Решение по делу № 33-1144/2024 от 23.01.2024

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

31RS0009-01-2023-000497-87                                                                                         33-1144/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород                                                                                                                    05 марта 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Переверзевой Ю.А.

судей Тертышниковой С.Ф., Украинской О.И.

при секретаре Бурцевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перепелица Е.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области о зачете периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную страховую пенсию

по апелляционной жалобе отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области

на решение Грайворонского районного суда Белгородской области от 14 ноября 2023г.

Заслушав доклад судьи Тертышниковлй С.Ф., пояснения представителя отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области Новиковой Н.В., поддержавшей приведенные в апелляционной жалобе доводы, Перепелица Е.В. и ее представителя Вавилова В.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Перепелица Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области, в котором, с учетом уточнения исковых требований просила обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области засчитать в медицинский стаж для назначения досрочной пенсии в связи с медицинской деятельностью периоды ее работы:

         - 03.07.1992г. по 01.08.1995г. в должности медицинской сестры смотровой Золочевской ЦРБ Харьковской области – календарно;

         - 01.08.2002г. по 31.07.2004г. в должности врача-интерна по анестезиологии-реанимации областной клинической больницы гор. Харькова в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

          - с 28.06.2007г. по 27.02.2008г. в санатории «Красиво» заведующей лечебно-диагностическим отделением с совмещением должности врача отоларинголога, в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

           - с 24.07.2004 г. по 18.07.2007г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в группе анестезиологии и реанимации хирургического отделения Прохоровской ЦРБ в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 9 месяцев;

          - донорские ( отгулы за сдачу крови: 01.12.2008г.; 06.12.2008г., 31.01.2009., 21.03.2009г., с 16.06.2009г. по 17.06.2009г., 24.10.2009г., 07.11.2009г., с 28.01.2010г. по 29.01.2010г., 04.10.2020., 03.11.2010г., 05.02.2011г., 07.03.2011г., 10.06.2011г., 18.06.2011г., 03.12.2011г., и периода отгул в выходной день 24.01.2011г..

          Кроме того просила признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии с учетом отсрочки, предусмотренной Федеральным законом №400 с 10 мая 2022 года.

         В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что в учреждениях здравоохранения она работает с 1992 года, в указанных в иске медицинских учреждениях и должностях.

         10.11.2020 года она обратилась в пенсионный фонд по поводу назначения досрочной страховой пенсии.

Решением СФР по Белгородской области №230000010533/122164/23 от 26.06.2023 года в назначении досрочной страховой пенсии отказано в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», по причине того, что страховой стаж составляет 18 лет 09 месяцев 24 дня, при этом специальный стаж составляет 26 лет 07 месяцев 09 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется.

С указанным решением она не согласна, поскольку незаконно не были включены в специальный стаж указанные в иске периоды работы.

Решением Грайворонского районного суда Белгородской области от 14 ноября 2023г. исковые требования Перепелица Е.В. удовлетворены.

    В стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости как лицу, осуществляющему медицинской деятельность включены периоды работы:

- 03.07.1992г. по 01.08.1995г. в должности медицинской сестры смотровой Золоческой ЦРБ Харьковской области – календарно;

- 01.08.2002 года по 31.07.2004 года в должности врача-интерна по анестезиологии –реанимации областной клинической больницы гор.Харькова – в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев (с учетом исправления описки определением Грайворонского районного суда от 22.12.2023г.).

- с 28.06.2007 г. по 27.02.2008 г. в санатории «Красиво» заведующей лечебно-диагностическим отделением с совмещением должности врача оториноларинголога, в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

- с 24.07.2004г. по 31.12.2006г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в группе анестезиологии и реанимации хирургического отделения Прохоровской ЦРБ в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 9 месяцев.

- донорские (отгулы за сдачу крови: 01.12.2008г., 06.12.2008 г., 31.01.2009 г., 21.03.2009г., с 16.06.2009г. по 17.06.2009г., 24.10.2009г., 07.11.2009г., с 28.01.2010г. по 29.01.2010г., 04.10.2010г., 03.11.2010г., 05.02.2011г., 07.03.2011г., 10.06.2011г., 18.06.2011г., 03.12.2011г., и периода отгула в выходной день 24.01.2011г.

