РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июня 2021 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Юдакова С.А.,
при секретаре Булдиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-997/2021 (УИД 71RS0015-01-2021-001899-60) по исковому заявлению Стоянова Петра Николаевича к администрации г. Тулы о признании права собственности на индивидуальный жилой дом,
установил:
Стоянов П.Н. обратился в суд с иском к администрации г. Тулы в котором просил признать за ним право собственности на индивидуальный жилой дом, площадью 96,7 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> по техническим характеристикам согласно технического плана здания подготовленного кадастровым инженером ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец Стоянов П.Н. указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> В 2020 году на данном земельном участке истцом было начато возведение индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома. На данное уведомление Администрацией г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ было выдано уведомление о соответствии параметров строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке. Вместе с тем, согласно произведенным кадастровым инженером замерам в процессе строительства, произошло отклонение с одной стороны от указанных ранее параметров строительства. Позже при рассмотрении заявления истца администрацией г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ выдано уведомление о несоответствии минимальных отступов от границ земельного участка для ИЖС.
В соответствии с заключением эксперта <данные изъяты>» у обследованного жилого дома нарушения СНиП отсутствуют. Конструктивные решения и строительные материалы жилого дома соответствуют современным техническим, экологическим и противопожарным нормам и правилам. Жилой дом пригоден для дальнейшей эксплуатации по функциональному назначению, не нарушает права и охраняемые законом интересы других граждан, не создает угрозу жизни и здоровью.
Истец Стоянов П.Н. и его представитель по доверенности Ефимова О.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела слушанием не ходатайствовал.
Третьи лица Кравец Е.В., Кравец Т.А., в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, также в заявлении указали, что не возражают против удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ч. 1 ст.3). Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12).
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе и путем признания права.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (ст. 218 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам с учетом градостроительных и строительных норм и правил, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов требований о целевом назначении земельного участка.
Указанные нормы права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь предполагают одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.
Деление земель по целевому назначению на категории (п.1 ст. 7 ЗК РФ), является одним из основных принципов земельного законодательства (подп.8 п.1 ст. 1 ЗК РФ). Собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 42 ЗК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ), а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства — в ст. 37 ГрК РФ, которой применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Документами, устанавливающими территориальные зоны и градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки утверждаемые органами местного самоуправления, органом государственной власти субъекта РФ (п.8 ст.1 ГрК РФ).
Во исполнение вышеуказанных положений ГрК РФ Решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, определяющие различные территориальные зоны.
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются ст. 222 ГК РФ (п.2 ст. 263 ГК РФ).
Статьей 222 ГК РФ определены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество является самовольной постройкой, а именно строение возведено: на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; без получения необходимых разрешений; с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).
Градостроительный кодекс РФ определяет строительство как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (п. 13 ст.1).
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, а также ст. 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, выдаваемое органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома (пп. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ), эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства (реконструкции) (ч. 3 ст. 55.24 ГрК РФ). Застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции подает уведомление об окончании строительства или реконструкции (ч. 16 ст. 55 ГрК РФ), а уполномоченный орган проводит проверку возведенных объектов и по ее результатам направляет застройщику либо уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов требованиям законодательства (ч. 19), либо их не соответствии (ч. 20).
Уведомлении о соответствии строительства (реконструкции) является основанием для регистрации прав на самовольную постройку.
Следовательно, владелец земельного участка, в соответствии с его целевым назначением, вправе возводить на нем жилые и иные здания, а также в соответствии с Градостроительным кодексом РФ производить реконструкцию принадлежащих ему объектов, строений и сооружений. После завершения строительства извещает об этом надлежащий орган, который по результатам проверки либо подтверждает возможность легализации самовольной постройки, либо указывает на ее недостатки.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей определены ст. 8 ГК РФ, которые, возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (пп.3, п.1), из договоров и иных сделок (пп.1 п.1).
Судом установлено, что Стоянов П.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, для иных видов жилой застройки по адресу: <адрес>
Границы участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», дата внесения сведений в ГКН о земельном участке – ДД.ММ.ГГГГ.
По утверждению истца Стоянова П.Н. он своими физическими силами и за счет собственных финансовых средств на принадлежащем ему земельном участке построил индивидуальный жилой дом. Строительство было завершено в 2020 году.
