, устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункты «а», «м», «у», «ф» пункта 1 статьи 11).

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19).

Из системного анализа указанных норм права следует, что на федеральном законодательном уровне установлены права регионального органа государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, с учётом складывающейся ситуации в регионе, предусматривать действующие на территории субъекта Российской Федерации дополнительные и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.

По решению Всемирной организации здравоохранения от 30.01.2020 эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11.03.2020 ситуация признана пандемией.

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.

Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а также Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», действие которого впоследствии было продлено Указами Президента РФ от 28.04.2020 № 294, 11.05.2020 № 316, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было поручено исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации (подпункт «а» пункта 2 Указа от 02.04.2020 № 239).

При этом установлено, что ограничительные и иные мероприятия могут реализовываться в различные периоды времени в пределах общего срока, установленного Указом Президента РФ (пункт 3Указа от 02.04.2020 № 239).

Положения пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.1999                    № 184-ФЗ предусматривают, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 12 Устава Еврейской автономной области (принят Законодательным Собранием ЕАО 08.10.1997) государственная власть в области в соответствии с Конституцией РФ осуществляется на основе: разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области (пункт 1 части 1); разделения на законодательную, исполнительную и судебную (пункт 2 части 1). Законодательную власть в области осуществляет Законодательное Собрание области (часть 2). Исполнительную власть в области осуществляют губернатор области, возглавляемое им правительство области и иные органы исполнительной власти области, формируемые правительством области в соответствии с названным Уставом (часть 3).

Согласно части 1 статьи 23, пункту 14 статьи 25 Устава ЕАО высшим должностным лицом области и одновременно главой исполнительной власти в области, является губернатор ЕАО, который в пределах своих полномочий издаёт постановления и распоряжения губернатора области и подписывает постановления и распоряжения правительства области.

Отношения в сфере защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций регулируются законом Еврейской автономной области от 20.04.2011 № 918-ОЗ «О защите населения и территорий Еврейской автономной области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера», статьёй 2 которого установлено, что к полномочиям губернатора области в сфере защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций относятся, в числе прочего, принятие решений по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий и осуществление общего руководства при проведении мероприятий по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций; принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи; с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории области или угрозы её возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, вправе устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ.

С учётом приведённых норм федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что к полномочиям губернатора ЕАО, как высшего должностного лица области, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти области, при угрозе возникновения на территории Еврейской автономной области чрезвычайной ситуации относится: введение режима повышенной готовности; принятие нормативных правовых актов в области защиты населения; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; определение перечня мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по её ликвидации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При таком положении, вопреки доводам административных истцов, суд считает, что губернатор ЕАО обладает достаточными полномочиями и компетенцией для принятия оспариваемых в части постановлений от 20.03.2020 № 57, от 01.04.2020 № 75 в редакции постановления губернатора ЕАО 17.09.2014 № 309.

Также судом установлено, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушена, требования к форме и виду оспариваемого нормативного правового акта соблюдены.

Так, Законом ЕАО от 19.04.2021 № 723-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Еврейской автономной области и правовых актов органов государственной власти Еврейской автономной области» (далее - Закон ЕАО от 19.04.2021 № 723-ОЗ) правовые акты органов государственной власти области (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну), подлежащие обязательному официальному опубликованию, публикуются в течение десяти дней со дня их принятия (часть 4 статьи 2).

Официальным опубликованием нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в газетах области «Биробиджанская звезда», «Биробиджанер штерн», в периодическом печатном издании «Информационный сборник Законодательного Собрания Еврейской автономной области», а также первое размещение (опубликование) его полного текста в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» (http://npa79.eao.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 3).

Законы области и правовые акты органов государственной власти области, требующие обязательного официального опубликования, вступают в силу одновременно на всей территории области со дня их официального опубликования, если законодательством Российской Федерации и области или самими законами или правовыми актами не установлены иной порядок и (или) срок вступления их в силу (часть 1 статьи 5).

Постановление губернатора ЕАО от 20.03.2020 № 57 в первоначальной редакции опубликовано20.03.2020 в сетевое издание «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru и в соответствии с частью 1 статьи 5 Закон ЕАО от 19.04.2021 № 723-ОЗ в этот же день вступило в законную силу.