Признано право Перепелица Е.В. на назначение досрочной страховой пенсии с учетом отсрочки, предусмотренной Федеральным законом №400 с 10.05.2022г.

В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области просит отменить решение суда, отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Перепелица Е.В. и представителем ОГБУЗ «Прохоровская центральная районная больница» на апелляционную жалобу поданы возражения.

В судебное заседание апелляционной инстанции не явились представители ОГАУЗ «Санаторий Красиво», ОГБУЗ «Прохоровская центральная районная больница», будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени слушания дела, не просили об отложении судебного разбирательства, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации дает основания к рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия, приходит к следующим выводам.

Подробно исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку с позиции ст. 67 ГПК Российской Федерации, проанализировав положения пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, применительно к установленным обстоятельствам, суд пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных Перепелица Е.В. требований.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции за исключением выводов о необходимости включения в льготном исчислении в страховой стаж истицы периода ее работы с 28.06.2007 г. по 27.02.2008 г. в санатории «Красиво» заведующей лечебно-диагностическим отделением с совмещением должности врача оториноларинголога, в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В ч. 1 ст. 8 названного закона указано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Пунктом 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013                   № 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному федеральному закону (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ28.12.2013 № 400-ФЗ).

В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с пп. «н» п. 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999                       № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «о пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.199.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 30 лет непосредственно осуществлявшие в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

    Исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения 13.03.1992 государства - участники СНГ, в том числе и Украина, заключили Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее Соглашение).

Согласно статье 2 Соглашения пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания.

В соответствии со ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. Периоды работы после заключения Соглашения учитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Периоды работы граждан, имевшие место за пределами Российской Федерации на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992 до 01.01.2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

    Как установлено судом и следует из материалов дела 03.07.1992г. Перепелица Е.В. принята на работу медсестрой смотрового кабинета женской консультации Золочевской центральной районной больницы Харьковской области. Согласно предоставленному в суд апелляционной инстанции диплому она имела соответствующее медицинское образование и квалификацию медицинской сестры. В данной должности истец работала до 01.08.1995 года, уволена по собственному желанию в связи с поступлением на учебу в медицинский институт. С 01.09.1995 года зачислена на первый курс медицинского факультета по специальности «Лечебное дело», отчислена с 30.06.2002 г. в связи с окончанием университета. Также в трудовой книжке имеется запись о том, что с 01.08.2002г. Перепелица Е.В. принята на должность врача-интерна в анестезиолого-реанимационное отделение Харьковской облклинбольницы, с 31.07.2004г. уволена в связи с окончанием срока интернатуры.

Из записей в трудовой книжке истца, следует, что 24.07.2004г. она принята на должность врача анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения Прохоровской ЦРБ, с 01.01.2007г переведена в группу анестезиологии и реанимации хирургического отделения на должность врача анестезиолога-реаниматолога той же больницы, уволена по собственному желанию 18.06.2007г. 28.06.2007г. Перепелица Е.В. принята на должность заведующей лечебно-диагностическим отделением в ОГУЗ «Санаторий «Красиво», с этой же даты истцу разрешено совмещение должности врача-отоларинголога на 0,5 ставки, уволена по собственному желанию 27.02.2008г. ( л.д. 16-19, 106-107, 108-111).

         Справкой Грайворонской ЦРБ №357 от 23.04.2021г. установлено, что Перепелица (Котелевская) Е.В. 10.08.1973 года рождения действительно работает в ОГБУЗ «Грайворонская центральная районная больница» в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации стационара с 04.03.2008г. ( приказ о приеме №14 от 04.03.2008г) по настоящее время, с полным рабочим днем, на полную ставку, установленную за норму рабочего времени, за период работы ею были использованы отгулы за сдачу крови и отгул за работу в выходной день. ( л.д. 22)

