РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Балтийск 3 сентября 2020 г.
Балтийский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Смыковой Г.А.,
при помощнике Ермолаевой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Александровой Марины Владимировны к Администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» о признании незаконным уведомления о несоответствии параметров объекта строительства, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Александрова М.В. в лице представителя Милюковой В.Ю. обратилась с административным иском к Администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» (далее – Администрация МО «БГО»), в котором просит признать незаконным Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от
18 июня 2019 г. Кроме того, просит обязать ответчика выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам на земельном участке для дальнейшего оформления права собственности на жилой дом. В уточненном исковом заявлении истица просила взыскать с ответчика в ее пользу стоимость оказания юридических услуг в размере 32000 руб., а также расходы на оплату госпошлины 300 руб.
В обоснование требований Александрова М.В. указала, что ей на праве аренды принадлежит земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 194 м по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под жилую застройку-индивидуальную.
14.06.2019 истцом в администрацию МО «БГО» направлено Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В процессе подготовки к строительству проследовало обращение в ООО «Гидротекс» для проведения кадастровых работ. К этому моменту монтаж дома из оцилиндрованного бревна был закончен. Специалистами ООО «Гидротекс» было выявлено, что 18.06.2019 ответчиком было составлено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Копия данного уведомления получена истцом посредством электронной почты 01.12.2019 от ООО «Гидротекс». От ответчика указанное письмо не поступало.
В уведомлении администрации МО «БГО» в качестве несоответствия параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства значились основания, что согласно Правилам землепользования и застройки МО «Городское поселение «Город Балтийск», утвержденным решением Балтийского городского Совета народных депутатов от 29.01.2013, земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне С-1 (зона дачных участков). Данная территориальная зона не предполагает планируемое размещение объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом.
С данным ответом истица не согласна, поскольку ни в Постановлении Правительства Калининградской области № 680 от 19.12.2017, ни в Приказах Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию от 30.05.2017 № указания на данный участок нет. На карте градостроительного зонирования, являющейся приложением к решению №, данный земельный участок обозначен как имеющий разрешенное пользование под ИЖС (Зона Ж-3 – зона застройки индивидуальными жилыми домами). Такие же обозначения значатся и на Генеральном плане муниципального образования городское поселение «Город Балтийск». Вид разрешенного использования земельного участка указан «под жилую застройку – индивидуальную». Между тем, никаких документов об изменении разрешенного вида использования земельного участка в адрес истца не направлялось.
В судебное заседание Александрова М.В. не явилась, о дне слушания дела извещена, в заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 85). Представители истца Милюкова В.Ю., действующая на основании доверенности (л.д. 8) и Плетенской С.Л., действующий на основании ордера, доводы административного иска поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Капланова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне С1 с видом разрешенного использования – ведение садоводства. В случае начала строительства истец должен привести в соответствие назначение данного земельного участка градостроительному регламенту в соответствии с установленными видами разрешенного использования земельных участков. Вид разрешенного использования земельного участка – под жилую застройку -индивидуальную был установлен до введения в действие градостроительных регламентов. В ходе судебного разбирательства представителям истца неоднократно предлагалось разрешить вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, что позволило бы строительство жилого дома, однако сторона истца отказалась. Полагала, что оснований для восстановления пропущенного срока в отношении оспариваемого Уведомления у ответчика не имеется, поскольку отсутствуют доказательства направления данного документа в адрес истца.
Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее Агентство), привлеченное к участию в деле в качестве 3-го лица, о дне слушания дела извещено, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В письменных возражениях на иск просило в удовлетворении заявленных требований Александровой М.В. отказать, полагая Уведомление Администрации МО «БГО» о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 18.06.2019 законным и правомерным, поскольку оно соответствует требованиям ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ и прав административного истца не нарушает.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как видно из материалов дела, на основании постановления администрации МО «Балтийский муниципальный район» № от 25.05.2011 и договора аренды от 25.05.2011 спорный земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района в <адрес> под жилую застройку – индивидуальную, предоставлен М.В.А. (л.д. 12-13).
На основании соглашений от 14.07.2011, 18.06.2018 о передаче прав и обязанностей по договору аренды № от 25.05.2011 арендатором спорного земельного участка с 2011 года является истец Александрова М.В. (л.д. 18-19, 21, 22-25).