Постановление губернатора ЕАО от 01.04.2020 № 75 в первоначальной редакции опубликовано 01.04.2020 в сетевое издание «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru и в этот день вступило в законную силу со дня его официального опубликования.

Изменения, внесённые в оспариваемые нормативные акты, постановлением губернатора ЕАО от 29.10.2021 № 309 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления губернатора Еврейской автономной области», вступили в силу со дня официального опубликования (постановление от 29.10.2021 № 309 опубликовано в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru - 29.10.2021, за исключением подпункта 1.1 пункта 1, вступающего в силу со дня официального опубликования, но не ранее 01.11.2021).

Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты с учётом внесённых в них изменений изданы высшим должностным лицом Еврейской автономной области - губернатором области в пределах компетенции, установленной приведёнными выше нормами федерального и регионального законодательства, подписаны надлежащим должностным лицом, приняты с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка его опубликования и вступления в силу.

Учитывая изложенное, довод административных истцов о принятии оспариваемых в части нормативных правовых актов с превышением полномочий органа исполнительной власти судом не может быть признан состоятельным, поскольку противоречит приведённым нормам федерального и регионального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Проверяя соответствие оспариваемых в части актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым указать, что доводы административных истцов о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям Конституции Российской Федерации, судом не могут быть рассмотрены.

Так, в соответствие с подпунктом «б» пункта 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с чем, а также с учётом части 5 статьи 208 КАС РФ, разрешая заявленные требования на предмет соответствия оспариваемых норм нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не правомочен производить анализ на их соответствие положениям Конституции Российской Федерации, поскольку не могут быть предметом проверки в порядке административного судопроизводства требования, подсудные Конституционному Суду Российской Федерации.

Проверяя оспариваемые нормы на соответствие другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Согласно положениям, закреплённым во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации (статьи 7). Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (пункты 1, 2 статьи 29).

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в частности со статьёй 2 Протокола № 4 «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней», подписанным 16 сентября 1963 года, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.12.2020 № 49-П, Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают своё значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.

В связи с этим Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путём принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.

Вместе с тем необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - учитывая, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) в соответствии с положениями которого, под ограничительными мероприятиями (карантин) понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (абзац 15 статьи 1).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2).

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится, в числе прочего, введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей (абзац 4 статьи 6).

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (пункт 2 статьи 31).

Главный государственный санитарный врач правомочен при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах; вносить предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациио реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды, введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) (подпункты 6, 8 пункта 1 статьи 51).

Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» и от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации возложена обязанность исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции, обеспечивать разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в том числе,введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.

В силу подпунктов 6, 7 пункта 23 Стратегии развития здравоохранения в РФ на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента РФ от 06.06.2019 № 254, к угрозам национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан наряду с прочим относятся: риск осложнения эпидемиологической ситуации на фоне неблагополучной ситуации в иностранных государствах по ряду новых и опасных инфекционных заболеваний; риск возникновения новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, спонтанная зараженность возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций, преодоление микроорганизмами межвидовых барьеров.

В Перечне поручений по итогам совещания с членами Правительства, утверждённом Президентом РФ 24.10.2021 № Пр-1998, рекомендовано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации: введение допуска на посещение гражданами отдельных организаций (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) только при наличии документа, в том числе в электронном виде, подтверждающего вакцинацию против коронавирусной инфекции (COVID-19) или ранее перенесённое заболевание, а для лиц, имеющих противопоказания к вакцинации - наличие медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации и отрицательного ПЦР-теста на наличие возбудителя коронавирусной инфекции SARS-CoV-2, полученного не позднее, чем за 72 часа (подпункт «б» пункта 6).

Распоряжением губернатора ЕАО от 05.02.2020 № 14-рг в целях недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории ЕАО введён режим повышенной готовности для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования с 12 часов 05.02.2020.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области (далее - Управление Роспотребнадзора по ЕАО), в зависимости от складывающейся в области санитарно-эпидемиологической ситуации, в адрес губернатора ЕАО направлялись предложения о введении на территории ЕАО ограничительных мероприятий (от 19.10.2021 № 79-00-02/18-3011-2021, от 25.10.2021 № 79-00-02/18-3051-2021, от 27.10.2021 № 79-00-02/18-3066-2021, от 28.10.2021 № 79-00-02/18-3120-2021).