Из решения об отказе в установлении пенсии от 26 июня 2023 года Отделения СФР по Белгородской области следует, что право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ у Перепелицы Е.В. не имеется в связи с отсутствием требуемых условий. На дату обращения общий страховой стаж Перепелицы Е.В. составил 18 лет 9 месяцев 24 дня, специальный стаж в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ составляет 26 лет 7 месяцев 9 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется. В специальный стаж не включены периоды работы в должности медицинской сестры Золочевской ЦРБ Харьковской области, врача-интерна по анестезиологии-реанимации областной клинической больницы гор.Харькова, в санатории «Красиво» заведующей лечебно-диагностическим отделением с совмещением должности врача отоларинголога. Период работы с 24.07.2004 г. по 31.12.2006г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в группе анестезиологии и реанимации хирургического отделения Прохоровской ЦРБ зачтен в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца. ( л.д. 10-11)

         Решением об отказе в установлении пенсии Отделение СФР по Белгородской области от 17.07.2023г. дополнительно принято решение об исключении указанных периодов из специального стажа, а также об исключении из специального стажа донорских дней     (отгулы за сдачу крови ) и отгул за работу в выходной день. (л.д. 13-14).

Включая периоды работы истицы с 03.07.1992г. по 01.08.1995г. в должности медицинской сестры смотровой Золоческой ЦРБ Харьковской области – календарно;

С 01.08.2002 года по 31.07.2004 года в должности врача-интерна по анестезиологии –реанимации областной клинической больницы гор. Харькова – в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, суд первой инстанции, правильно применив нормы Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г., вышеприведенные нормы пенсионного законодательства Российской Федерации, с учетом того, что в целях подтверждения периодов работы с 03.07.1992г. по 01.08.1995г. в должности медицинской сестры смотровой Золочевской ЦРБ Харьковской области Перепелицей Е.В. в материалы дела представлена копия справки №139 Золочевской центральной больницы Харьковской области, из которой следует, что Перепелица (Котелевская) Е.В. работала в Золочевской центральной районной больнице: с 03.07.1992г. – принята на должность медицинской сестры женской консультации, месячный оклад 2290 руб. (приказ №79-а п.5 от 03.07.1992г.); с 23.12.1992г. – разрешено совмещение профессии санитарки вторых кабинетов поликлинического отделения ( приказ №154 от 23.12.1992г.); - 01.08.1995г. – уволена с должности медицинской сестры поликлинического отделения, согласно заявлению в связи с поступлением на обучение в медицинский институт ( приказ №90 п.7 от 31.07.1995г.), простоев не было, в отпуске по уходу за ребенком до 3-х, 6-ти лет не находилась, находилась в отпуске без сохранения заработной платы по собственной инициативе и по заявлению: 22.05.1995г. (Приказ №60 от 18.05.1995г.), тарифный отпуск 24 р.д. : с 01.07.1993г., с 01.08.1994г., с 04.07.1995г., командировка с 16.11.1992г. по 21.11.1992г.. В указанной справке имеется указание на то, что справка выдана на основании книги приказов по Золочевской ЦРБ, также имеются сведения о реорганизации больницы ( л.д. 43,44). Истцом в обоснование иска также представлена справка о заработной плате Перепелицы Е.В. за указанный период ( л.д. 45, 59), пришел к правомерному выводу о возможности включения данного периода в специальный стаж истицы в календарном исчислении.

По периоду работы с 01.08.2002г. по 31.07.2004г. истцом Перепелица Е.В. представлена справка Харьковской областной клинической больницы №03/1941 от 27.05.2021г. из которой следует, что Перепелица Е.В. действительно работала в «Харьковской областной клинической больнице». 01.08.2002г. ( приказ 145-к от 01.08.2002г.) – принята на должность врача-интерна для прохождения интернатуры в анестезиолого-реанимационном отделении с доплатой 15% за вредные условия труда. 31.07.2004г. (приказ №117-к от 02.08.2004г.) – уволена с занимаемой должности в связи с окончанием срока интернатуры. За период работы Перепелица Е.В. не предоставлялись отпуска по уходу за ребенком до 3-х - 6-ти лет и отпуска без сохранения заработной платы. Основания выдачи справки: приказы главного врача, личные счета сотрудников больницы ( л.д. 53, 54).

Информацией, направленной Главным Управлением пенсионного фонда Украины в Харьковской области в адрес Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Белгородском районе Белгородской области (межрайонный) подтверждается, что согласно предоставленным отчетам по Харьковской областной клинической больнице, код ЕГРПОУ 02003563 за период с 01.08.2002 по 31.07.2004 страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование уплачены полностью ( л.д. 55, 56).

Сведения об уплате страховых взносов за спорный период отражены также в Индивидуальных сведениях о застрахованном лице Пенсионного фонда Украины ( л.д. 58-60), из которых следует страховые взносы за период работы в Харьковской областной клинической больнице уплачены полностью.

Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).

Согласно постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении N 1 к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе врачами анестезиологами-реаниматологами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего спора, является установление выполнения истицей функциональных обязанностей врача анестезиолога-реаниматолога при прохождении ею интернатуры в период с 01.08.2002 года по 31.07.2004.

Доводы в жалобе о том, что должность истицы в данный период поименована как врач-интерн, без указания «анестезиолог-реаниматолог», судебная коллегия признает неубедительным, поскольку интернатуру истица проходила в анестезиолого-реанимационном отделении, по окончании которой ей присвоено звание врача специалиста по специальности анестезиология, что подтверждается представленным в судебную коллегию сертификатом № 6247 от 30.06.2004г.

При этом, судебная коллегия отмечает, что в связи с возникшей обстановкой ввиду проведения СВО истица лишена возможности предоставить дополнительные сведения о ее трудовой деятельности, протекавшей в спорные периоды на Украине.

Доводы апеллирующего лица о невозможности применения упомянутого Соглашения к спорным правоотношениям ввиду его денонсации Российской Федерацией и прекращении его действия в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2022г.№ 175-ФЗ не убедительны, поскольку оно применено к правоотношениям, имевшим место в период его действия.

    Неубедительными являются и доводы в жалобе о незаконности выводов суда о включении в специальный стаж истицы в льготном исчислении периода ее работы - с 24.07.2004г. по 31.12.2006г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в группе анестезиологии и реанимации хирургического отделения Прохоровской ЦРБ в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 9 месяцев. По мнению автора жалобы, поскольку в записи в трудовой книжке указано на работу истицу в качестве врача анестезиолога – реаниматолога хирургического отделения Прохоровской ЦРБ без указания ее работы в группе анестезиологии и реанимации хирургического отделения, то данный период подлежит включению в специальный стаж из расчета 1 год за 1 год 3 месяца (медицинская деятельность в сельской местности).

Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г., периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, когда год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, в разделе 1 указаны оперирующие врачи - специалисты всех наименований в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, в разделе 2 указаны врачи анестезиологи - реаниматологи (анестезиологи-реаниматоры) в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка, в том числе, больниц всех наименований.

Из информации №685 от 07 ноября 2023г., направленной в адрес суда ОГБУЗ «Прохоровская ЦРБ» следует, что Перепелица Е.В. работала в должности врача-анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения муниципального учреждения здравоохранения «Прохоровская центральная районная больница» с 24.07.2004г. (приказ №13 от 15.07.2004г.), с 01.01.2007г. (приказ №1 от 01.01.2007г.) переведена на должность врача-анестезиолога-реаниматолога в группу анестезиологии-реанимации хирургического отделения по 18.06.2007г. (приказ №13 от 13.06.2007г.) (л.д. 172).

Изложенные в информации сведения, подтверждаются копиями приказов №13 от 15.07.2004г., №1 «а» от 01.01.2007г., №13 от 18.06.2007г. (л.д. 173-176) и карточками-справками за спорный период ( л.д. 177-180). Из карточек-справок следует, что в спорный период Перепелице начислялись надбавка к заработной плате в размере 15% ( за вредность).

