Решение по делу № 2-311/2024 (2-3721/2023;) от 28.11.2023

Дело № 2-311/2024

50RS0019-01-2023-004735-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин Московской области                                           22 января 2024 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Вороновой Т.М.,

при секретаре судебного заседания Баламутовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Копыловой Т. Т. к администрации городского округа Клин Московской области о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Копылова Т.Т. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Клин Московской области о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указывала на то, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № 112 от 04.10.2023 года она является нанимателем комнаты № 72 площадью 18, 5 кв. м. в /адрес/, расположенном по адресу: /адрес/, /адрес/.

В связи с наличием трудовых отношений с Клинским производственным объединением «Химволокно», ей в 1976 году на основании ордера была предоставлена квартира, ордер на квартиру у истца не сохранился.

Истец одна проживает в спорной комнате, своевременно оплачивает коммунальные услуги.

В октябре 2023 года истец обратилась к ответчику с заявлением о получении указанного жилого помещения в порядке приватизации.

31.10.2023 года Администрация г.о. Клин вынесла решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений муниципального жилищного фонда» по причине того, что спорное жилое помещение не относится к категории жилых помещений подлежащих приватизации в соответствии со ст.4 Закона №1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда».

Учитывая указанные обстоятельства, истец просила суд признать отказ администрации городского округа Клин в приватизации жилого помещения - комнаты площадью 18,5 кв.м., /номер/, расположенного по адресу: /адрес/ /адрес/ недействительным и признать за ней право собственности на указанную комнату в порядке приватизации.

Истец Копылова Т.Т. и ее представитель по доверенности Можаева О.В. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.

Представитель ответчика администрации городского округа Клин Московской области Кузнецова О.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска с учетом того, что квартира предоставлялась по служебному ордеру как временное жилье, общежитие было передано в ведомство муниципального района в 1991 году. Договор социального найма заключен в 2023 году. Копылова Т.Т. зачислена на учет нуждающихся в жилье Постановлением администрации Клинского района № 507 от 20.03.1996 года. В порядке КАС РФ решение администрации городского округа Клин об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений муниципального жилищного фонда» истцом не было обжаловано.

Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Обращаясь в суд с иском, Копылова Т.Т. указывала на то, что в связи с наличием трудовых отношений с Клинским производственным объединением «Химволокно», ей в 1976 году на основании ордера была предоставлена квартира, ордер не сохранился. Истец занимает указанную жилую площадь одна, своевременно оплачивает коммунальные услуги.

В соответствии с договором социального найма жилого помещения № 112 от 04.10.2023 года Копылова Т.Т. является нанимателем комнаты /номер/ площадью 18, 5 кв. м. в /адрес/, расположенном по адресу: /адрес/.

Истец также указывала на то, что в октябре 2023 года она обратилась к ответчику с заявлением по вопросу получения государственной услуги по приватизации указанного жилого помещения.

31.10.2023 года Администрация г.о. Клин вынесла решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений муниципального жилищного фонда» по причине того, что спорное жилое помещение не относится к категории жилых помещений подлежащих приватизации в соответствии со ст.4 Закона №1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В соответствии с положениями ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

По смыслу положений ст. 100 ЖК РФ служебное жилое помещение предоставляется нанимателю по договору найма служебного жилого помещения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Аналогичные нормы, касающиеся служебных жилых помещений ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Вводный закон не содержат. Вместе с тем, исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации), к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

       Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 47 ЖК РСФСР).

В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР, действовавшего на момент заселения истца в служебное жилое помещение, с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

       Также согласно ст. 107 ЖК РСФСР, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подложат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

       Вместе с тем, согласно п. 8 договора найма жилого помещения в общежитии от 04.10.2023 года наниматель не вправе осуществлять обмен жилого помещения, передавать его в поднаем, а также получить жилое помещение в собственность в порядке приватизации.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Кроме того, общежитие по адресу: /адрес/ /адрес/ не относится к квартирному типу, то есть имеет общий холл, кухню, сан. узел, тем самым требования о приватизации помещения в данном общежитии не основано на законе.

В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Статус /адрес/, как общежития, указан в копии финансового лицевого счета.

Судом отклоняется довод истца о том, что в выписке из ЕГРН отсутствует указание о том, что спорное жилое помещение является служебным, поскольку согласно Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" решение об отнесении квартиры к служебному жилью должно быть направлено в отделение Росреестра в течение трех дней со дня его принятия (п. 14 Правил). Данное сообщение носит уведомительный характер и не является юридически значимым для целей придания или не придания квартире статуса служебной, поэтому отсутствие в ЕГРП сведений о присвоении квартире статуса служебного жилого помещения не может свидетельствовать о недействительности его присвоения.

Таким образом, изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управления жилищным фондом.

Данных, свидетельствующих о том, что Администрацией г.о. Клин, как владельцем спорного жилого помещения, принималось решение об исключении указанной квартиры из специализированного жилищного фонда, а также о том, что жилое помещение, в отношении которого заявлен спор, предоставлялось истцу на условиях договора социального найма, в материалах дела не имеется и не представлено.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ N 9-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики М. Эл" учитывая необходимость соблюдения интересов населения муниципального образования, нуждающегося в получении услуг специалистов, занятых в социально значимых сферах деятельности, а также граждан, заинтересованных в приватизации служебных жилых помещений, и собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, пределы установления условий и порядка приватизации специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда должны соответствовать цели местного самоуправления, которая, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, состоит в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление местного самоуправления

Федеральный законодатель, исходя из возможности изменения потребностей публично-правовых образований в служебных жилых помещениях с учетом заинтересованности проживающих в них граждан в приватизации этих помещений и преследуя цель соблюдения необходимого баланса прав граждан и муниципальных образований как собственников жилищного фонда, предоставил частью второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственникам право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их тем самым из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Такие решения являются исключением из общего правила, установленного частью первой той же статьи, и не могут предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан.

Предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность.

Таким образом, отказ Администрации городского округа Клин Московской области в предоставлении в собственность Копыловой Т.Т. в порядке приватизации спорного жилого помещения является обоснованным, поскольку квартира была передана в пользование по договору найма служебного помещения, решения о ее приватизации собственником не принималось, в силу правового регулирования обязанность принимать решение о приватизации конкретного жилого помещения у Администрации отсутствует.

Фактическое пользование комнатой в общежитии не может свидетельствовать о возникновении у истца права на приватизацию.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что право у истца требовать передачи жилого помещения в собственность не возникло, в связи с чем, требование о признании отказа в приватизации и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворению не подлежит.

       Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Копыловой Т.Т. в полном объеме.

       Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       исковые требования Копыловой Т. Т. к администрации городского округа Клин Московской области о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставить без удовлетворения.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

       Судья                                         подпись                                Т.М. Воронова

      Мотивированное решение составлено 25 января 2024 года.

Копия верна

Решение не вступило в законную силу

       Судья                                                                                       Т.М. Воронова

2-311/2024 (2-3721/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Копылова Татьяна Тимофеевна
Ответчики
Администрация городского округа Клин
Суд
Клинский городской суд Московской области
Судья
Воронова Татьяна Михайловна
Дело на странице суда
klin.mo.sudrf.ru
28.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2023Передача материалов судье
29.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2023Подготовка дела (собеседование)
12.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее