Дело № 2а-665/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2019 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Власовой О.А.,
при секретаре Дюкареве А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области к Васильеву Ивану Викторовичу о взыскании недоимки по налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Васильеву И.В. о взыскании недоимки по налогу. В обоснование исковых требований указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку обладает объектами, подлежащими налогообложению по данному виду налога.
Административным ответчиком не производилась уплата налогов, согласно налоговых уведомлений, направляемых административным истцом в адрес налогоплательщика.
В связи с неуплатой налога в срок, на основании ст. 75 НК РФ, административному ответчику была начислена пеня и в его адрес были направлены требования об уплате налога, сбора, пени и штрафов: № от <дата> об уплате пени в размере 7 553,09 руб. в срок до <дата>; № от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 71 705,00 руб., пени в размере 59,16 руб. в срок до <дата>.
Итого начислено по требованиям 79 317,25 руб.
Итого не уплачено по требованиям 78 900,48 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района <адрес> от <дата> был отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района <адрес> №а-6-654/2018 от <дата> о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу, в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения.
Административный истец просил суд взыскать с Васильева И.В. задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 71 705,00 руб., пени в размере 7 195,48 руб., а всего 78 900,48 руб.
В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился. До начала судебного заседания представил ходатайство, в котором просил суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В судебное заседание административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился. Административный ответчик неоднократно извещался судом о времени и месте рассмотрения дела по известному месту жительства, подтвержденному адресными справками УВМ ГУ МВД России по Ростовской области, УВМ МУ МВД России «Новочеркасское». Судебные извещения, направляемые в адрес Васильева И.В., были возвращены, в связи «с истечением срока хранения», а также вручены административному ответчику, что подтверждается отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.
Таким образом, судом предприняты все возможные меры к надлежащему извещению ответчика о времени и месте судебного разбирательства.
Однако, административный ответчик в суд не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, своего представителя в суд не направил, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не представил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал.
Применительно к правилам ч. 2 ст. 100 КАС РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
В соответствии с требованиями ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные положения содержатся в п.п.1 п.1 ст. 23 НК РФ.
Налогоплательщиками транспортного признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (п.1 ст. 45 НК РФ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный ответчик в 2016 году обладал следующими транспортными средствами, являющимися объектами налогообложения: автомобилем Тойота Королла, государственный регистрационный знак М300УУ61, автомобилем Камаз 532120, государственный регистрационный знак А207КС161, автомобилем УАЗ 39629, государственный регистрационный знак У345НН61, автомобилем Камаз 65117-62, государственный регистрационный знак Е590КС161, автомобилем Камаз 5320, государственный регистрационный знак Т612ВМ161, автомобилем Камаз 65117-N3, государственный регистрационный знак Т566ОР161, автомобилем Камаз 6511762, государственный регистрационный знак У114ТК161, автомобилем Тойота Ленд Крузер Прадо, государственный регистрационный знак В300ХО61.
На основании чего, административный ответчик является плательщиком транспортного налога.
МИФНС России № по Ростовской области административному ответчику за <дата> год был начислен транспортный налог и в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате, в том числе, транспортного налога в размере 71 705,00 руб. в срок до <дата>.
В связи с неуплатой налогов в срок, на основании ст. 75 НК РФ, административному ответчику была начислена пеня.
В соответствии со ст. 69 НК РФ, налоговым органом налогоплательщику заказными письмами были направлены требования об уплате налога, сбора, пени и штрафов: № от <дата> об уплате пени в размере 7 553,09 руб. в срок до <дата>; № от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 71 705,00 руб., пени в размере 59,16 руб. в срок до <дата>.
Однако вышеуказанные требования административным ответчиком не исполнены, недоимка по налогам в добровольном порядке не погашена.
В связи с чем, административный истец обратился к мировому судье судебного участка № Новочеркасского судебного района Ростовской области с заявлением о вынесении судебного приказа
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района Ростовской области № от <дата> о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу был отменен определением мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района Ростовской области от <дата>, в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения.
В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.5 ст. 289 КАС РФ).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п.п.3 п.1 ст. 48 НК РФ).
По общему правилу, установленному ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, срок обращения в суд с иском о взыскании обязательных платежей и санкций составляет шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате таковых.
Вместе с тем, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Из материалов дела следует, что судебный приказ мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района Ростовской области № от <дата> о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу был отменен определением мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района Ростовской области от <дата>.
Таким образом, с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу административный истец должен был обратиться в срок до <дата>.
Настоящее административное исковое заявление МИФНС России № по Ростовской области датировано <дата>, поступило в Новочеркасский городской суд Ростовской области <дата>.
В оответствии с ч. 2 ст. 93 КАС РФ, в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.
С учетом того, что <дата> – нерабочий день, а следующим за ним рабочим днем является <дата>, то административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением в срок, установленный абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ.
Проверив расчет задолженности по налогу, представленный административным истцом, суд признает его верным. Административный ответчик доказательств уплаты транспортного налога, в нарушение требований ст. 62 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в материалах дела письменных доказательств уплаты административным ответчиком недоимки по налогу, учитывая, что установленный вышеприведенными нормами законодательства срок для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций административным истцом не пропущен, исковые требования в части взыскания задолженности по транспортному налогу являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Разрешая исковые требования в части взыскания пени, суд приходит к следующему.
Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пеней, порядок, условия начисления и уплаты которой установлены ст. 75 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании п. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст. 75 НК РФ).
Таким образом, обязанность по уплате пеней с учетом положений вышеуказанных законоположений, является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.289 КАС РФ).
Заявляя требования о взыскании пени, административный истец обязан представить суду совокупность доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона об их относимости и допустимости, в подтверждение таких юридически значимых для рассмотрения подобного спора обстоятельств, как, вид и размер налога, иного обязательного платежа, на который начислена пеня, факты неуплаты такого налога, обязательного платежа и его принудительного взыскания, либо его несвоевременной оплаты при том, что не истек срок взыскания пени; соблюдение срока обращения в суд с административным иском (при отсутствии ходатайства о восстановлении в случае пропуска такового), а также проверяемый на правильность расчет заявленных требований.
При отсутствии вышеуказанной совокупности доказательств требования иска не могут быть удовлетворены.
Согласно требованию № от <дата> и расчету пени (л.д.12-13), размер пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 71 705,00 руб. за 2016 год составляет 59,16 руб. Именно в сумме 59,16 руб. требования о взыскании пени являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Требования о взыскании пени в большем размере удовлетворению не подлежат, поскольку административным истцом не представлено надлежащей совокупности доказательств обоснованности ее начисления.
Из представленного в материалы дела расчета пени, ее обоснованность в размере отыскиваемой суммы не доказана, так как она начислена на сумму недоимки, не являющуюся предметом требований. Сам по себе факт указания в требованиях налогового органа недоимки не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим об обоснованности ее начисления, что исключает возможность взыскания с административного ответчика пени в заявленном размере.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.
Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями БК РФ, судам необходимо руководствоваться положениями БК РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с чем, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 352,92 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150, 175-180, 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 13 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░ ░ ░░░░░░░ 71 705 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 59 ░░░░░░ 16 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 71 764 ░░░░░ 16 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 352 ░░░░░ 92 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░