Рекомендации по ограничению допуска лиц на отдельные объекты при отсутствии QR-кодов о вакцинации против новой коронавирусной инфекции либо о перенесённом не более 6 месяцев назад заболевании или документа о наличии медицинского противопоказания к вакцинации, были изложены в письме Управления Роспотребнадзора по ЕАО от 27.10.2021 № 79-00-02/18-3066-2021 и обусловлены результатами анализа заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории ЕАО.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 25.12.2020 № 49-П, подтвердив право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать конкретные меры, направленные на борьбу с пандемией (в том числе устанавливать правила поведения граждан в условиях режима повышенной готовности), ограничивающие, в частности, передвижение лиц и транспортных средств, федеральный законодатель вправе был полагать, что определение таких мер в условиях пандемии, неравномерно протекающей в разных регионах страны, гораздо эффективнее может осуществляться на уровне субъектов Российской Федерации. В свою очередь, органы власти субъектов Российской Федерации, участвуя в рамках единой государственной политики в данных отношениях, были вправе предусмотреть адекватные способы эффективного решения возложенных на них задач с учётом территориального и временного характера их действия, не допуская при этом несоразмерного ограничения конституционных прав и свобод граждан.

Таким образом, принятие оспариваемых в части постановлений было вызвано необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения чрезвычайной ситуации, сохранения здоровья в условиях, когда ранее принятые меры не привели к улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что введённое ограничение на посещение объектов в условиях ухудшения эпидемиологической обстановки не содержит признаков нарушения баланса общественных и личных интересов, не содержит необоснованного разделения людей на группы, не может носить дискриминационного характера и согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации.

Суд также принимает во внимание, что ограничения носят временный характер, предполагающий возможность изменения объёма ограничительных мероприятий в случае изменения эпидемиологической обстановки в области.

При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в ситуациях, связанных с распространением заболеваний, относится по общему правилу к дискреции законодателя.

Оценивая доводы административных истцов о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым постановлением, которым установлены принудительная вакцинация и обязательство по получению QR-кодов, суд полагает данные утверждения несостоятельными.

Статьёй 35 Федерального закона от 30.03.1998 № 52-ФЗ установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ), из содержания которого следует, что государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (пункт 1 статьи 4).

Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1 статьи 10).

Корона вирусная инфекция (2019-nCoV) (новая коронавирусная инфекция COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS- CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» отнесен ко II группе патогенности.

Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).

Приказом Минздрава России от 06.12.2021 № 1122н утверждены национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в соответствии с которыми прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (пункт 24 Приложения № 2).

При этом, в соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина (пункт 2); профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний (пункт 3).

Таким образом, законом предусмотрена возможность получения отвода по медицинским показаниям, а также полного отказа от вакцинации в связи с принципом добровольности медицинского вмешательства.

Оспариваемые в части постановления губернатора ЕАО от 20.03.2020            № 57 и от 01.04.2020 № 75 не содержат положений об обязательной вакцинации.

Одновременно суд отмечает, что предоставленные оспариваемыми в части нормативными правовыми актами послабления режима временной изоляции для лиц, прошедших вакцинацию против коронавирусной инфекции COVID-19 или перенесших в течение последних шести месяцев указанное заболевание, а также для лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинированию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или прошедшим вакцинацию первым компонентом двухкомпонентной вакцины или однокомпонентной вакциной против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обусловлено научно обоснованными данными, свидетельствующими о низком уровне угрозы распространения такими гражданами коронавирусной инфекции, и не содержат в себе признаков социальной и иной дискриминации, нарушения конституционного принципа равенства.

Судом также не приняты во внимание доводы административных истцов об отсутствии у губернатора ЕАО правомочия на использование термина                  «QR-код».

Так, приказом Минздрава России от 22.10.2021 № 1006н, утратившим силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 12.11.2021 № 1053н, утверждена форма медицинской документации «Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесённом заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)» и порядок её ведения, пунктом 4 приложения № 2 к которому предусмотрено использование QR- кода, как отображения информации о завершении в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или факте перенесённого заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), с наиболее поздней датой наступления события, а также срок действия QR-кода.