Из технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного кадастровым инженером <данные изъяты>» ФИО1 следует, что индивидуальный жилой дом 2020 года постройки расположен на земельном участке с кадастровым номером №, имеет общую площадь 96,7 кв.м. Право собственности на данный объект недвижимости не зарегистрировано. Имеются отметки о согласовании с АО «Газпром газораспределение Тула» и АО «Тулагорводоканал», филиалом «Тулэнерго».
Администрация г. Тулы на обращение истца Стоянова П.Н. уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ указала, что заявленные отступы от границ земельного участка до объекта капитального строительства противоречат утвержденным Правилам землепользования и застройки МО г. Тула.
Таким образом, собственник земельного участка во внесудебном порядке не смог урегулировать вопрос в отношении самовольно возведенной постройки.
По смыслу ст. 222 ГК РФ нарушение процедуры легализации спорной постройки не является достаточным основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время истец предпринимал меры к их легализации.
Пункт 3 ст. 222 ГК РФ определяет, что право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Из технического заключения <данные изъяты>» от № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обследованный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> построен в 2020 году. По состоянию на 2020 год рассматриваемый земельный участок находился в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Строение соответствуют параметрам, установленным документацией планировке территории, правилами землепользования и застройки и обязательными требованиям к параметрам постройки, содержащимися в иных документах. Не нарушает предельные параметры разрешенного строительства. Жилой дом, площадью 96,7 кв.м., располагается в границах обособленного земельного участка. Категория земель и разрешенное использование полностью совпадают с фактическим использованием земельного участка. Положение жилого дома в целом, а также соответствует планировке территории, правилам пользования и застройки, а также обязательным требованиям к параметрам постройки. Жилой дом не нарушает требования СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования жилым зданиям и помещениям». Конструктивные решения и строительные материалы жилого дома соответствуют современным техническим, экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам, и противопожарным нормам и правилам. Жилой дом соответствует (на дату проведения экспертизы) требованиям установленным документацией по планировке территории, правилам пользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, пригоден для эксплуатации», не нарушает права и законные интересы третьих лиц и лиц в нем проживающих, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Сохранение жилого в реконструированном состоянии, с учетом произведенной реконструкции, не создает жизни и здоровью граждан.
Изучив заключение, принимая во внимание систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, суд признает достоверным и допустимым данное заключение, поскольку оно является достаточно полным, ясным. Заключение проводилось и оформлено в соответствии с традиционной методикой судебной экспертизы. У суда не возникает сомнений в правильности и обоснованности технического заключения, противоречия в его выводах отсутствуют. Данное заключение соотносится с иными исследованными судом доказательства, определяющими положение спорной постройки в границах участка, принадлежащего истцу.
Легализация самовольной постройки в соответствии с номами ст. 222 ГК РФ возможна лишь при наличии прав на земельный участок, на котором та расположена.
Как ранее установлено судом Стоянову П.Н. в <адрес> на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №.
Заключение <данные изъяты>» так же подтверждает, что самовольно возведенный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № на момент возведения жилого дома в 2020 году в зоне Ж-1 предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами и ведения личного подсобного хозяйства в районе сложившейся застройки.
Таким образом, суд полагает установленным, что спорный жилой дом расположен на земельном участке с видом разрешенного использования — личное подсобное хозяйство, собственником которого является Стоянов П.Н.
Смежные землепользователи Кравец Е.В., Кравец Т.А., не возражают против сохранения самовольной постройки, о чем свидетельствует соответствующее согласие, представленное в материалы гражданского дела.
Одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т. д. (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014).
Доказательства тому, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, изъятым из оборота или земельным участкам, ограниченным в обороте (ст. 27 ЗК РФ), в материалы дела не представлены.
Каких-либо доказательств, которые бы опровергали или ставили под сомнение заключения специалистов в отношении самовольной постройки, как и доказательств ее положения в границах участка, не отведенном для целей жилищного строительства, нарушения строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, нарушающих права и охраняемые законом интересы иных лиц, наличия угрозы жизни и здоровью граждан произведенной самовольной реконструкцией, суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что самовольная постройка расположена в границах принадлежащего истцу земельного участка в соответствии с его целевым использованием, не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни или здоровью, в связи с чем на нее может быть признано право собственности.
На основании установленных обстоятельств и исследованных доказательств, оценив их в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Стоянова Петра Николаевича удовлетворить.
Признать за Стояновым Петром Николаевичем право собственности на индивидуальный жилой дом, площадью 96,7 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> по техническим характеристикам согласно технического плана здания подготовленного кадастровым инженером ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2021.
Председательствующий