Указанные обстоятельства также подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, где вид разрешенного использования спорного земельного участка определен «под жилую застройку - индивидуальную» (л.д. 42-48).
Из пояснений представителя истца Милюковой В.Ю. следует, что в 2019 году на спорном земельном участке истицей начато строительство жилого дома.
Как следует из положений ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве),
В соответствии с ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, определены в ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).В соответствии с частью 1, пунктами 1, 3, 4 части 2, частью 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к перечисленным в части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) территориальным зонам, в частности к жилым.
В силу частей 2, 3, 4 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Аналогичное положение закреплено законодателем в п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализ приведенных положений указывает на то, что в каждом конкретном случае при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка.
14.06.2019 Александрова М.В. направила в администрацию МО БГО Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д. 93-96).
18.06.2019 администрацией МО «БГО» выдано уведомление о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по тем основаниям, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Городское поселение «Город Балтийск», утвержденным решением Балтийского городского Совета депутатов от 29 января 2013 года № (с внесенными в последующем изменениями и дополнениями) и Постановлением Правительства Калининградской области от 19 декабря 2017 года № 680, земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне С-1 (зона дачных участков). Данная территориальная зона не предполагает планируемое размещение объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом (л.д. 10-11).
Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» (далее Правила) утверждены решением Балтийского городского Совета депутатов от 29 января 2013 г. №.
Законом Калининградской области от 31 мая 2018 г. № 176 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Балтийский муниципальный район», и организации местного самоуправления на объединенной территории» были объединены с 1 января 2019 г. территории муниципального образования - городского поселения «Город Балтийск», муниципального образования «Приморское городское поселение», муниципального образования «Сельское поселение Дивное». Городское поселение, образованное путем вышеуказанного объединения территорий поселений, входящих в состав муниципального образования «Балтийский муниципальный район», наделено статусом городского округа (БГО).
Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 г. № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» утверждение правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в такие документы отнесены к полномочиям Правительства Калининградской области.
В соответствии с вышеуказанными Правилами для земельного участка административного истца установлена функциональная зона С-1, - зона дачных участков, с видом разрешенного использования: размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры: размещение хозяйственных строений и сооружений: размещение жилого дачного дома, осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля.
Таким образом, на момент приобретения истцом прав и обязательств по договору аренды спорный земельный участок уже располагался в территориальной зоне дачных участков.
Допрошенный в ходе судебного разбирательства главный архитектор
г. Балтийска С.Р.В. пояснил, что спорный земельный участок находится в зоне С1, с учетом изменений классификатора видов разрешенного использования земельных участков – в зоне ведения садоводства.
Согласно части 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
При обращении Александровой М.В. Администрацией БГО была выявлена недопустимость строительства нового объекта на земельном участке, не соответствующем градостроительному регламенту, в связи с чем, ответчиком правомерно направлено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке.
Данные обстоятельства также следуют из возражений на иск Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Довод административного истца о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №– под жилую застройку – индивидуальную, был установлен при передаче земельного участка в аренду и его последующее отнесение к зоне С1 под «ведение садоводства» не может препятствовать возведению на этом земельном участке индивидуального жилого дома, противоречит нормам ст. 51.1 ГрК РФ, в силу которых решение о выдаче разрешений на строительство объекта индивидуального жилищного строительства принимается в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Кроме того, строительство индивидуального жилого дома противоречит и виду разрешенного использования земельного участка, определенного Классификатором видов разрешенного использования земельный участков (Приложение к приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г.
№ 540), где ведение садоводства предполагает, в том числе, размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, на что в своих возражениях также ссылался представитель ответчика.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, принятое Администрацией муниципального образования «Балтийский городской округ» 18 июня 2019 года, соответствует действующим нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца; принято органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия такого решения и содержание оспариваемого Уведомления соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По изложенным выше причинам не имеется и оснований для удовлетворения требований об обязании ответчика выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам на земельном участке для дальнейшего оформления права собственности на жилой дом, а также для взыскания с ответчика в ее пользу стоимости судебных расходов по оказанию юридических услуг и оплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Александровой Марины Владимировны к Администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» о признании незаконным уведомления о несоответствии параметров объекта строительства, взыскании судебных расходов, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области Г.А.Смыкова
Мотивированное решение суда изготовлено 15.09.2020.