Пунктом 2 приказа Минздрава России от 12.11.2021 № 1053н установлено, что медицинская документация и сертификаты, содержащие сведения о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и (или) перенесённом заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), сформированные посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» до вступления в силу настоящего приказа, подлежат переоформлению в автоматическом режиме не позднее 1 февраля 2022 года. Двухмерные штриховые коды (QR-коды), подтверждающие сведения о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и (или) перенесённом заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), сформированные на региональных порталах государственных услуг и муниципальных услуг (функций) до вступления в силу настоящего приказа, действуют до окончания срока, на который они были выданы, и переоформлению не подлежат.

Также возможность ограничения допуска на мероприятия лиц, не имеющих QR-код, подтверждающий завершённую вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) или ранее перенесённое заболевание, сформированный на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), государственных информационных системах субъектов Российской Федерации, иных информационных системах на основании сведений, полученных из единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее вместе - информационный ресурс), предусмотрена постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2021 № 18.

Анализ положений, приведённых выше, позволяет сделать вывод о том, что QR-код сам по себе ограничительной мерой не является, а служит лишь средством, позволяющим подтвердить обстоятельство наличия прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 либо перенесённого заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Суд также принимает во внимание, что оспариваемые положения постановлений касаются возможности нахождения граждан в определённых местах, и соответственно, не регулируют вопросы заключения договоров, реализации товаров, оказания услуг, возможностей перемещения граждан на территории Еврейской автономной области и не содержат каких- либо предписаний, запретов на заключение договоров, приобретение товаров, услуг, и их перемещение, не предусматривают необоснованного отказа в реализации прав и не противоречат приведённым административными истцами положениям федерального законодательства.

Ограничение на посещение отдельных объектов, перечисленных в пункте 5.1 Постановления от 20.03.2020 № 57 и пункте 3 Постановления от 01.04.2020 № 75, действующего во взаимосвязи с общей системой конституционно-правового и соответствующего отраслевого законодательного регулирования, обусловлено объективной необходимостью реагирования на угрозу распространения коронавирусной инфекции на определённой территории, имеет исключительный и временный характер, преследует конституционно закреплённые цели защиты жизни и здоровья граждан.

Это означает, что данные ограничения не могут расцениваться как не основанные на федеральном законе и не согласующиеся с требованиями пропорциональности вводимых ограничений прав.

Суд также принимает во внимание, что исходя из конституционного принципа разделения властей, вопросы о принятии нормативных правовых актов, внесения в них изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, и суд не вправе возлагать на них обязанность по осуществлению нормативно-правового регулирования.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в подпункте «а» пункта 28 постановления Пленума от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части Постановления от 20.03.2020 № 57, от 01.04.2020 № 75,не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты в соответствии и во исполнение вышеуказанного федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу в связи с угрозой распространения в Еврейской автономной области новой коронавирусной инфекции COVID-19, заболевания, признанного опасным для окружающих, приняты в установленном законом порядке с соблюдением правил их введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, прав и законных интересов административных истцов не нарушают.

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Положения оспариваемых в части постановлений являются ясными и определёнными, какого-либо противоречия не содержат.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, оснований для признания недействующими пункта 5.1 Постановления от 20.03.2020 № 57, пункта 3 Постановления от 01.04.2020 № 75 не имеется, в связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 194, 195, 213-215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Желтобрюховой Ю. К., Чумаковой О. З. о признании постановлений губернатора Еврейской автономной области от 01.04.2020 № 75 «Об установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Еврейской автономной области», от 20.03.2020 № 57 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Еврейской автономной области» недействующим в части, оставить без удовлетворения.

Производство по административному делу по административному исковому заявлению Желтобрюховой Ю. К., Чумаковой О. З. о признании постановлений губернатора Еврейской автономной области от 01.04.2020 № 75 «Об установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Еврейской автономной области», от 20.03.2020 № 57 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Еврейской автономной области» недействующим в части, в отношении правительства Еврейской автономной области, прекратить.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск,                                 ул. Ломоносова, д. 57 «а») через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                 С.А. Папулова

Мотивированное решение изготовлено 11.02.2022.

3а-24/2022 (3а-112/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура ЕАО
Чумакова Оксана Зиновьевна
Желтобрюхова Юлия Константиновна
Ответчики
Правительство ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Папулова Светлана Александровна
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
25.11.2021Регистрация административного искового заявления
25.11.2021Передача материалов судье
30.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2022Подготовка дела (собеседование)
11.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Подготовка дела (собеседование)
08.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2022Судебное заседание
11.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее