ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-18299/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 25 сентября 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Кравченко Н.Н.,
рассмотрев заявление Ивашовой Натальи Сергеевны о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу 19RS0005-01-2016-000273-92 по иску акционерного общества «Альфа-Банк» к Ивашовой Наталье Сергеевне о взыскании задолженности по кредитному договору,
по кассационной жалобе Ивашовой Натальи Сергеевны на определение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 16 января 2023 г., апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия от 12 апреля 2023 г.,
установил:
Ивашова Н.С. обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Требования мотивированы тем, что Алтайским районным судом Республики Хакасия выдан исполнительный лист № по гражданскому делу № по иску АО «Альфа-Банк» к Ивашовой Н.С. о взыскании задолженности по кредитному договору, который направлен в адрес взыскателя 6 апреля 2016 г. 17 октября 2022 г. судебным приставом-исполнителем Алтайского районного отделения УФССП по Республике Хакасия возбуждено исполнительное производство №. По мнению Ивашовой Н.С. срок предъявления к принудительному исполнению исполнительного листа № выданного судом 26 февраля 2016 г., на момент возбуждения исполнительного производства истек, в связи с чем имеются основания для прекращения исполнительного производства.
Определением Алтайского районного суда Республики Хакасия от 16 января 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Хакасия от 12 апреля 2023 г., в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства отказано.
В кассационной жалобе Ивашовой Н.С. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Письменных возражений по доводам кассационной жалобы не поступило.
На основании ч.10 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Алтайского районного суда Республики Хакасия от 26 февраля 2016 г. с учетом определения об исправлении описки от 14 апреля 2016 г., вступившим в законную силу 5 апреля 2016 г., с Ивашовой Н.С. в пользу АО «Альфа-Банк» была взыскана задолженность по кредитному договору в размере 237 631,26 руб. Судом был выдан исполнительный лист №, который направлен в адрес взыскателя 6 апреля 2016 г.
Исполнительный документ № был предъявлен взыскателем АО «Альфа-Банк» к принудительному исполнению, что явилось основанием для возбуждения исполнительного производства, которое было окончено 8 декабря 2016 г. по причине о невозможности исполнения.
Определением Алтайского районного суда Республики Хакасия от 15 декабря 2021 г. в рамках исполнения вышеуказанного решения суда произведена замена взыскателя АО «Альфа-Банк» правопреемником ООО «СКМ», выдан дубликат исполнительного документа, в удовлетворении заявления о восстановлении процессуального срока для его принудительного исполнения отказано с указанием на то, что такой срок не истек.
По вступлении указанного определения суда в законную силу правопреемник взыскателя ООО «СКМ» предъявил выданный судом дубликат исполнительного документа для его принудительного исполнения, однако постановлением судебного пристава-исполнителя Алтайского районного отделения УФССП по Республике Хакасия от 25 мая 2022 г. отказано в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
Определением Алтайского районного суда Республики Хакасия от 5 августа 2022 г. вновь отказано в удовлетворении заявления ООО «СКМ» о восстановлении пропущенного процессуального срока на предъявление исполнительного документа к принудительному исполнению со ссылкой на то, что указанный срок не истек.
По вступлении в законную силу определения суда от 5 августа 2022 г. дубликат исполнительного документа повторно был предъявлен к принудительному исполнению ООО «СКМ» и послужил основанием для возбуждения 17 октября 2022 г. исполнительного производства № в отношении должника Ивашовой Н.С. о взыскании в пользу взыскателя ООО «СКМ» денежных средств в общей сумме 237 631,26 руб.
Требуя прекращения исполнительного производства №45183/22/19022-ИП, Ивашова Н.С. указывала, что возбуждено данное исполнительное производство было по истечении срока предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявления Ивашовой Н.С. о прекращении исполнительного производства № руководствуясь ст.43 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исходил из того, что обстоятельства, на которые ссылается Ивашова Н.С., как на основания для прекращения исполнительного производства, в соответствии с указанными нормами действующего законодательства таковыми не являются.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указал, что доводы жалобы должника о возбуждении исполнительного производства по истечении срока для его принудительного исполнения заслуживают внимания, поскольку датой исчисления трехлетнего срока для принудительного исполнения исполнительного документа будет считаться дата окончания исполнительного производства, то есть 9 декабря 2016 г., а датой окончания срока - 9 декабря 2019 г., однако вышеуказанные доводы не являются основанием для отмены обжалуемого определения об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства, так как по смыслу ч.1 ст.3 ГПК РФ праву заинтересованного лица на обращение в суд корреспондирует обязанность указанного лица соблюдать порядок, установленный законодательством о гражданском судопроизводстве, который не предусматривает возможность восстановления нарушенных прав должника путем прекращения исполнительного производства при наличии вступивших в законную силу определений Алтайского районного суда Республики Хакасия от 15 декабря 2021 г. и от 5 августа 2022 г., законность которых в установленном законом порядке не преодолена.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым судебные инстанции пришли к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в судебных актах и являются обоснованными, нарушения норм материального или процессуального права не выявлены.
В соответствии со ст.439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Обстоятельство, на которое ссылается Ивашова Н.С., как на основание для прекращения исполнительного производства, не предусмотрено ч.1 ст.43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В данном случае, определением Алтайского районного суда Республики Хакасия от 15 декабря 2021 г., от 5 августа 2022 г. отказано в удовлетворении заявления ООО «СКМ» о восстановлении пропущенного процессуального срока на предъявление исполнительного документа к принудительному исполнению, с указанием на то, что такой срок не истек. Из материалов дела следует, что Ивашова Н.С. не выразила своего несогласия с выводами суда о том, что срок предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению не истек, не воспользовалась своим правом обжалования вышеуказанных судебных актов. Сведений об отмене судебных постановлений в материалах дела не содержится.
Доводы кассационной жалобы о том, что исполнительное производство должно быть прекращено в связи с истечением срока предъявления исполнительного документа к исполнению, подлежат отклонению, поскольку фактически сводятся к несогласию с принятыми определениями суда от 15 декабря 2021 г., от 5 августа 2022 г., основаны на неправильном толковании норм права, не свидетельствует о наличии оснований для прекращения исполнения исполнительного производства.
Судебными инстанциями не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, влекущих в любом случае отмену постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций. Выводы, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
При таких обстоятельствах, судья кассационной инстанции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь ст.ст.379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░ 2023 ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░