В дополнение к письму от 07.11.2023г. ОГБУЗ «Прохоровская ЦРБ» сообщила следующую информацию: в хирургическом отделении ОГБУЗ «Прохоровская ЦРБ» с 01.01.2007г. согласно штатному расписанию фактически существовала группа анестезиологии-реанимации, в составе двух врачей анестезиологов-реаниматологов и двух медицинских сестер–анестезисток. До указанной даты группа анестезиологии-реанимации по штатному расписанию не была обозначена, так как кадровой и экономической службами в нарушение существующей номенклатуры, утвержденной приказом Минздрава СССР от 11.06.1986г. №841 на это не было обращено внимание. Перепелица Е.В. была принята на работу в ОГБУЗ «Прохоровская ЦРБ» 24.07.2004г. (приказ №13 от 15.07.2004г.) и по указанной выше причине в ее трудовой книжке было указано место ее работы хирургическое отделение, а не группа анестезиологии-реанимации, которая фактически существовала. О предоставлении данных в Пенсионный фонд за то время администрация ОГБУЗ «Прохоровская ЦРБ» пояснить не может, в связи с неоднократной сменой руководителей учреждения и работников кадровой служб, отсутствием данных по этому вопросу (л.д. 181)

В судебном заседании истец Перепелица Е.В. суду пояснила, что с даты приема на работу в Прохоровскую ЦРБ на должность врача анестезиолога-реаниматолога она фактически работала в группе анестезиологии-реанимации, которая состояла из двух врачей анестезиологов-реаниматологов и двух медицинских сестер–анестезисток. После ее перевода 01.01.2007г. на работу в группу анестезиологии-реанимации характер и специфика ее работы не изменилась, также в группе анестезиологов-реаниматологов работало два врача и две медсестры.

Учитывая установленные в судебном заседании характер и специфику, условия осуществляемой истцом работы, выполняемые ею функциональные обязанности по занимаемой должности, направление деятельности учреждения, организации, в которой она работала, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для включения спорного периода трудовой деятельности истца (в Прохоровской ЦРБ) в льготном исчислении в ее стаж из расчета 1 год за 1 год и 9 месяцев, поскольку несоответствие записи в трудовой книжке в части наименования группы анестезиологии – реанимации, не должно влиять на ее пенсионные права.

    Что касается доводов о необоснованности сделанных в трудовой книжке записей о работе истицы в должности врача интерна в анестезиолого-реанимационном отделении Харьковской облклинбольницы с 01.08.2002г. по 31.07.2004г., в тоже время имеется запись о ее приеме на работу в Прохоровскую ЦРБ с 24.07.2004г. и двойном учтении в страховом стаже периода с 24.07. по 31.07.2004г., то судебная коллегия полагает, необходимым изменить период работы истицы в должности врача интерна в анестезиолого-реанимационном отделении Харьковской облклинбольницы с 01.08.2002г. по 31.07.2004г на период с 01.08.2002 по 23.07.2004г., поскольку двойное учтение периода с 23.07.2004 по 31.07.2004г. в двух вышеуказанных учреждениях недопустимо.

При этом, заслуживают внимания доводы в жалобе о незаконности выводов в решении суда о включении в специальный стаж истицы в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца периода работы - с 28.06.2007 г. по 27.02.2008 г. в санатории «Красиво» в должности заведующей лечебно-диагностическим отделением с совмещением должности врача оториноларинголога.

Из записей в трудовой книжке Перепелица Е.В. следует, что в период с 28.06.2007г. по 27.02.2008г. она работала в «Санатории «Красиво» заведующей лечебно-диагностическим отделением с совмещением должности врача отоларинголога.

с 01.11.1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066.

Этим Списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (п.21 Списка, раздел «Наименование учреждений»), к должностям - должность медицинской сестры палатной.

Условия данного пункта расширительному толкованию не подлежат.

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено п.21 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.

Из приведенных нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 01.11.1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Таким образом, с 01.11.1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г.                      № 1066, а именно - после 01.11.1999 г., не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с п.5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.08.2007 г. № 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.

В силу п. 3 вышеназванных Правил исчисления периодов работы работа в любой должности, указанной в разделе "Наименование должностей", включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе "Наименование учреждений" Списка.

          В п. 21 раздела "Наименование учреждений" Списка перечислены санатории (курорты), в том числе детские, в которых лечение осуществляется по определенному профилю:                                   для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями    полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

    Из устава областного государственного учреждения здравоохранения «Санаторий Красиво», зарегистрированного постановлением Главы местного самоуправления Борисовского района Белгородской области № 61 от 11.09.2000г. усматривается, что предметом его деятельности является в том числе санаторно курортное лечение, без указания профиля.

Судебной коллегией были запрошены лицензии, выданные вышеуказанному учреждению в период работы истицы (28.06.2007г. по 27.02.2008г.).

Министерство здравоохранения Белгородской области письмом от 29.02.2024г. сообщило, что в указанный период лицензирование осуществлялось в соответствии требованиями Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности». Согласно требованиям абзаца 2 указанного Положения, лицензирование, в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, осуществляла Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно данным из единого реестра лицензий ОГУЗ «Санаторий Красиво» в спорный период имело лицензии на розничную торговлю лекарственными средствами, деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,, медицинскую деятельность (санаторно курортную помощь: акушерство и гинекология, стационарная помощь в том числе в условиях дневного стационара : акшерство и гинекология), что не подтверждает профиль работы санатория по лечению туберкулеза всех форм; для больных с последствиями    полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические, а утверждение суда о многопрофильности санатория по указанным Списке видам лечения, не соответствует установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем указанный период не подлежит включению в страховой стаж истицы в льготной исчислении, дающем право на назначение досрочной пенсии по основанию, предусмотренному п.20 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ссылка суда первой инстанции на выдачу ОГАУЗ «Санаторий «Красиво»» лицензии №ЛО-31-01-001569 от 29.05.2014г., не состоятельна, так как она не относится к оспариваемому истицей периоду работы.

В этой части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данного требования.

Поскольку без указанного периода работы истицы необходимого стажа для назначения ей досрочной пенсии с10.05.2022г. не имеется, (такое право наступает только 14.02.2024г. с учетом отсрочки, предусмотренной Федеральным законом №400) то подлежит отмене и решение суда в части признания права Перепелицы Е. В. на назначение досрочной страховой пенсии с учетом отсрочки, предусмотренной Федеральным законом №400 с 10.05.2022г.

В остальной части решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для его отмены в апелляционном порядке, не усматривается.

Остальные доводы в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, основаны на иной оценке обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328,329, п.п. 3,4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Грайворонского районного суда Белгородской области от 14 ноября 2023 г. по делу по иску Перепелицы Е.В. (СНИЛС ) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области (ИНН 3123004716 ) о зачете периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную страховую пенсию отменить в части включения судом в специальный стаж работы Перепелицы Е.В. периода ее работы с 28.06.2007г. по 27.02.2008г. в санатории Красиво заведующей лечебно-диагностическим отделением с совмещением должности врача оториноларинголога в льготном исчислении, признании права Перепелицы Е.В. на назначение досрочной страховой пенсии с учетом отсрочки, предусмотренной Федеральным законом № 400-ФЗ с 10.05.2022г.

Принять в данной части новое решение которым отказать в удовлетворении требований Перепелица Е.В. в указанной части.

Решение суда в части включения периода работы Перепелица Е.В. с 1.08.2002г. по 31.07.2004г. в должности врача интерна по анестезиологии реанимации областной клинической больницы города Харькова изменить, указав период работы с 1.08.2002г. по 23.07.2004г.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Грайворонский районный суд Белгородской области.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 07.03.2024.

Председательствующий

Судьи

33-1144/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Перепелица Елена Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области
Другие
ОГАУЗ "Санаторий «Красиво»
Власов Дмитрий Владимирович
ОГБУЗ «Прохоровская центральная районная больница»
Абросимова Инна Викторовна
Литвин Евгений Юрьевич - директор ОГАУЗ "Санаторий "Красиво"
Вавилов Владимир Николаевич
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Тертышникова Светлана Федоровна
Дело на странице суда
oblsud.blg.sudrf.ru
23.01.2024Передача дела судье
27.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024Передано в экспедицию
05.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее